]
Facebook LiveJournal Twitter

Кто громче крикнет: «Зрада»? Как в Комитете культуры и духовности боролись против поддержки кинематографа

13:26 11.02.2016 0

Гарри Уорнер, один из основателей легендарной Warner Bros, в свое время говорил, что использование звука и уход от немого кино - прямой путь к самоубийству всей киноиндустрии: «Кому, к черту, захочется случать, о чем лепечут эти актеришки?!» Минуло почти сто лет, а любая инновация в индустрии кино и развлечений все еще воспринимается консерваторами в штыки. Отнюдь не революционный, а по меркам киноиндустрии и вовсе консервативный законопроект №3081-д о государственной поддержке кинематографа, который всего лишь призван уравнять Украину в базовых конкурентных условиях с другими восточноевропейскими странами, тоже встречен штыками в пики авторам.

9 февраля всеми правдами и неправдами мне удалось попасть на заседание Комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности и наблюдать во всей красе противостояние прогресса и ретроградов, ласково названное «общественным обсуждением законопроекта и предложениями правок». Провел обсуждение Николай Княжицкий, глава Комитета, и к его счастью многие остальные члены органа отсутствовали - в небольшом зале для собраний на Банковой не то что яблоку, а даже крохотному огрызку упасть было некуда.

Классифицировать все претензии к законопроекту, названные «поправками» и «предложениями», можно, сразу разделив их на три группы - пиратство и борьба с ним, языковой вопрос и остальное. Так как даже всех (немалых) дипломатических и модератоских способностей Николая Княжицкого не хватило, чтобы удержать дискуссию в мирном русле, цитировать предложения общественности дословно не буду, а просто резюмирую.

Часть 1. Борьба с пиратством и борьба с антипиратскими нормами

О том, что устами Интернет ассоциации Украины, ее отдельных членов и некоторых представителей телекома давно ведется кампания против законопроекта №3081-д, в котором, среди прочего, содержится и несколько норм, призванных защитить кинопроизводителя от кражи и незаконного распространения результатов его труда, я вам уже рассказывала. Более того, почти параллельно заседанию в Комитете ИнАУ провела пресс-конференцию (совместно с Иваном Петуховым из группы компаний «Адамант» и экс-гендиректором «Дата групп» а ныне нардепом Александром Данченко) , на которой подробно изложила свои претензии. Об этом мероприятии я расскажу вам отдельно.

Татьяна Попова, успевшая отметиться и на пресс-конференции, и на общественном обсуждении, требовала внести правки в законопроект, которые назвала «компромиссными». Основные из них - ИнАУ продолжает утверждать, что кинематограф и защита авторского и смежных прав на кино не имеют ничего общего, поэтому не могут быть в тексте одного законопроекта. Следовательно, предложенный ими «компромисс» - просто исключить вопросы введения процедуры notice-and-takedown и механизмов защиты авторского права из документа. Кроме того, ИнАУ обвинили предложенные нормы в попытке ввести цензуру. Подробно с текстом претензий ИнАУ можно ознакомиться здесь,  а здесь - найти письма с претензиями остальных представителей телеком-индустрии.

Хотя представители #КіноКраїни и отказались от радикального «выбросить все антипиратские нормы», Анатолий Максимчук из StarLightMedia подтвердил, что notice-and-takedown нужно понимать как досудебную, а не внесудебную процедуру. Впрочем, у представителей киноиндустрии вопрос вызвала не необходимость идти или не идти в суд, а сроки, которые ИнАУ предлагает предоставлять пирату на тот самый takedown. «48 часов есть у собственника сайта, еще 48 - у хостера, чтобы «подумать», верить или не верить правообладателю, - пожаловался продюсер «Инсайт медиа» Владимир Филлипов. - Вот у меня премьера украинского фильма в широком прокате, мы потратили миллионы на съемку и промо, а за четыре дня до релиза его разместили пираты. За это время его скачают все желающие! За счет того промо, на которое мы потратили деньги. А в кинотеатры в итоге дойдет несколько процентов от всех, кто хотел фильм увидеть».

Александр Богуцкий возразил обвинениям о цензуре, заявив, что тип контента, к которому применяется процедура notice-and-takedown, можно ограничить аудиовизуальным, чтобы текст - главный инструмент блогеров и оппозиционных журналистов - не являлся основанием для блокировки или снятия контента.

А Елена Минич из Минэкономики, соавтор намного более жесткого законопроекта о борьбе с пиратством, заявила, что Минэкономики законопроект №3081-д поддерживает, и считает, что нормы должны быть еще более решительными.

Пока не дошло до потасовки, Николай Княжицкий заверил, что Комитет выслушивает предложения очень внимательно и обязательно учтет все поправки и мнения, когда будет голосовать. Тогда Татьяна Попова авторитетно заявила, что законопроект, содержащий антипиратские нормы, по ее мнению, непроходной, и голосовать за него депутаты не будут. Наверное, она что-то знает?..

Часть 2. Язык - находка для шпиона (и лучший способ сорвать конструктивную дискуссию)

Если вам показалось, что пиратско-антипиратсткая дискуссия несколько переливала из пустого в порожнее, а проблема на самом деле не стоит выеденного яйца, то обсуждение языкового вопроса, исторически в Украине самого нерешаемого, даст ей сто очков форы.

Сергея Трымбача, главу НСКУ, возмутила норма, что законопроект разрешает государственное финансирование, предположим, телесериала, где 48% реплик будут на русском языке, и что возможность такого варианта нужно исключить. А художественная необходимость снимать реплики на русском, по мнению Сергея, ограничивается ролями оккупантов или сотрудников НКВД (в исторических фильмах). Анна Полинчук, продюсер «Мариуполиса», напомнила, что существует еще документалистика, и дублировать реплики русскоговорящего украинского населения - это нарушение документального характера картины, их можно только субтитровать. Николай Княжицкий тоже напомнил, что и художественные фильмы могут быть сняты на многих важных языках национальных меньшинств - например, крымскотатарском или идише. И что ограничение в правах таких украинцев - тоже недемократично.

Филипп Ильенко, глава Госкино, проинформировал, что вообще-то только тот факт, что фильм и сериал подается на государственную поддержку, не значит, что его поддержит Экспертный совет, а Госкино выделит средства. И что балльная система - это только один из инструментов, который фильтрует, какие фильмы допускаются к рассмотрению Экспертной комиссией. И что положительный результат по балльной шкале никакому продакшену ничего не гарантирует.

Впрочем, общественное движение «Вiдсiч», представители которого громко и по-хамски всех перебивали, не давая высказываться, потребовало запретить финансирование любых фильмов, кроме стопроцентно украиноязычных, и пообещало снова разослать всем народным депутатам СМС и сообщения в Facebook с требованием не голосовать в поддержку законопроекта №3081-д, если не будет принята языковая норма и полный запрет на участие физических и юридических лиц страны-агрессора.

Николай Княжицкий снова дипломатично пообещал рассмотреть все требования всех высказавшихся, но добавил, что хотя опасения активистов понимает и финансировать сериалы для российского рынка за счет Украины не хочет, рубить с плеча, запрещая всем все, считает чрезмерным.

Часть 3. Дяденька, дайте поддержку!

Наконец, «остальные» вопросы высказал представитель рекламных продакшенов. Во-первых, как он отметил, общее финансирование киноиндустрии остается решением Госкино и Экспертного совета, и, возможно, есть смысл защитить рынок именно кинопроизводства, определив минимальную долю средств, которая пойдет на финансирование только национального кино - чтобы не получилось в итоге, что все средства за год будут направлены на сериалы, постройку кинотеатров или tax rebates, а собственно кинопроизводству ничего не останется.

Во-вторых, по поводу копродукции и tax rebates он отметил, что $800 тыс. (минимальный бюджет, который квалифицируется для возврата - сумасшедшая сумма, стразу отсекающая значительное количество копродукций, особенно документального кино, и что подобную квоту логичнее установить на принятом в восточноевропейских странах уровне $150-200 тыс.

Ну и в-третьих, он отметил, что по сути работ любое производство аудиовизуального контента для международных продакшенов - например, рекламных роликов или музыкальных видеоклипов - ничем по эффекту не отличается от производства кино или сериалов, так же инвестируея в локальную экономику. И что огромный рекламный рынок не заходит в Украину с валютными миллионами в том числе и потому, что во многих соседних государствах предусмотрен механизм tax rebates для производства любого аудиовизуального контента - не только кино.

Уже традиционно Николай Княжицкий напомнил, что все предложения обязательно учтет, а второе публичное обсуждение - уже с принятием поправок в законопроект - тоже обязуется сделать открытым. Впрочем, лично мне показалось, что непримиримые противники и их противоречия - скорее ширма, за которой прячутся настоящие претензии ретроградов. И хотят они не столько внести правки, сколько провалить голосование законопроекта.

Несмотря на пессимистов, из 60-секундной черно-белой картинки кинематограф  стал и звуковым, и цветным, и полнометражным. Надеюсь, скоро он станет и украинским.

Фото - facebook.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...