ИТК против GfK. Кассация. Финал
Судебная эпопея вокруг манипуляций с телерейтингами экс-измерителя популярности украинских каналов – компании GfK – неожиданно получила новый оборот. В октябре заказчик телеисследования Индустриальный телевизионный комитет с помощью кассации сумел все же разорвать контракт с GfK, что зафиксировано в выписке из госреестра судебных решений. Ну а о чем это может свидетельствовать – давайте разбираться.
Для тех, кто не следил за эпопеей внимательно, напомню, контракт ИТК с GfK был действительным до конца 2014 года, но ровно год назад – в ноябре 2013-го – комитет подал в суд, чтобы отказаться от услуг измерителя из-за скандала вокруг манипуляций с телерейтингами, разразившегося в июне 2012 года. Новым измерителем с 1 января этого года стала компания Nielsen. 20 мая суд первой инстанции в деле о разрыве контракта принял сторону ИТК. Но уже 15 июля апелляционный суд отменил решение предыдущей инстанции, хотя и оставил контракт расторгнутым.
Параллельно в суд подала GfK, причем двумя исками, требуя две компенсации – 3,3 млн грн и 6,7 млн грн, что вместе составляют выплаты по контракту с ИТК за первые три месяца этого года. Напомню, сумма контракта составляла 39,7 млн грн в год. Иск на 3,3 млн грн суд постоянно переносил, а иск на 6,7 млн грн не удовлетворил еще в июне. Компания подала на апелляцию, но уже 16 июля – на следующий день после решения суда по апелляции – забрала заявление о компенсации.
Собственно, именно столь внезапное решение GfK натолкнуло меня на мысль, что ИТК разойдется с измерителем полюбовно. Все указывало на то, что комитет фактически позволил GfK выиграть апелляцию в обмен на то, что немцы не будут претендовать на компенсацию. От мирного «развода» выигрывает весь рынок, ведь судебная волокита GfK и ИТК подрывает доверие рекламодателей к рейтингам с 2010-го по 2014-й. Но мои надежды на то, что между репутацией и деньгами немцы выбрали первое, разбились о суровые судебные реалии.
Жирная точка
После фактически проигранной 15 июля апелляции ИТК все же решил не сдаваться и 29 сентября подал кассационный иск на GfK. Что интересно: несмотря на то, что срок на подачу кассационного заявления истек, суд таки принял заявление комитета, автоматически решив восстановить срок для подачи кассационной жалобы без указания причин.
Решения суда по кассации долго ждать не пришлось. Уже 14 октября суд постановил оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. При этом контракт ИТК и GfK все же расторгнут. Кассация подтвердила решение апелляции об отказе в остальной части иска ИТК.
Дело в том, что в процессе разрыва контракта ИТК настаивал на технических нюансах. Апелляционный суд, по мнению комитета, пришел к неверному выводу о прекращении действия контракта. Договор с GfK комитет не разрывал в одностороннем порядке, как говорится в судебном решении, ведь измеритель знал об этом заранее (еще 23 сентября 2013 года ИТК направил GfK письмо с предложением о расторжении договора). Кроме этого, по мнению ИТК, суд сделал общий вывод о некачественных услугах, не указав, о чем именно идет речь.
По мнению суда, в случае одностороннего отказа от договора, он квалифицируется как односторонняя сделка. При этом суд отмечает, что договор считается измененным или расторгнутым с момента получения второй стороной такого уведомления. Утверждение комитета о ненадлежащем исследовании судом всех доказательств некачественного исследования кассационный суд отклонил: мол, «у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов судов предыдущих инстанций, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства». При этом расторжение контракта кассационный суд сформулировал так: «вследствие ненадлежащего исполнения компанией GfK условий договора».
Формулируя свои выводы, коллегия судей приняла во внимание:
1) статистический аудит GfK от июня 2012 года, который выявил 142 семьи, манипулировавшие рейтингами в пользу «Нового канала», а также тематических телеканалов: женского «Макси ТВ», кулинарного «Меню ТВ» и политического ТВі;
2) аудит Syfret & Ruud, который признал факт вмешательства в панель и дал рекомендации немедленно исключить замешанные в коррупции семьи, заменив их новыми;
3) аудит профессора социологии Владимира Воловича, который указал, что данные GfK были некачественными даже после исключения из панели 142 коррупционных семей.
читайте также
Спросите, а как строила линию защиты GfK? В кассационной жалобе немцы просили отменить судебные решения, потому что ИТК таким образом якобы нарушает процессуальное законодательство. Аргументы GfK, видимо, прошли мимо судей. Дело рассматривали Виктор Овечкин (председательствующий), Е. Чернов и В. Цвигун. Кстати, о скелетах в шкафах этих судей интернет умалчивает.
Ни денег, ни репутации
С компенсацией, как оказалось, тоже не все так просто. Отказавшись от 6,7 млн грн компенсации на второй день после частичного проигрыша ИТК в апелляции в деле по контракту, GfK передумала – уже 22 июля суд возобновил производство по делу о 6,7 млн грн. Причины не сообщаются. Напомню, эти деньги GfK вознамерилась получить за исследование, которое проводила в феврале и марте.
Слушания дела длились практически два месяца, и 11 сентября суд полностью отказал GfK в данном иске. Немцы решили не опускать рук и 3 октября подали на апелляцию, рассмотрение которой должно было состояться 13 ноября. Результаты дела мне пока не удалось выяснить – как вы знаете, ИТК и GfK не комментируют судебную волокиту.
Параллельно с иском на 6,7 млн грн суд рассматривал еще один иск GfK против ИТК: 6 февраля немцы подали в суд с требованием к ИТК выплатить 3,3 млн грн по условиям контракта за январь этого года. Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с представлением сторонами ходатайств о переносе, с необходимостью истребования судом дополнительных доказательств, а также с изменением состава судей. 8 сентября суд все же решил стать на сторону ИТК и полностью отказал GfK в исковых требованиях. Поэтому немцы подали на апелляцию, которую проиграли совсем недавно – 4 ноября.
В суде GfK настаивала на том, что по контракту ИТК должен осуществить предоплату компании за январь этого года, а потому 3 января выставила комитету счет за свои исследования, ориентируясь на прошлогодние расценки. ИТК не заплатил, поскольку контракт расторгнут – соответственно, сумма не была согласована (она меняется каждый год с учетом инфляции), а данных GfK за январь комитет не получал.
Похоже, шансы GfK вернуть хоть какие-то деньги приближаются к нулю не только из-за абсурдности исков компании, но в связи с решением суда по разрыву контракта ИТК с GfK.
«Зеленый свет» для рекламистов
В общем итоге суд все же оставил рекламодателям лазейку для дальнейших судов. Об этом свидетельствует одна цитата, которую я хочу привести целиком:
«Коллегия судей считает, что нарушения GfK условий договора о конфиденциальности информации о домохозяйствах, которые принимали участие в телевизионной панели, и непринятие достаточных мер для сохранения такой информации привели к возможности воздействия на отдельные домохозяйства третьими лицами, в частности, предоставление им соответствующих инструкций, что отмечено аудиторами, привели к лишению ИТК возможности получить достоверную и объективную информацию о телевизионной аудитории, которую он планировал использовать в своей хозяйственной деятельности».
Напомню, по подсчетам рекламных агентств доход от рекламы фигурантов панельного скандала – телеканалов «Макси ТВ», «Меню ТВ» и ТВі – колебалась в пределах 25-40 млн грн в год. Каналы манипулировали рейтингами с 2010-го по июнь 2012-го, а «Меню ТВ» – до конца прошлого года. «Новый канал» манипулировал рейтингами в 2010-2011 годах, но в кассационном решении названия этого вещателя почему-то не оказалось – остались только «Макси ТВ», «Меню ТВ» и ТВi. Согласитесь, интересный поворот событий.
Исследование GfK было валютой во взаимоотношениях между телеканалами и рекламодателями, а также агентствами, которые их обслуживают. По данным GfK, объем рекламы на ТВ в 2012-2014 годах составил 4 млрд грн (в среднем, $450 млн по тогдашнему курсу) в год. За 4 года (2010-2014), по самым скромным подсчетом, рекламодатели потратили 600 млн грн на телерекламу впустую. Эта оценка включала только телеканалы, упомянутые в суде, без упоминания других вещателей, фигурировавших в сканлдале, и программ отдельного продакшена. Так что общая сумма вполне может оказаться как минимум в два раза больше.
Крупнейшими рекламодателями, чьи деньги ушли вникуда, оказались Procter & Gamble, Nestle, Unilever (Lipton, Dove, Lux, Rexona, Axe, Timotei, Domestos и др), Reckitt Benckiser (Calgon, Cillit Bang, Clearasil, Durex, Nurofen, Strepsils, Vanish, Veet и др.), Kraft Foods (Jacobs, Carte Noire, Maxcafe, Maxwell House, Tuc, Milka, Toblerone и др.), GlaxoSmithKline (Панадол, Солпадеин, Зовиракс, Аквафреш, Лукозад и др)
Таким образом, «Макси ТВ», «Меню ТВ», ТВi (и «Новый»?), завышавшие свои рейтинги путем подкупа семей, теперь находятся на крючке. Решится ли кто-то из вышеперечисленных рекламодателей подать в суд – пока неизвестно.
Фото - demotivatorium.ru