К как кино
Давно не испытывал я такого удовольствия, как от посещения нового киноклуба при компании Film.ua под странным названием Noname.
Прочитав анонс на «Медианяне», я решил сходить на первый сеанс в клубе, на фильм Винсенте Миннелли The Bad and the Beautiful (1952) с Керком Дугласом и Ланой Тернер.
Почему? По двум причинам. Во-первых, я очень люблю старое кино, и встреча с вышеназванными звездами гарантировала положительные эмоции. А во-вторых, мне было очень интересно поглядеть на современный киноклуб, потому что я в давние времена был активным участником советского киноклубного движения. Правда, куратором киноклуба в моем родном Запорожье я не был, как об этом написала та же «Няня» в отчете о мероприятии. У нас вообще тогда куратор мог быть только от КГБ, и был наверняка, но мы не знали, кто именно. В нашем киноклубе «Восхождение», созданном в 1977 году и живом и поныне, были совет и президент. И я был членом совета со дня основания, меня туда включили на организационном собрании как представителя студенческой молодежи. Но это все неважно, важно то, что благодаря киноклубной деятельности я со временем попал в журналистику. Но сейчас не об этом.
Итак, современный киноклуб по-взрослому – как ивент, с костюмированным перформансом, музыкой, фотофиксацией, угощением, буклетом. Всего этого у нас не было. Были только предсеансовые вступительные беседы (сами же их и готовили), а после просмотра фильма – бурные обсуждения.
Вступительное слово было и на этот раз, но какое! Куратор клуба Андрей Алферов подвел к предлагаемому фильму через рассказ по трем темам, сопровождая каждую видеорядом через компьютерную презентацию. Нам такое и не снилось.
Но главным, конечно, было собственно кино. Такого классного фильма не смотрел я давненько, даже и не припомню честно, что бы меня так порадовало из просмотренного за последние несколько лет. И атмосфера соответствующая: все же кино следует смотреть не дома на компьютере, а на большом экране в комфортабельном кинозале, в компании приличных людей. Ну, не без того, пара девиц поначалу ржала по любому поводу (привыкли люди реагировать на любое зрелище именно так), но потом и они прониклись.
А фильм просто атас. Я-то глянул заранее во всезнающий Гугл и узнал, что эта работа папы Лайзы Миннелли получила пять Оскаров – рекорд для картин, которые не номинировались на лучший фильм года. Но в том, что это великолепное, с любовью сделанное кино, где нет ни одного случайного или проходного кадра, с безупречной работой классных актеров, которое не устарело ни на грамм и в наше время, – во всем этом можно было убедиться только путем просмотра.
Прекрасный сценарий, в котором три сюжетные линии сперва расходятся из одной точки, а затем в ней же и сходятся (кстати, «Оскар» за лучший сценарий). Замечательные харизматичные актеры, которые не кривляются и не пыжатся, а берут за душу обаянием и внутренней органикой. Никакой фальши, дидактики и порнографии, чистое искусство.
И как приятно было услышать после сеанса от молодой совсем журналистки: «Как же так? Черно-белое старое кино. Никто не стреляет, не взрывается, не машет руками и ногами, не трахается в кадре, не льется кровь, не мельтешат спецэффекты. А так вставляет».
И ответить, что это просто дело таланта и высочайшего мастерства. И в сравнении с нынешним кино со всем его эффектами привести банальную метафору: это же как натуральный продукт и синтетическая жрачка. Как хозяйская, с любовью выращенная курочка и конвейерный бройлер, наколотый стероидами.
Когда есть талант и шарм, то искусственно завлекать зрителя нет нужды. В глазах Керка Дугласа и Ланы Тернер больше эротизма и сексуальной энергии, чем в откровенных сценах совокуплений в каждом первом сегодняшнем кино.
Есть, конечно, и личный сантимент, культурная, так сказать, память. Я Керка Дугласа впервые увидел еще в шестьдесят-мохнатом году в роли Одиссея. А потом был потрясающий «Спартак», а потом «Чемпион», а потом «Викинги», а спустя много лет – «Большие деревья». Керк Дуглас – это Ленин, это не просто папа Майкла Дугласа и свекор Кэтрин Зеты-Джонс. Он и сегодня, в свои 94 года, выглядит орлом и ведет блог на сайте MySpace, будучи самым старым селебрити-блоггером.
В общем, спасибо большое Андрею Алферову и Film.ua за удовольствие. Дело хорошее, планы достойные, исполнение замечательное. Ведь когда хорошо, никто не скажет, что плохо. Так что будем приезжать, для классного кино и Троещина не окраина.