Как пресс-службы каналов лепят своих героев
Сейчас почти каждый уважающий себя канал первой шестерки производит развлекательные проекты - всевозможные талант-шоу, реалити и прочее в том же духе. В этом тексте я попыталась проанализировать работу пресс-служб каналов в сегменте развлекательных шоу. Знаете, я считаю, что качество работы пресс-службы канала можно легко измерить популярностью героев его проектов. Зачем пресс-службам поддерживать интерес к героям своих проектов, спросите вы. Все просто - чем популярнее персонаж, тем интереснее следить за его судьбой в проекте, и, следовательно, тем смотрибельнее шоу. Косвенным образом это отражается и на сопутствующих субпродуктах - сайтах каналов. Я могу с легкостью убедиться в собственной правоте на собственном сайте, который, как вы знаете, является профильным, и поэтому телеперсонажами не брезгует, а иногда, прямо скажем, злоупотребляет.
Почему? Вопрос риторический. Стоит мне написать в заголовке или тегах фамилию «Кривошапко», как читатели слетаются на сайт как мухи... целыми батальонам и об...комменчивают текст с безумным энтузиазмом. И это через пять месяцев после окончания талант-шоу «Х-фактор» (СТБ), в котором этот парень принимал участие.
Находка сценаристов "Х-фактора" - возвращение строптивого Кривошапко
Несостоявшаяся пара - Максим Чмерковский и Яна Соломко
Фамилию главного героя «Холостяка» - Чмерковский - вслух вообще лучше не произносить - затоптать могут. Материал о жизни Макса после проекта привлек более 20 тысяч читателей за пару часов. И комментарии опять же сотнями.
То же касается таких героев, как Симонова, Кузнецов, Рак, Шульгина, Соломко... А судьи проектов - Денисова, Гомес, Фролова, Елка... О Кондратюке с Ямой я не говорю специально, так как их популярность была сформирована раньше, а вот о Гомесе с Денисовой и Фроловой многие ли знали до проектов на СТБ?
А помните ли вы, кто такой Владимир Кузин? Это, между прочим, победитель «Народной звезды - 4» на ТРК «Украина». Его имя и фамилия как-то не побуждают людей отложить свои дела и поинтересоваться, чем нынче живет Володя. Информация с именем победителя проекта заинтересовала всего 800 читателей. А, ведь, это был кульминационный момент телешоу. Естественно, по его окончании, интерес к герою испарился окончательно.
Так выглядит победитель шоу Владимир Кузин, который пел в паре с Катей Бужинской
В чем же причина сверхпопулярности СТБешных героев и полной безвестности выпускников проектов "Украины"? Вроде бы, и та, и другая пресс-службы открыты для общения с прессой, но дело в том, что работают они по-разному. СТБшники сами выискивают интересную информацию, и что самое главное, распределяют ее между СМИ таким образом, чтобы каждому изданию обеспечить эксклюзивные и интересные именно ему данные. Немаловажно и то, что СТБешники пускают прессу на съемочные площадки и не имеют привычки, как некоторые, провожать журналистов в туалет, чтобы «было веселей», или «случайно» закрывать грудью объектив фотоаппарата в самый неподходящий момент.
Но особенно ценно в пресс-службе СТБ понимание специфики изданий. Они, например, спокойно относятся к таблоидным заголовкам и «жареным» фотографиям и фактам, понимая, что разнообразие информаци не идет во вред репутации канала. А уж, если от самого издания идет инициатива или поступил некий запрос, никогда его не проигнорируют, а, наоборот, попытаются немедленно и "с горочкой" положить данные на блюдечко с голубой каемочкой. Даже, если запрос неудобный.
Пресс-служба ТРК «Украина» тоже довольно оперативно отвечает на запросы. Но не имеет ни малейшей привычки инициировать попадание информации о героях своих проектов в прессу. А уж о специализации СМИ и подготовке для каждого из них специального корма и речи не идет. Поэтому все «фишки» шоу «Народная звезда», о которых писала пресса, были очень однородными и выражались, в основном, в экстравагантных нарядах ведущей Ольги Поляковой и - о чудо! - задумках постановщика номеров.
Основной инфоповод - Оля Полякова и ее костюм из сала
У пресс-служб ТРК «Украина» и «1+1» есть общая черта – они берегут имидж руководителей своих каналов всеми доступными способами. Это, очевидно, не их инициатива. Вернее, она, может быть, и их, но просто люди так удачно в пресс-службах каналов подобрались... Они считают, что писать об их руководителях можно либо очень хорошо, либо никак. Игра слов в заголовке, использование фотографий руководителя с выраженной мимикой, двусмысленные аллегории приводят сотрудников пресс-служб в состояние, близкое к панике. Кстати, когда "Украиной" руководил Вальдемар Дзики, такой тенденции не наблюдалось. Он сам был настолько открыт для прессы, что просто обезоруживал ее этим - уходил ненужный ажиотаж, приходило желание писать по делу и задавать только дельные вопросы.
Фотография Александра Ткаченко, забракованная в связи с названием "Ад на Плюсах"
Кроме заботы об имидже руководителя, «Плюсы» характерны своим жестким контролем над выбросами информации о проектах. Они уверены – лучше самим подготовить материалы о шоу (интервью, репортажи, информационные тексты), чем допустить журналистов к ведущим, героям или руководителям своих программ. Бывает, что запуск нового шоу провоцирует пресс-службу на опасные действия – организацию презентации шоу на съемочной площадке. В таком случае, журналист будет находиться под полной опекой «сиделки» от канала. «Мы с Тамарой ходим парой», - лозунг и стиль пресс-службы «1+1». Я считаю это опасным расточительством. Вспомните только то неимоверное количество звезд, принимавших участие в проекте «Зірка+Зірка-2». Это - Дана Борисова, Леонид Агутин, Жорик Делиев, Виктор Логинов, Оскар Кучера, Настя Стоцкая и много других. И где же интриги-скандалы-расследования, связанные с ними? В дневниках проекта и на его сайте? Понятное дело, шоу выходило в записи, и пускать журналюг на съемки - дело очень опасное - вдруг расскажут, кто выиграет проект заранее, до его эфирного окончания? Конечно, расскажут. Мир-то не без добрых людей, а, если писать нечего, то информация о победителе подойдет в самый раз. Хотя, вот СТБешники и на такой случай придумали, как пустить прессу на съемки, но добиться от нее молчания до нужного момента. Так это было на последнем эфире пост-шоу "Холостяк. Как выйти замуж?" Пресс-служба просто подписала с журналистами соглашение о нераскрытии интриги до выхода программы в эфир. И журналисты пошли навстречу - никто ничего "не слил", но зато каждый нашел, что написать о программе, кроме ответа на главный вопрос зрителей. Таким образом, и интрига сохранилась в целости, и в информационное пространство вырвались, не совру, сотни материалов. Плохо разве каналу? Нет, просто это требует усилий и работы ума.
На самом деле, риска никакого в том, чтобы пустить журналистов на съемку, нет. Ну, заметят они имитатор эррекции у Сергея Зверева, ну напишут, что пара участников рассорилась вдрызг... Навредит это каналу? По-моему, только поможет. А вот затасканный пресс-релиз, состоящий из штампованных фраз про "феерическое зрелище и много-много сюрпризов" не заинтересует, поверьте, никого - ни прессу, ни ее читателей. Не разойдется он по блогам и ЖЖ, не соберет зрителей у экранов. Хотя, понятное дело, этим и пренебречь можно, когда у тебя бюджет на промо немерянный. А еще «Плюсы» умеют делать один фокус – неделями не отвечать на информационные запросы. И это понятно, они же заняты написанием материалов - работы у девочек невпроворот, какие уж тут ответы на вопросы...
Подобное происходит и в пресс-службе ICTV. Но в гораздо более гипертрофированной форме. Тут речь, скорее, идет о боязни конкуренции. Тайны о готовящихся проектах хранятся за семью печатями. Пресс-служба канала, может быть, и была бы готова делиться информацией, но только после явственной отмашки руководства. А отмашка эта - большая редкость. Руководство канала давно и, по-моему, навсегда решило, что, чем меньше информации о канале, его проектах и героях, тем лучше. Имя Илья Паскарюк вам что-нибудь говорит? Он, друзья, - победитель проекта "Чудо-люди". Введите-ка в Гугл. И увидите, что однорукий самбист, имеющий массу достижений в своем деле, упоминается только на сайте канала ICTV, в Ютьюбе и на спортивных ресурсах, информация на которых не имеет никакого отношения к проекту канала. Да что Паскарюк, мы и о том, кто такой Богуцкий, скоро забудем.
Не бойтесь приглашать прессу на съемки новых проектов. Всегда же можно договориться. Нет, руководители оберегают новинки пуще семи нянек. А потом – дитя без глаза. Потому что информация все равно просачивается, но на ее интерпритацию вы уже не влияете. Как произошло с проектом "Джентельмены на даче". Хотя, эту утечку я считаю большой удачей для канала - проект-то интересный, почему бы его не пиарить? Не понимаю я этого. И считаю ICTV cамым закрытым каналом большой шестерки. Тут он побил все рекорды и добился абсолютного первенства. Поздравляю с бесспорной победой.
Удивительная перемена произошла и с пресс-службой канала «Интер», после смены руководства. Тотальная секретность и подозрительность поразила пресс-службу канала и всех его менеджеров, включая генпродюсера Владимира Зеленского. Они проявились, начиная с медленной реакции на большинство запросов и заканчивая запретом приходить на съемки программы «Все свои» с фотографом.
Дмитрий Нагиев не любит фотографов
Хорошо хоть команда Star Media не препятствовала работе журналистов на шоу «Майдан's», и в результате получила кучу материалов, чем спровоцировала массовые обсуждения на различных форумах и в комментариях под статьями. Рост интереса к проекту я могла наблюдать по собственному сайту - репортаж о финале "Майдан's" прочитали и обсудили 5245 читателей. Это, конечно, не "Х-Фактор" и не "Холостяк", но прогресс все-таки заметный - ведь, начиналось все с пары сотен читателей и полного отсутствия интереса к проекту.
На пресс-службу Нового канала мне грех жаловаться – они оперативно отвечают на запросы и не сидят над душой во время работы на прямых эфирах проектов. Но вот пресс-релизы в стиле "Шоумании" о приключениях Ефросининой, Педана и Притулы, ограничивающиеся тем, как кто-нибудь из них съездил в отпуск или исполнил чью-то мечту, переодевшись цыганкой, меня радовать перестали давно. Тут имеет место идентификация прессы со зрителем канала. Не надо так уничижительно относиться к журналистам, как к собственному зрителю, мол, все "схавают". Уже давно пора было убедиться, что "хавают" и соответственно публикуют далеко не все из разосланного. И неумолимое падение интереса к проектам канала я все время наблюдаю у себя на сайте. Победителя шоу "Украина слезам не верит" Вадима Кожевникова сейчас вспомнят единицы. Закончился проект ярко, но репортаж с финала прочитали всего 2911 человек. У многих на устах сейчас четвертая "Фабрика звезд". Текст о первых кастингах уже заинтересовал 2005 человек. И я надеюсь, что былая слава "Фабрик" вернется на канал, а фабриканты станут настолько же востребованными, как и финалисты "Х-Фактора".
Я прекрасно понимаю, что деятельность пресс-служб в первую очередь зависит от того, насколько доверительные отношения установлены между ею и руководителем канала, насколько развязаны у пресс-службы руки. Ведь, тотальный контроль над прессой, это наверняка стиль руководства на самом канале. А еще качество деятельности пресс-службы зависит от того, насколько ее работники осознают, что и для чего они делают. Если их цель - закрыть доступ до информации, тогда ни о какой популярности героев проектов каналов не может быть и речи. А пресс-службы впору переназывать. "Регулирующий степень секретности орган" подойдет.
Фото Юлии Николенко, Яна Солнечного, stb.ua, inter.ua, images.google.com