]
Facebook LiveJournal Twitter

Украинская анимация: прощай детство, или панацея от Тома Дигара

11:00 18.09.2014 0

Анимацию принято считать младшим братом киноиндустрии. Однако младшие имеют свойство подрастать, а дебютный ворк-шоп в рамках конференции «Кинобизнес» на нынешней KIEV MEDIA WEEK показал, что анимация давно выросла из детского размера.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

Пока гости ворк-шопа отпаивали себя кофе после услышанного на финансовой мастерской,

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

в зале шла серьезная подготовка к анимационному заседанию

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

Модератор мероприятия Егор Олесов успел накреативить пару кадров для соцсетей и домашнего архива. Нужный хештег не забыт

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

Места заняты – можно начинать

- Мы рассматриваем анимацию как бизнес, а потому и говорить о ней сегодня будем именно с этой точки зрения, - задал тон дискуссии Олесов.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

Андрей Ризванюк и Игорь Сторчак другого и не ожидали

В частности, спикеры в лице уже упомянутого Олесова, Дениса Баринова, Евгения Драчева и французского аниматора с многолетним стажем Тома Дигара, сосредоточили свое внимание на тонкостях формирования анимационного бренда. Для начала, значит, необходимо разработать концепцию. Следуя советам бывалых, определитесь, для кого вы собираетесь создавать продукт, на какой территории он будет распространяться, и какой будет маркетинг-стратегия. Разобрались? Тогда смело приступайте к производству, пройдя через все круги ада: девелопмент, арт-разработка, препродакшен, производство, постпродакшен. Когда и с этим покончено, можно с чистой совестью заняться дистрибуцией.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

После краткого вступления слово взял Тома Дигар. Языковой барьер помогала перепрыгнуть очаровательная девушка-переводчик

Если вы вовлечены в отечественную анимационную индустрию, не слышать об этом французе просто не могли. Для тех же, кто не в теме, Дигар провел краткий исторический сэлф-экскурс:

- В течение восьми лет я работал в Украине на студии Borisfen-Lutece. В Европе об этом мало кто знает, но студия была одной из крупнейших в этой части мира. Там работало 850 художников, из них 450 – в Киеве, а остальные – в Харькове, Николаеве, Москве, Софии и Бухаресте. Одновременно в разработке находилось по шесть анимационных сериалов. Здесь я встретил лучших художников, с которыми мне когда-либо приходилось работать, в Украине очень мощный ресурс. Продукция, которую мы здесь производили, продавалась в 120-160 стран, миллионы детей по всему миру смотрели наш продукт.

По мнению Тома, сегодня украинские аниматоры могут рассчитывать на повторение его успеха, а идет речь, на минуточку, о десятках миллионов долларов прибыли! Мимоходом Дигар упомянул, почему ему в свое время пришлось покинуть украинский рынок:

- Мне пришлось закрыть студию, когда французы попросили меня об этом по одной очень простой причине: одна минута анимации, произведенная здесь, стоила 3 тыс. евро, тогда как в Китае она обходилась в 5 раз дешевле. В итоге мы пожалели о таком решении – цены в Китае ниже, однако хлопот гораздо больше, техника хуже, так что денежный баланс сохранился, а головной боли добавилось.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

Интересно, как бы сложилась судьба студии, не стань у нее на пути китайский конкурент?...

После успехов в Украине Тома поездил по миру и в итоге осел во французской студии Ankama на посту арт-директора. Вектор его работы при этом слегка изменился: главный продукт, производимый компанией – ролевая многопользовательская игра Dofus. Поскольку Ankama является трансмедийной группой, то и все остальные ее работы связаны с игрой – мультсериал, продукты лицензирования и предстоящий полнометражный мультфильм. К слову, компания совсем не использует услуги извне, во всем полагаясь на собственные силы. Получается, по словам аниматора, более чем неплохо.

Большая часть продукции производится во Франции, однако Ankama постепенно выходит на международный уровень. Вполне возможно, в скором будущем ее филиал откроется и в Украине.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

- Очень многие боятся иметь дело с Украиной по понятным причинам, однако я вижу в этом дополнительные перспективы для бизнеса – это способствует небольшой конкуренции

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

Дигар не удержался и показал собравшимся полутораминутный трейлер грядущей полнометражки – очень мило

Как и было анонсировано в начале, спикеры мастерской по косточкам разобрали все этапы создания мультипликационного контента – от идеи до продажи игрушек по мотивам. Однако начать почему-то решили с конца и заговорили о дистрибуции. Для этого слово предоставили доке дистрибуционного дела Евгению Драчеву:

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

- Дистрибуция анимации – сложный процесс, потому что дело приходится иметь с очень узким сегментом рынка. Кроме того, в сравнении с фильмами и сериалами – это совершенно другой мир. Что касается каналов продвижения, они традиционны: различные форумы, конкурсы, выставки контента. Будет ли продукт успешен – зависит от самого продукта. Если он ориентирован на широкую аудиторию, без привязки к национальности, ментальности, религии и прочему, в игру вступает маркетинг. Неправильно начинать продажи с телевидения, сейчас в этом отношении есть гораздо более действенный путь – интернет. Речь идет о работе в соцсетях, регистрации своего канала в YouTube и т.д. Ролик, набравший несколько миллионов просмотров, будет иметь преимущество при продаже на ТВ. После этого можно заниматься лицензированием.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

- Важно отметить, что лицензирование невозможно без предварительной продажи прав, - напомнил Олесов.

- Да, на опережение работать нельзя, - согласился с ним Драчев.

С дистрибуцией разобрались, теперь – к маркетингу. По словам Олесова, в жизни любого анимационного продукта бюджеты на маркетинг сопоставимы с бюджетами на производство. Подробнее об этой стороне процесса рассказал Денис Баринов, представлявший на ворк-шопе студию Animagrad:

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

- При построении анимационного бренда с точки зрения маркетинга важно понимать, что его стратегия появляется примерно тогда же, когда возникает идея будущего продукта. К примеру, вы придумали квадратных и круглых чуваков, и, если хотите на этом заработать, то начинайте разработку маркетинговой стратегии одновременно с написанием синопсиса проекта.

Перед началом непосредственно производства желательно, чтобы продукт был предварительно кому-нибудь продан, например, какому-нибудь телеканалу. Зачастую бывает так, что идея уже есть, а бюджет на ее реализацию ограничен, пресейл же позволяет решить эту проблему. Другими словами, первоначальной аудиторией анимационного маркетинга является не конечный зритель, а инвестор. Не нужно бояться креативных подходов. К примеру, в ходе переговоров в зал может войти огромный двухметровый медведь и начать обнимать потенциальных инвесторов. Это – герой анимационного сериала, и это работает.

На этапе, когда проект уже готов, маркетинг должен помогать дистрибуции. Чтобы подстегнуть продажи, можно, к примеру, выпустить красивую книжку, проиллюстрированную героями. Стоит копейки, а эффект потрясающий. В случае с «Эскимоской» мы делаем большой акцент на лицензировании – дети в итоге хотят купить йогурт с главной героиней мультсериала, игрушку, тетрадку.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

По единодушному мнению спикеров, одним из этапов анимационного маркетинга вполне может быть организация ивентов. Даже историю подходящую рассказали – помните, как на Троещину приезжали дети и та самая Эскимоска?  

В качестве заключения по официальной части ворк-шопа хотелось бы привести слова Тома Дигара о том, что мешает украинской анимации крепко стоять на ногах:

- Враг №1 в стране – отсутствие образования. Я знаю, что многие из вас уже задумывались об этом. Я убежден, что проблему можно было бы решить с помощью специальной программы обучения на базе компании-производителя. Речь не идет о высшем образовании, аниматорам достаточно будет овладеть теми приемами, которые действительно пригодятся ему в работе. Таким образом можно было бы создать хорошую школу профессионалов, необходимых рынку.

На этом ворк-шоп подошел к концу, а я отправилась выяснять судьбы дистрибуции отечественной анимации.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

- Евгений, пользуется ли украинская анимация спросом на международных рынках?

- Я бы сказал следующим образом: когда ведешь международные продажи, украинской анимации, по сути, не существует. Когда продукт соответствует международным требованиям и потребностям, не обращается внимания на то, украинский он или нет. Сложно сказать в целом, здесь существует очень сложная специфика. Но нам есть чем хвастаться: к примеру, наша «Эскимоска» продалась в Индонезию, Казахстан, Эстонию, и это только начало – активная работа в этом вопросе ведется всего лишь три месяца. Перспектив много.

- Хороший спрос на «Эскимоску» понятен – история интернациональна, мультик без слов, не нужно тратиться на дубляж. А как быть, когда это мультфильм типа «Руслана и Людмилы»? На чем строить промо в таком случае?

- В таких случаях необходимо четко расставлять акценты, к примеру, позиционируя продукт, как народную сказку, и разрабатывать промо в соответствии с этим. Рынки, конечно, сужаются, но главный вопрос здесь в качестве. Если мультфильм хороший, веселый, качественно нарисован, то проблем с покорением рынка той же Индонезии не возникнет.

- Расскажите о мировых трендах в анимации – на что сейчас делается упор?

- Когда речь идет о сериальной анимации, преобладает прескул - то есть, дети дошкольного возраста, которых нужно чем-то занять, грубо говоря, на полчаса. Мультфильмы по хронометражу в районе 5 минут, может быть 100-200 серий. Если говорить о полном метре, то производители ориентируются на аудиторию постарше, но и частота повторных просмотров у него гораздо меньше.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

- Украинская анимация соответствует этим трендам?

- Понимаете, сложно говорить о таком соответствии на данном этапе. Украину сейчас используют, как ресурсную базу, то есть, над анимацией работают наши художники, режиссеры, но при этом продукт не позиционируется, как украинский. Действительно украинского продукта на рынке единицы, практически нет. Мы фактически пытаемся прорубить ледяную стену и громко заявить о себе.

- Но в этом есть и позитив, ведь специалисты набираются опыта…

- Безусловно. Все бывшие сотрудники Тома, которые набили руку на его многочисленных проектах, сейчас продолжают успешно работать на рынке, создавая уже тот продукт, который будет позиционироваться, как украинский.

Пользуясь случаем в виде проходящего мимо Тома Дигара и вопреки трудностям перевода, я попыталась выяснить, какое будущее ожидает украинскую анимацию – оставаться ресурсной базой для международных корпораций или все-таки пуститься в самостоятельное плавание.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

- Интересный и сложный вопрос. Ответ на него упирается в историю. Дело в том, что украинская и русская (а точнее – советская) анимация очень часто следовала за американской. К примеру, в случае истории о «Винни-Пухе»: сначала был диснеевский мультфильм, а за ним уже советский. В 90-х-00-х годах, развивая здесь индустрию, мы работали в соответствии с глобальными течениями. Украинцам тогда не давали возможности работать над творческой составляющей продукта. Поэтому ваши специалисты очень хорошо научились делать практическую часть - даже во Франции очень мало таких студий, которые можно было бы сравнить с Borisfen-Lutece. Но над творческой частью процесса еще необходимо работать. Я говорю это не в качестве критики – это вопрос опыта и вдохновения. В Париже, к примеру, культурная жизнь все время кипит, здесь же она более сонная, что ли. К тому же, чтобы быть успешным аниматором, необходимо следить за мировыми тенденциями, которые сменяют друг друга очень быстро, а культура украинцев находится несколько внутри себя, закрыта от внешнего мира. Постепенно она начинает открываться, набирает все больший потенциал... но есть определенный путь, который нужно пройти.

Тома Дигар, Егор Олесов, Евгений Драчев, Денис Баринов, KIEV MEDIA WEEK, FILM.UA, Кинобизнес

- Что сложнее делать – мультсериал или видеоигру? И что в итоге прибыльнее?

- Здесь все зависит от качества работы. Бывают видеоигры, которые приносят миллионы, бывают такие сериалы, полнометражные мультфильмы, а бывает и наоборот. Ведь когда-то кто-то пришел к продюсерам и сказал: «А давайте сделаем сериал о желтой маленькой губке!» И кто тогда мог предположить, что СпанчБоб завоюет такую популярность? Главное - попасть в струю. Со стоимостью та же история: над игрой может работать 40 человек в течение месяца, а бывает – 900 человек работают три года, как и над мультфильмом.

По итогам анимационного ворк-шопа у меня сложилось твердое мнение: возраст песочницы и пубертатный период анимация в Украине преодолела. Ей остается лишь засучить рукава...

..Фото Иванны Зубович

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...