]
Facebook LiveJournal Twitter

Венеция. «Faust», as you can

10:50 09.09.2011 0

венецианский кинофестиваль,«Faust», Мефистофель,Сокуров,The Еxchange,Эраном Колирин,Полански, Полирин,  

У Сокурова в «Фаусте» все, как всегда, дико красиво и очень удалено от первоисточника Гёте, в том числе и Мефистофель. Его тут типа вообще нет. То есть он есть, но само слово Мефистофель нигде не фигурирует. Актер Антон Адасинский  виртуозно играет некое неуклюжее существо, в титрах указанное как Moneylender. Вместо плаща, острой бородки и демонически сдвинутых  бровей, каким его описывает Гёте, - человек-груша с торчащим косым брюхом и жиденькой рыжеватой бороденкой. Он без конца кряхтит, страдает отдышкой, что-то бормочет себе под нос и ходит по нужде во всяких людных местах. Злосчастный контракт подписывается где-то в середине фильма, и без особого нажима со стороны Мефистофеля. По Сокурову, душа Фауста – читай человеческая – нынче ничего не стоит. Все в этом слегка искаженном сюжете происходит как-то само собой. Несчастного брата Маргариты Фауст убивает как-то случайно, а гнусный замысел отравления ее матери (эту роль сыграл любимый Сокуровым артист Мозговой) возникает словно бы не только помимо воли Фауста, но и вообще без чьего-либо участия. С Маргаритой он вольно флиртует, получая в ответ взаимность, но, в отличии от гётевского героя, познанию предпочитает радости плоти и потому соглашается на контракт. Существо гаденько колет палец и водит фаустовой рукой по контракту. Ночь любви, когда Фауст наконец получает Маргариту, Сокуров снимает как болезненную галлюцинацию  с использованием специальных светофильтров: в захламленном доме Фауст отчаянно тычется лицом в голое, выглядящее каким-то пластмассовым тело Маргариты, как в запертые ворота какого-то неведомого рая, куда заказан вход всякому, у кого больше нет души. А в окна дома, тем временем, лезет нечисть всех мастей.

«Фауст», на показе которого наблюдался абсолютный аншлаг, завершает задуманную Сокуровым еще в начале 1980-х тетралогию о тиранах - «Молох», «Телец», «Солнце», и является, фактически, ключом к пониманию всей этой грандиозной авторской конструкции. Это кино о границах человеческой подлости и грехопадения, и намек режиссера, что великие вожди ХХ века - Гитлер, Ленин и японский император Хирохито, уподобившись Фаусту, каждый по своему, подписали злосчастный контракт. Снятый для пущей аутентичности на немецком языке и с немецкими актерами, «Фауст», вероятно, самый совершенный по исполнению фильм Сокурова. Одна коллега, хорошо знакомая с музыкальной грамотой, высказала версию, что сюжет сокуровского «Фауста» развивается по законам фуги. Может и так. Но важно вот что: здесь, за фирменной  безысходной  авторской зеленью скрывается какая-то необъяснимая мощь и свет, поискам которого у больших по-настоящему художников принято посвящать жизнь.

венецианский кинофестиваль,«Faust», Мефистофель,Сокуров,The Еxchange,Эраном Колирин,Полански, Полирин,

В общем, тот факт, что Сокуров гений - столь же очевиден, как утверждение, что Венеция, якобы, действительно очень красивый город. 

Израильский The Еxchange, снятый режиссером Эраном Колирином в сравнении с сокуровским «Фаустом», говорит о вещах чуть более приземленных, но от того не менее актуальных. Автор победившей у нас на «Молодости» и еще 49-ти других фестивалях комедии «Визит оркестра», дает статичное и сатиричное кино о человеке в поисках реальности.

венецианский кинофестиваль,«Faust», Мефистофель,Сокуров,The Еxchange,Эраном Колирин,Полански, Полирин,

Похожий на режиссера Содерберга герой по имени Одед живет по опостылевшему распорядку – работа, дом, ужин, дежурный секс, работа… пока, как Гарри Поттер, не обнаруживает свою «платформу 9¾». Там, правда, кроме него обитает еще и неработающий сосед, тоже сообразивший, что жизнь гнездится где-то совсем в другом месте – уж точно не дома, и уже тем более не в офисе. Вместе они будут ночевать в бомбоубежище, лежать на бетонном полу в подъезде и всматриваться в никуда. В финале имеется прямая цитата из «Фотоувеличения» Антониони. Местами скучноватое, но очень трогательное кино про колею и способы выхода за ее пределы. Через пару часов напишу про нового Уиллиама Фридкина. В конкурсе его бодрый гиньоль по мотивам золушкиной истории «Киллер Джо» с Мэтью МакКонахи и Джиной Гершон. Это, кстати, уже вторая в венецианском конкурсе экранизация популярной театральной пьесы после «Резни» Поланского.  

Образовалась брешь в расписании показов. Иду в соседний район Джардини смотреть венецианское биеннале современного искусства. Про это, а так же про нового Фридкина, который, кажется, пережил всех, включая собственного «Изгоняющего дьявола», а так же про Джонни То - напишу в следующем блоге.

венецианский кинофестиваль,«Faust», Мефистофель,Сокуров,The Еxchange,Эраном Колирин,Полански, Полирин,  

 

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...