"Сталинград" в Киеве: Бондарчук и Роднянский о крови, немцах, вшах и Голливуде
Для талантливого сына нет ничего хуже, чем находиться в тени гениального отца. С третьей попытки снять настоящее кино о войне, Федор Бондарчук, похоже, расставил точки в негласном соревновании с родителем-классиком. И удовлетворил свои режиссерские стремления в абсолютно голливудской картине, в чем ему помог голливудский же продюсер Александр Роднянский.
"Сталинград" - это красочный эпос, не без пафоса, зато с минимумом политпропаганды. Настоящее операторское кино для визуалов, где угол камеры не менее, а иногда и более важен, чем диалог, где горящая рота солдат в 3D марширует во вражеские окопы. Даже Красная армия в фильме, думаю, из эстетических соображений, прошла строгий национальный кастинг. Не удивлюсь, если окажется, что все военные, как на подбор, Ивановы: русые, голубоглазые, наивные мальчики.
Федор и Александр - немногие в украинском и российском кинематографе, кто делает полновесные пресс-туры своих работ. И рассказывают о них с заслуженной гордостью.
К героям дня присоединилась исполнительница одной из главных ролей - Янина Студилина
Журналисты забросали режиссера и продюсера вопросами. Как же, масштабный, почти американский проект. Но оба отвечали охотно.
...о фильме
Ф.Б.: В моей жизни "Сталинград" рождался много раз, в частности в сценарии, на монтажном столе, у звукорежиссера. Мы сняли не документальное кино, а античную трагедию.
А.Р.: Кино не документальное, но многие моменты выловлены из дневников, причем именно те, которые в фильме кажутся преувеличением. Когда не было оружия, например, чтобы обмануть немцев наши вскрывали трупы и обмазывались внутренностями, пытаясь выдать себя за мертвых. Не думайте, что это мы ради драматического эффекта добавили. Для многих людей сейчас Сталинград - как Куликовская битва, так же далеко. Поэтому мы для рассказа и выбрали не документальную интонацию 60-70, а сделали из него мощную и эмоциональную культурную историю. Миф.
...о военных фильмах
Ф.Б.: Мне хотелось снять фильм, которого я еще не видел, снять его по-своему. Высказаться до конца на эту тему. Я получил реализацию всех своих желаний и в свои сорок шесть на этой теме поставил бы точку.
...о пропаганде
Ф.Б.: Мы снимали не плакатную советскую идеологию Великой Отечественной, мы снимали "окопную правду", "лейтенантскую прозу". Ездили на многочасовые интервью с ветеранами, которые, кстати, хотим потом смонтировать, и спрашивали не о генералах и идеях, а о жизни. Чего боялись, чего хотели, о чем сожалели. Знаете, что чаще всего упоминали? Вши. Из таких маленьких крупиц мы картину и вышивали.
...об именитых актерах
Ф.Б.: Я не снимаю больших артистов. Они у меня появляются в эпизодах. Мне интересно работать с дебютантами. Еще даже до написания сценария у нас был понятен Дмитрий Лысенко, я с ним встретился в Киеве на съемках в Белой Гвардии, и его фотография у нас без проб висела на доске. Остальное - это кастинг.
...о немецких актерах
Ф.Б.: Все немецкие роли играли немцы. Работа легла на плечи Роднянского, он же немецкоговорящий. Мы предлагали главную роль Тилю Швайгеру, он наш хороший друг. Но Швайгер принципиально не играет нацистов. Зато он порекомендовал своего хорошего знакомого, и так на площадке появился Томас Кречманн, чему мы очень рады. А потом было принято решение все немецкие роли отдать немецким актерам, так как финансовой разницы сегодня в принципе нет.
А.Р.: Актеры - большие профессионалы. Как бы они внутренне ни относились к необходимости играть нацистов, снаружи они были спокойны и качественно делали свою работу. Хотя, я думаю, разница невелика с актерами, которым приходится у нас играть агентов НКВД. К тому же, "Сталинград" - фильм хоть и аттракционный, но по-человечески неоднозначный. Никто не пытается оправдать нацизм, но немцы в нашем фильме - обычные люди со своей трагедией, обреченностью. Играть такое должно быть интересно.
...о работе с сыном Бондарчука
А.Р.: Он над сыном издевался. Я настоял, чтобы в роли Астахова сняли Сережу. Он вписался в роль невероятно, мы же пробовали очень многих. Для меня он в каком-то смысле главный герой, как Фродо во "Властелине колец". А Федор над ним издевался. Я не шучу. Сережа по десять кругов вокруг съемочной площадки наматывал...
...о премьере в Волгограде
Ф.Б.: Там было около ста человек, прошедших Сталинградскую битву, все в орденах. И они отказались смотреть не в стерео. Они даже обиделись, требовали дать им очки. А у них у всех свои очки, так и сидели в двух парах сразу. Очень волнительно было. Если им не понравится - они тебе палкой по башке и все.
А.Р.: С "Врагом у ворот" не постеснялись же. Очень опасная территория. Никто не знает о городе и истории больше, чем они, и не бережет свою историю так трепетно.
...о 3D
Ф.Б.: Если бы не было возможности нового кино с новыми технологиями, я бы не снимал "Сталинград". Мне пришлось долго убеждать и Роднянского и своего оператора Максима Осадчего, который меня обычно с полуслова понимает. В итоге их убедили тесты. До этого они красноречиво молчали.
А.Р.: Это же сакральный сюжет. Священная тема... и 3D, который считается атрибутом детского приключенческого кино. Но мы хотели поженить две традиции. В советской классике есть гиганты военного кино, и понятно было, что нам нужна новая система инструментов, если мы хотим рассказывать о тех событиях в 2013 году. Нам нужно было приблизить зрителя к событиям. Федор меня заставил позвонить всем, кто этим занимается в мире. Мы связались с супервайзером 3Д-эффектов "Аватара" из Лос-Анджелеса Винсентом Пейсом, который, собственно, и создал в современном виде стереокино. Он первый мне сказал - в конечном счете 3D - возможность приблизить зрителя к тому, что происходит на экране, дать ему ощущение присутствия. Не обязательно это использовать в детском кино. Я понял, что это - как переход кинематографа из немого в звуковое, из черно-белого в цветное. Да, у нас в 3D горят и умирают люди, но это помогло нам рассказать эмоциональную историю.
Кстати, мы не конвертировали фильм, как многие, мы снимали его в объеме, а это другая съемочная площадка, другое освещение, другие отношения с крупными планами и первым планом, все иначе. Это инструментарий больших аттракционных мифологий. Поэтому для нас 3D было необходимо.
...о Голливуде
Ф.Б.: Теперь не могу дозвониться до Роднянского, общаюсь только через его агента. Сложно стало с тех пор, как Александр стал голливудским. А если серьезно - Роднянский не офисный продюсер. Он все ручками и ножками, и на практике, и приезжает на все сложные съемочные дни. Но я не знаю более подготовленной съемочной группы, чем наша.
А.Р.: Все решения, даже самые мелкие, на съемках Бондарчука принимает Бондарчук. Но он имеет удивительную способность заставить любого почувствовать себя частью решения. У всей группы было колоссальное чувство ответственности за работу, и это сказалось на результате. Глазами наших американских коллег - это первый фильм постсоветского пространства в дистрибьюции у голливудского мейджора. И когда они смотрят эту картину, они воспринимают ее как сделанную миллионов за 150. Мы ее сняли кровью, конено, но в 5 раз дешевле. Вот вам ирония судьбы - у меня здесь, в Киеве и завтра, в Москве премьеры "Сталинграда", а параллельно в США премьеры "Мачете". Но я не сомневался, где мне быть. Моя амбиция - добиться, чтобы наше кино имело возможность пересекать границы. То, что я делаю с американцами - это вопрос врастания и обучения. Равно как Федор сейчас будет выбирать из двадцати предложений, как минимум десяток из которых будут голливудские, из больших студий. В Голивуде сейчас не более десятка режиссеров, способных снять хорошее аттракционное кино, и делать это осознанно. Между Бондарчуком и Майклом Бэем разница только в том, что у Бея в десять раз бюджет больше. К тому же Голливуд любит рекрутировать талант всюду, где его находит.
Как и Александр, я не побывала в Лос-Анджелесе на премьере "Мачете", зато понаблюдала за красной дорожкой нашей, киевской премьеры. И встретила здесь много знакомых лиц.
Одним из первых на премьеру подтянулся Сергей Тигипко
Встреча на Эльбе. Президент кинофестиваля "Молодость" Андрей Халпахчи и арт-директор Одесского кинофестиваля Алик Шпилюк пришли посмотреть на новую работу Бондарчука
Не обошли премьеру вниманием и телевизионщики. Александр Богуцкий и Игорь Кондратюк поспешили поздравить Роднянского с новой победой
Маша Ефросинина в виду торжественности момента появилась в закрытом черном макси
И пока гости угощались аперитивами...
... самые важные участники премьеры получали комплименты авансом
В широкий прокат лента выйдет 10 октября. Но тех, кто ждет от фильма Федора Бондарчука преемственности почерка Бондурчука-старшего, предупреждаю: "Сталинград" совсем не похож на фильмы отца Федора Сергеевича. "Они сражались за родину" и "Сталинград" сняты не только разными поколениями, но и для разных поколений. Так что думайте сами, решайте сами.
Фото Иванны Зубович