История, реформы и побольше секса: чего хочет зритель от украинских сериалов
Украинскому зрителю и правда приелся российский мент. С этим согласны уже, кажется, и зрители, и телеканалы, и государство. А вот задать вопрос «что дальше?» и попробовать на него ответить решилась пока только инициативная группа КиноКраїна. И по этому поводу вчера решила устроить публичное обсуждение. Точнее, их получилось два. Одно - по заявленной теме «Украинские ценности и их воплощение в новом контенте», второе - о чем-то своем. Зрители, проникшись озвученными ценностями, решили их тут же воплотить, чтобы продемонстрировать, так сказать, украинский архетип в действии.
Итак, участники группы КиноКраїна вооружились до зубов социологическими исследованиями - кто качественными экспертными опросами, как представители инициативной группы «21 ноября», а кто и количественными, как Ольга Захарова с телеканала «Украина» или Оксана Мельничук из think tank AY Policy Centre (гуманитарный исследовательский институт - то, что в советские времена называли НИИ). Исследование think tank показало результаты по достаточно широкой выборке - около 2000 респондентов. Впрочем, как всегда в социологии, важны не голые данные, а в какие шелка завернут их те, кому доведется интерпретировать и использовать исследование.
Присутствовавший на публичной дискуссии русскоговорящий представитель Мирового банка пожаловался мне после дискуссии: «У вас в Украине почему-то никто не умеет кратко. Докладчики одну и ту же мысль повторяют 5 раз. А когда люди вопросы задают, то вначале вообще выступают с 10-минутной преамбулой, как будто тут кто-то пришел лично их послушать. Это у вас в стране ценность такая?» Вместо ответа предлагаю послушать, какие ценности были озвучены, и что из этого взяли на вооружение производители контента.
Традиционные ценности против индивидуальной свободы
Первой о результатах своего опроса докладывала Ольга Ваганова
Самым удивительным для исследователей стало то, что никакие европейские ценности Украина не исповедует. Наоборот, традиционные ценности - семья, земля, дети - доминируют во всех опросах. К сожалению, данные не нормализировали по возрасту и полу респондентов, а потому не совсем понятно, в каком возрасте людям импонирует традиционализм (а потому хочется смотреть мелодрамы про доярок), а в каком приоритетны самореализация, хорошее образование и свобода личности (подавай им артхаус про креативный класс). Отсюда и производителю контента, который понимает демографию своей аудитории, стало бы понятнее - снимать мыло о традиционных семейных ценностях или, скажем, ситком про украинскую образовательную систему.
Исторические персонажи - наше все
Прекрасные дамы канала «Украина» Ольга Захарова и Татьяна Гнедаш точно знают, чем кормить своего зрителя
Опросы, которые провели в МГУ, показали, что ничего (или почти ничего) не интересует украинца больше, чем история страны. Что легко объяснимо - в истории Украины белых пятен больше, чем заполненных. А уж интересных и доступных книг по предмету - пойди найди. Впрочем, что киношнику учебник истории - среднестатистический телезритель США знает о средних веках все больше из «Игры престолов», в продвинутый телезритель - из пятитомника Мартина «Песнь льда и пламени». Так что тонкий намек на экранизацию толстых исторических романов производителям контента оставили.
Широка страна моя родная
Татьяна Гнедаш продолжила озвучивать практические сценарные рецепты
Что украинскому зрителю интересно почти так же, как история, так это... география. Недобрали в школе украинцы, ох недобрали. Узнать свою страну получше, открыть для себя красивые и живописные места, посмотреть на города и веси, узнавать в сериалах улицы и переулки, а также памятники архитектуры родной страны хочет каждый зритель.
Реформы не в жизни, так на экране
Оксана Мельничук говорила о крахе всех надежд
Украинец может разочароваться в реформах и люстрации на практике, но в телевизоре - никогда. Еще один доминирующий, как стало понятно из исследований, социальный запрос - показать триумф борьбы с коррупцией и успешные изменения системы к лучшему. Так что ожидайте в ближайших украинских сериалах злодеев-чиновников и героев-чиновников. К слову, угадайте кто из участников КиноКраїни предугадал этот тренд?
Хиханьки и хаханьки
Филиппу Ильенко как всегда было нелегко удержаться от фейспалма
Госкино устами своего главы озвучило госзаказ производителям контента - побольше комедий. Зрителю нужно смеяться. Главные генераторы юмористического продукта в Украине, участники «Студии Квартал-95», до публичной дискуссии не добрались, но как участники инициативы КиноКраїна, я уверена, будут рады выполнить госзаказ. Но - деньги вперед.
Мифы и легенды народов Украины
«Хоббит» и «Гарри Поттер» назывались эталонами
Миф - не в том смысле, что такого не было, а как собирательный, архетипичный конструкт, определяющий национальную и культурную идентичность украинцев, был назван Филиппом Ильенко как еще один важный госзаказ. «Властелина колец» и «Гарри Поттера», но украинских, нам определенно не хватает.
Эротика начинает и выигрывает
Андрей Алферов поделился историей из личного опыта
- Однажды мы делали съемку в Черкассах, и на рынке у продавщицы, ей было лет 30, спросили - чего бы вам хотелось увидеть на телевидении. Так вот, пока она камеру не увидела, ответила прямо: «Больше секса». Это на камеру потом рассказывала про традиционные ценности и про историю Украины, - рассказал Андрей. А я то гадала, кто смотрит «Тонис» по ночам...
Просветительство против развлечений
Тала Онищук не зря надела штаны с логотипом Бэтмена
Пока соцопросы возлагали на телевидение и ответственность, и вину, и все грехи мира, публика апплодировала. Но стоило Тале заикнуться, что телевидение, вообще-то, бизнес, и просветительская функция у него в лучшем случае дополнительная, как зал взорвался возмущением. Среди «украинских ценностей», озвученных Оксаной Мельничук ранее, была названа «любовь к нытью». И после выступления Талы народ радостно взялся воплощать эту самую ценность в жизнь:
Имен не назову, чтобы мне потом травлю не приписали, просто процитирую
- Я сам телевизор не смотрю, но вы нарушаете закон против российских сериалов! Я видел недавно там что-то про Великую отечественную когда клацал, это то же самое, что российские сериалы! Я вам сейчас говорю то, что думает вся украинская молодежь!
- Я вам отсылал свои документальные фильмы, и свои комедии. Да-да, и каналу «Украина», и StarLightMedia. Мне сказали - «не формат». Что значит неформат? У меня гениальный продукт, я участвовал в фестивале «Открытая ночь», там всем понравилось.
- Я вам говорю сейчас не как писатель, кинокритик или журналист, но сценарии сейчас плохие, не «Игра престолов». Лучше показывайте «Игру престолов», она воспитательная.
На робкое возражение, что воспитанных «Игрой престолов» страшно на свадьбу приглашать, да и сам сериал показывали в украинском эфире (с печальной долей 4%), реакции не последовало.
- Нам поступил запрос, и мы сняли сами документальный фильм - за деньги уборщиц, как вы понимаете - про историю политических противостояний. Снимайте, пожалуйста, о том, что россияне и украинцы не братья, а то украинцы не могут идти на фронт, не могут поднять руку на своих «братьев» и заставить себя стрелять.
- А почему раньше был канал Disney Украина и там показывали мультики с двумя дорожками - украинской и английской, а сейчас канал «ПлюсПлюс» и все только на русском? Как мне теперь детей воспитывать?
Сергей Трымбач призадумался
Да и Денис Масликов не мыслит воспитания детей без мультиков на английском
Ярослав Пидгора-Гвяздовский, кажется, вдохновился идеей воспитывать зрителя на «Игре престолов»
Виктория Ярмощук, наоборот, идеи не оценила
Артем Приходько и Макс Данкевич обсудили, как в программу «Украины» вписать те самые гениальные документальные фильмы и готовые комедии
А Сергей Товстенко-Забелин пристально следил за мной - о чем же напишу?
Резюмировать пришлось Полине Толмачевой
- Киноиндустрия - это экология, в которой нужен круговорот. Снимается зрительский продукт, для массового потребления - за счет прибыли от него финансируется экспериментальное кино, которое генерирует смыслы, идеи, приемы - они используются в массовом кино, зритель смотрит его с бОльшим удовольствием и платит, соответственно, больше денег, чтобы финансировать больше экспериментального авторского кино. Но так работает индустрия, которой уже 100 лет, а мы говорим об Украине, и украинское кино началось, можно сказать, в начале 2010-х. Нужны, конечно, все жанры и формы контента, но массовые сейчас нужны больше.
Самая архетипичная ценность, как мне кажется, после публичной дискуссии налицо. А мудрым производителям контента надо не закатывать глаза к потолку и фейспалмить, а придумать, как всенародную любовь к нытью превратить в телепродукт. Рейтинги будут зашкаливать, гарантирую - Савик Шустер с этого не один год живет.
Фото Кирилла Авраменко