Без пяти минут Канны
Завтра открывается Каннский кинофестиваль – главный международный киносмотр планеты, находящийся на вершие европейской четверки, куда, кроме него, входят Берлин, Венеция и Сан-Себастьян. Я снова наблюдаю за всем с расстояния вытянутой руки. Чему будет посвящен специальный блог.
Юбилей Канн совпал в этом году с другой важной годовщиной, ввиду чего на фирменном фестивальном постере, коим затянули фасады главных зданий, включая театр Люмьер, красуется Мэрилин Монро с тортом.
В программу, традиционно перенасыщенную, попали многие великие или, как минимум, претендующие на этот статус в будущем. Нашлись такие, которых, несмотря на прежние заслуги и положения, ни в одну из программ не включили. Тут и прошлогодний победитель - скрывающийся от людей Терренс Малик, и гонконгский гений Вонг Карвай, Франсуа Озон и Пол Томас Андерсон, Стивен Содерберг и Вуди Аллен. Правда, последний, пусть косвенно, но будет присутствовать в Каннах: в программе «каннская классика» дадут документальный фильм про Аллена, как заявлено в синопсисе, «интимный взгляд на жизнь, карьеру и творческий процесс» главного интеллектуала американского кино.
В списке самых ожидаемых номеров нынешнего конкурса – то, что принято называть must see – новый фильм канадца Дэвида Кроненберга «Космополис», мрачный триллер про далекое будущее и молодого неврастеника-финансиста в нем. На эту роль Кроненберг позвал Роберта Паттинсона – идола всех тинейджеров, ввиду чего на премьере ожидается чудовищное столпотворение. Моя квартирная хозяйка не преминула пожаловаться, что ее тринадцатилетняя дочь уже потеряла сон, ожидая премьеры.
Другим ветераном, на фоне которого Кроненберг – это такой молодой кинематографист, стал француз Ален Рене. Без пяти минут девяностолетний старец, этот патриарх французского кино привез в Канн свою новую картину с символическим названием «Вы еще ничего не видели». Ну, в общем да. С этим трудно не согласится.
Все ждут, естественно, нового Михаэля Ханеке. Фильм с лаконичным названием «Любовь» - третий по счету «французский» фильм в послужном списке австрийского режиссера. Главную роль играет дико постаревший Жан-Луи Трентиньян, а на подхвате - давняя фаворитка автора Изабель Юппер. Как и в «Пианистке», Юппер играет музыкантшу. На этот раз - разбитую инсультом. Другого австрийца, угодившего в каннский конкурс, с Ханеке роднит не столько творческий метод, сколько непроходящая ненависть к родине. Ульрих Зайдль, автор «Собачей жары», привезет на Лазурное побережье свой фильм «Рай: любовь» про австрийский секс-туризм в Кении.
Такой парафраз французского фильма «На Юг», только с искаженным смыслом и черным юмором: про то, что якобы эксплуатируемые на самом деле эксплуатируют своих эксплуататоров.
Про «социальное» речь пойдет в новых фильмах двух каннских лауреатов – англичанина Кена Лоуча («В поисках Эрика») и румына Кристиана Мунджиу («4 месяца, 3 недели и 2 дня»). Первый покажет горько-сладкую историю «Доля ангелов» про молодого гопника из Глазго. Второй – драму «По ту сторону холмов» про двух девушек в тяжелых и некрасивых обстоятельствах.
В конкурсе после тринадцатилетней паузы, вызванной холодным приемом в Канне его фильма «Пола Икс», оказался и отшельник Лео Каракс. Его Holy Motors, как следует из описания, - сюрреалистическое путешествие героя, которого с начала восьмидесятых у Каракса бессменно играет Дени Лаван.
Интереснее Каракса с его фирменным нарциссизмом обещает быть американец Джефф Николс, чье «Укрытие» прогремело здесь в прошлом году, взяв главный приз альтернативной программы «Неделя критики». Новый фильм «Мад» - триллер с Мэтью Макконахи про двух подростков, которые соглашаются помочь некоему незнакомцу, живущему отшельником на маленьком острове посреди реки Миссисипи. Среди других авторов, чьи новые фильмы проходят по ведомству «особо ожидаемых», мексиканец Карлос Рейгадас («После мрака свет») – главный последователь Тарковского, давно покоривший всех своей поэтической манерой; и новозеландец Эдрю Доминик, прославившийся пять лет назад своим модернистским вестерном «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» и во второй раз снявший Брэда Питта в роли гангстера с почти самурайским кодексом чести.
Француз Жак Одьяр – главный мастер блатных драм, сорвавший три года назад каннский Гран-при за, без дураков, гениального «Пророка», в этот раз будет сражаться за пальмовую ветвь с лишенной романтического ареола драмой «Ржавчина и кость», где в Марион Котийяр влюбляется нищий вышибала из ночного клуба. Действие происходит в соседних с Каннами Антибах. Котийяр тренирует касатку-убийцу, пока та не откусывает ей обе ноги.
Сергей Лозница, с именем которого Украина дебютировала в Каннах два года назад, теперь представляет здесь Россию. Его новый фильм «В тумане» - экранизация прозы Василя Быкова, действие оторой разворачивается в оккупированной немцами Белоруссии. В кадре – фаза активных боевых действий, которые, надо думать, есть метафорой некой латентной войны, о которой речь шла еще в «Счастье моем».
Украина, увлеченная всякого рода «прикольным кино», альманахами про ментальным идиотизм и байопиками о жизни мистических национальных героев, откровенно говоря, прохлопала свой шанс оказаться в главном каннском конкурсе. В производстве «В тумане» участвовали Германия, Нидерланды, Литва, Белорусь и Россия. И когда уже наши чиновники от кино поймут, что ставить нужно на тех, кто уже чего-то добился на крупных фестивалях, а не на неведомых авторов, которые исчезают так же внезапно, как появляются?
Откроется нынешний фестиваль «Королевством полной луны» Уэса Андерсона, представлять которое будут Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей и Тильда Суинтон.
Другими звездами 65-х Канн, станут Николь Кидман, Жюльет Бинош, Бред Питт с супругой, чью грядущую свадьбу вовсю обсуждает мировая пресса, Бенисио Дель Торо, Шарлотта Генсбур, Одри Тату, Джон Кьюсак, Ева Мэндес, Кайли Миноуг, Вигго Мортенсен, Шиа Лабеф, Андрей Кончаловский, Стивен Спилберг и еще много кто.
Из обсуждаемых в этом году коллизий главная пока связана с протестом и лютым желанием некой феминистической организацией под названием La Barbe (Борода) сорвать фестиваль. Тамошние участницы обвиняют организаторов фестиваля в сексизме, поскольку в нынешнем конкурсе нет ни одного автора-женщины. Мол, лишь единожды главный фестивальный трофей отходил женщине (Джейн Кэмпион за «Пианино» в 1993). Во все другие годы победы доставались мужчинам; меж тем, Канн многие годы бесстыдно эксплуатирует женщин, используя их в роли ведущих своих церемоний, и украшая им свои постеры. Барышни теперь призывают всех неравнодушных включаться в их акцию общественного порицания и бойкотировать фестиваль. Всем, пришедшим на митинг протеста, завтра бесплатно будет выдаваться накладная борода а-ля Карабас Барабас. Флешмоб какой-то. Что-то я сомневаюсь, что у злобствующих барышень выйдет всколыхнуть привыкший к скандалам Канн так, как это сделал в прошлом году Триер. Впрочем, если каждый выдернет из бороды по волоску, может случиться невероятное.