Порноуикэнд на Берлинале
Выходные в Берлине прошли под знаком «порно». Беспроигрышная тема, как к ней не подходи. Сначала дали «Пристрастие Дона Джона» (Don Jon's Addiction) – игривый и дурной, как молодое вино, режиссерский дебют похожего на Хита Леджера артиста Джозефа Гордона-Левита. Такой практически парафраз макквиновского «Стыда», только для студенческих кампусов, чтобы не заморачиваться. Первая половина нашпигована истеричной, но правильно редактированной нарезкой интернет-порно, и надоедливо повторяющимися действиями главного героя. Его - одержимого сексом самца, который, не смотря на ежедневные беспорядочные связи, не может преодолеть своей страсти к порно – играет сам Левитт.
Фильм, наделавший много шуму на недавнем Санденсе и рискующий в Берлине сорвать куш в виде приза «зрительских симпатий», держится наплаву благодаря яркой Скарлетт Йохансон, играющей типичную соску с комплексом принцессы и очаровавшей всех Джулиане Мур, отвечающей в сюжете за мудрость и любовь. Другая одержимость порно – как профессией, становящейся проклятием - просматривается в фильме Роба Эпштейна и Джеффри Фридмана «Лавлейс» (Lovelace), гала премьера которой собрала людей, кажется, больше чем показываемые в рамках Берлинале «Отверженные» (Les Miserables). Невинно хлопающая глазками Козетта-Аманда Сейфрид здесь вживается в образ скандально известной звезды «Глубокой глотки» (Deep Throat, 1972) - культового порнофильма, про девушку, у которой клитор (о Боже!!!) оказывается там, где у других гланды, и чье название до сих пор на слуху даже у последних пуритан. В тот год грянул уотергейтский скандал, не последнюю роль в котором сыграл тайный осведомитель, выбравший в качестве псевдонима название фильма. Но, кто помнит того осведомителя или сам скандал? А девушку Линду, очевидно, помнят все. В огромном зале Фридрихштадт Паласта меня угораздило усесться в сектор, предназначенный, видимо, работникам немецкой порно индустрии. В радиусе десяти метров сидели как на подбор фрикового вида девицы и носатый трансвестит в нелепом бараньем парике и усах, как у Фреди Меркьюри. Поселенцев этого гетто перед премьерой фотографировали больше, чем съемочную группу фильма. Они в ответ послушно вставали и позировали перед объективами айфонов. В «Лавлейс», по сути, нет ничего скандального. Это типичный фильм из цикла ЖЗЛ: история превращения тихонькой дочки копа и домохозяйки сначала в порнозвезду, затем в жертву и почти рабыню сексуальных революционеров, а потом образцовую мать и жену, просветленного борца за права женщин. Личная трагедия на фоне мирового триумфа смешного и трогательного порнофильма. Того самого, по которому плакал герой Берта Рейнолдса (порнорежиссер в «Ночах в стиле буги»): на видео так не снять.
Аманда Сейфрид старательно выводит Линду, становясь буквально на цыпочки. Хотя мышечной массы в силу возраста ей явно не хватает и, по-хорошему, хочется подставить табуретку. Питер Сарсгард играет Чарли Трейнера – первого мужчину Линды, мужа и по сути сутенера с оглядкой на Щеголя Харви Кейтеля из «Таксиста»: он сначала учит Линду основам орального секса, шепчет что-то про любовь, а потом под дулом пистолета стелит порнозвезду под дорогих клиентов. Шэрон Стоун, несмотря на частое появление, по-настоящему узнается только в финале. Грим и актерская техника дают невероятный результат.
Не порно, но задорно выглядит «Необходимая смерть Чарли Кантримена» (The Necessary Death of Charlie Countryman) - снятая с опозданием лет на семнадцать. Эта клюква про злоключения американца Чарли Кантримена в современном Бухаресте сделана в диапазоне между поздними и не очень удачными фильмами Кустурицы, клипом группы «ВВ» «День народження» и дискотекой 90-х. Фредерик Бонд, набивавший руку на рекламных роликах и клипах для Моби, залип где-то в районе «Трэйнспотинга», тарантиновской «Настоящей любви» (True romance, 1993) и «Диких сердцем» (Wild At Heart, 1990), и на календарь, кажется, не обращает никакого внимания. Хорошие артисты – Шеа Лабеф, Мэдс Миккелсон и Тиль Швайгер играют роли, о которых лет десять как стоит забыть.
Самыми достойными работами главного конкурса пока видятся «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова и порядком поруганный «Рай: Надежда» (Paradise: Hope) рассерженного австрийца Ульриха Зайдля.
У Хлебникова вышел трогательный социальный репортаж про честного фермера (Александр Яценко), который подставляет себя, спасая землю и работающих на этой земле крестьян. От оригинального сюжета американца Фрэда Циннемана из «Ровно в полдень» (High Noon, 1952), вольным переложением которого «Долгая счастливая жизнь» предполагалась, почти ничего не осталось. Зато фильм Хлебникова удачно рифмуется с другой золотой киноклассикой - «Семью самураями» Куросавы...
Зайдль в заключительной части трилогии «Рай» предлагает историю любви, вольную интерпретацию «Лолиты», рассказанную в полголоса. Юная девочка (дочь разбитной мамаши первой части («Любви») и племянница религиозной одержимой Марии из второй («Веры»)) оказывается в диетическом лагере для толстых австрийских детей, где влюбляется в местного доктора. Та же желчная социальная сатира и обличающая страсть, то же внимание к деталям и какое-то несвойственное автору чувство меры: подойдя вплотную к теме педофилии, Зайдль не показывает ничего, что показал бы прежде, и фокусируется лишь на тонкости чувства, упрятанного в неуклюжее тело. Зал на титрах пел гимн толстяков «If you’re happy and you know it, clap your FAT!», а поклонники австрийца уже линчуют его за политкорректную сдержанность.
Выход Украины! Сегодня вечером «Дахабраха» играют под «Землю» Довженко.