Facebook LiveJournal Twitter

Ужасы превращения, или как "буржуй" Николаев состарился на моих глазах

14:32 11.05.2011 9

Канал СТБ не только снимает самые качественные программы на нашем ТВ, но и обучает своих сотрудников премудростям современнных телевизионных технологий. Наверняка, два этих факта связаны. Я расскажу вам про один из таких мастер-классов, произведший на меня просто таки неизгладимое впечатление.

На этот раз хитростям превращений учились гримеры СТБ. Для тренинга десятка специалистов из Москвы приехал мастер пластического грима Петр Горшенин с ассистентами, прихватив в качестве подопытного образца не кого-нибудь, а известнейшего актера Валерия Николаева ("День рождения Буржуя" помните?). Горшенин известен своей любовью к созданию фантастических персонажей и характерных образов. Он, кстати, «старил» Настю Приходько для «Евровидения».

Мастер-класс, организованный для канала компанией MRM, прошел в кинотеатре компании FILM.UA «Правда». Студентами Горшенина были в основном девушки. Они, вооружившись блокнотиками и ручками, внимали словам мастера, по ходу дела задавая вопросы, пробовали образцы на ощупь и снимали на видео происходящее. Любопытство Горшенин только поощрял, провоцируя гримеров СТБ: «Что еще вам интересно? Какие еще вопросы?».

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Петр Горшенин учит юных гримеров своему искусству

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Студенты

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Горшенин, кроме прочего, учил девочек правильному обращению с актерами, говорил, например, что работать с ними нужно деликатно, но и не забывать, что вы гример, а не фанат актера

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Демонстрация деталей

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Кажется, это ожог

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Горшенин делает рубец  на коже

Чтобы было нагляднее и понятнее, Петр делился опытом на определенном примере - образе Дмитрия Быстролетова в фильме "Вербовщик". Быстролетова сыграл Валерий Николаев.  Для этой роли Валерия специально старили с помощью специальных силиконовых деталей. Николаев, кстати, был только рад поездке в Киев и возможности помочь киевским специалистам. Естественно, от гонорара он не отказывался.  

Около трех часов Валерий неподвижно сидел в кресле, пока над ним колдовал Горшенин с ассистентами, подробно комментируя каждое свое движение. Процесс превращения:

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Сначала убрали волосы и надели на голову силиконовую лысину

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Теперь немного клея

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Вторая деталь - шея

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Теперь сглаживают края

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Близнец носа Николаева

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Добавили нос, брови, бороду...

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

... волосы. Осталось прорисовать капиллярчики, вены, пигментные пятна...

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Было-стало

Актер по ходу дела рассказал, что интересно было наблюдать за реакцией прохожих, когда он ехал в этом гриме от мастерской Горшенина на съемочную площадку. Его вообще не узнавали, когда пришлось остановиться на заправке и разговаривать с людьми. Более того, Николаева потрясло то, как неуважительно относятся к старикам люди.  Вот такие открытия можно сделать, благодаря пластическому гриму. Валерий Николаев, например, понял, как будет выглядеть в 75 лет.

Но вернемся к рассказам Горшенина. В его работе приходится довольно часто делать слепки лиц актеров. У некоторых артистов даже проявлялась клаустрофобия, так как материал застывал на всем лице, и приходилось дышать через трубочку. Но капризных актеров, по словам Горшенина, удавалось деликатно «усмирять», намекая, что грим сложный и роль очень зависит от его качества. Грим не поменяешь, а актера заменить можно. Услышав о перспективе потерять работу, звезды мгновенно «излечивались» от клаустрофобии.

Мастер особенно подчеркнул, что все важные моменты нужно сразу оговаривать с продюсерами, так как многие из них не знают тонкостей профессии гримера. Нужно просить, чтобы свет выставляли на статисте, а не на загримированном актере. Нужно объяснять, что на каждый съемочный день нужно делать комплект пластического грима да еще и с запасом. «С продюсером в первую очередь нужно говорить, что нужно иметь запасной комплект и комплект на каждый день. Потому что некоторые думают, что сделал комплект, и актер работает в нем два года», - улыбаясь, наставлял молодых гримеров Горшенин.

Во время перерыва Петр и мне уделил несколько минут:

- Во время мастер-класса не все можно понять, потому что мало времени. Мы показываем только финал огромной подготовительной работы. Лучше всего  делать двухнедельные семинары, где от  начала до конца можно все поєтапно продемонстрировать.  В Киеве мы первый раз, благодаря СТБ.

- Вы как мастер, когда смотрите кино, часто замечаете проколы в работе гримеров?

- От этого не уйти. Конечно, экран все показывает. Понимаете, если фильм интересный, то ты не замечаешь этих проколов. А если фильм не интересный, то начинаешь рассматривать все проколы. Конечно, на премьере картины, в которой работал, ты смотришь только на свою работу, а во второй раз смотришь уже фильм.

- Расскажите, как делаются эти силиконовые слепки…

- Слепок – оригинальная форма посредством силикона. Изначально наносится два слоя двухкомпонентного силикона, он застывает, а потом гипсовыми тонкими бинтами делаем бандаж. Он застывает, бандаж и силиконовую пленку снимаем, вкладываем в бандаж.  У нас получается негатив оригинала. Потом в этот негатив оригинала заливается гипсовая масса, пластмассовая масса, что хотите. И получается позитив. И уже работаем с позитивом и не мучаем актеров, отпускаем их, потому что у нас уже есть его лицо. И мы можем уже изготавливать накладные детали, менять  образ – сказочный, характерный, старческий. Диапазон достаточно широк.

- Вы рассказывали студентам, что многие материалы вы берете за границей. Вся работа основывается на них?

- Нет, не вся работа основывается на материалах из-за границы. Какие-то качественные клеи, краски, грим мы заказываем. А вся подготовительная работа - это воск, пластилин. Все, как и раньше. Новых технологий в процессе пластического грима не предвидится, потому что это узкоспецифическая ручная работа, ювелирная. Все делается через душу, голову, руки художника, который работает в ключе режиссера, образа, картины.

- Сейчас вы выступаете мастером для студентов. А сами на кого-то равняетесь?

- Я бы так не говорил. Ведь есть свой стиль, виденье и креативное мышление. Естественно, есть западные специалисты и их немного, которых уважаешь, которыми восхищаешься. Но ни в коем случае нельзя копировать их. Это Рик Бэйкер («Люди в черном», «С кликом по жизни»). Это вообще основатель пластического грима в Голливуде. Это Дик Смитт, и самый раскрученный Стен Уинстон («Хищник») и Ганс Гиггер («Чужой»). Это те люди, которые заняли свои нишу, разработали свой стиль. У меня свой путь, стараюсь ничего не задевать. Это достаточно сложно, потому что основные креативные наработки заняты. Поэтому нам, креативщикам, сложнее, чтобы, не дай Бог, нас не обвинили в плагиате. Это относится к разработке фантастических персонажей. Но в нашу профессию входит достаточно большой диапазон, начиная от шрамов и заканчивая динозаврами. Вы представляете, что между ними? И аниматроника, и роботы, и муляжи портретные, и пластический грим.

Перерыв закончился, и все вернулись к интереснейшему эксперименту - состариванию Валерия Николаева. Актер, действительно, неумолимо старел. И, как только он увидел себя в зеркало, тело его тоже "состарилось" - Николаев сутулился и начал подшаркивать ножками. А молодые гримеры заметили, что современные материалы дают все-таки большие возможности – актер может умываться, плавать в бассейне и ничего от лица не отвалится. После обеда начался процесс разгримировки.

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Незабываемое зрелище

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Студенты пробуют на ощупь материал

Горшенин обратил внимание на то, что еще 20 лет назад такой сложный грим снимали бы не полчаса, а около трех часов, и из-за материалов было бы сильное раздражение на коже. А Николаев становился все моложе, и никаких раздражений на коже у него не наблюдалось. Окончательно помолодев, он созрел к разговору с вашей Няней:

- Возникла такая возможность – приехать, посмотреть на СТБ, посмотреть что происходит, какие интересы у людей, которые будут делать кино. Нас с Петром связывает и работа, и дружба.

- Вы давно с Петром сдружились?

- Уже лет шесть. Все вроде как бы случайно произошло, но и не случайно. Нас все ближе и ближе судьба сводила  и мне, наконец, удалось побывать в его мастерской, которая была еще на Научфильме. Это было потрясающе. Действительно, на тот момент, казалось, не могло быть такого уровня. В очень скромном помещении несколько человек делают просто фантастические вещи. Мы в качестве предложений делали с Петром пробы грима. Они не всегда утверждались, потому что были немного радикальными. Был еще такой проект «Цирк со звездами». И мы на этом проекте, конечно, очень сильно хулиганили. А уж когда была возможность поработать вместе на «Вербовщике» для Первого канала... Работа, которая была сделана, говорит сама за себя.

горшенин, пластический грим, Валерий Николаев , СТБ, Барон, Гудкова, как сделать гпалстический грим, мстер-класс Петра Горшенина

Валерий Николаев снова молод и свеж

- Случалось ли вам работать  с не самыми профессиональными гримерами?

- Очень редко бывают такие шаги в сторону пластического грима. Конечно, это мечта, когда ты можешь пробовать такой резкий рисунок. Обычно же на площадках используют тон под телезадачу или под кино. Наверное, мне везло. Есть актеры, которые имеют личных гримеров, в основном, это актрисы. Конечно, женщины следят за своим имиджем, который им, как мне кажется, важнее иногда, чем даже роль.

Посмотрев на эти чудеса, я задалась вопросом, не планирует ли СТБ какой-то новый телепроект, где нужен сложный грим. Директор департамента управления персоналом СТБ Мария Гудкова ответила мне следующее: Нас интересует широкий спектр эффектов, которые можно реализовать на сцене, в прямом эфире, в наших фильмах. Спец-эффекты как таковые  - тоже одна из актуальных тем, которая интересна нам в разных аспектах: проекция на туман, дым, 3Д технологии, световой дизайн, пиротехника, графика и так далее. Спец-эффекты,  и грим, в частности, мы используем в разных проектах – и в форматных проектах, как, скажем, «Х-фактор», так и, например, нашем "Бароне Мюнхгаузене», и в  наших проектах-исследованиях («Чужие ошибки»),  и даже в ретро-врезках в «Невероятных историях любви». Мастер-класс Петра Горшенина начинает череду обучающих программ от мастеров, которые приедут делиться с нами опытом в области спец-эффектов: сейчас мы ведем переговоры со специалистами по свету и другим вопросам из США и Великобритании, и во второй половине года сделаем еще дополнительную программу».

Сама того не планируя, я попала в чудесный и таинственный мир превращений. И, знаете, он меня поразил. Надеюсь, мне удалось хоть чуть-чуть передать вам его волшебство.

 

 Фото Юлии Николенко.

 

  

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...
''