Канны: дождь, секс и ограбления
Screeen в сегодняшнем номере напечатал полезные советы для тех, кто в Каннах. Один из них звучит так: перестаньте обижаться на своих знакомых и друзей, которые думают, что вы в Каннах только и делаете, что упиваетесь местным Rose и тусите на вечеринках. Кому объяснишь, что Канны это - бег плюс утомительное выстаивание в длиннющих очередях да еще под проливным дождем. От дождя, кстати, тут пострадали даже селебретиз, которые, казалось, могли бы нанять себе целый полк людей с зонтами. А нет. Ряженые дамы в платьях с длиннющими шлейфами были вынуждены подбирать свои «хвосты», чавкая по набухшей от воды ковровой дорожке. Синди Кроуфорд, например. Иные, вроде дочки Мика Джаггера, прибегали к помощи охранников.
Нынешние проливные дожди в Каннах - чистый праздник для черных продавцов китайских зонтиков. За неделю дождливой погоды на палёных зонтах можно будет заработать однокомнатную квартиру в Ницце.
Словно проглотившим зонтик весь вечер вчера выглядел Леонардо Ди Каприо. Канны, оказывается, его сильно напрягают. В смысле, вся эта бесконечная суета. Выпив шампанского на вчерашней афтерпати он сказал кому-то из журналистов, что каждый раз чувствует себя здесь буквально героем фелиниевской «Сладкой жизни», причем той ее сцены, где вертолет несет по небу статую Девы Марии.
Весёлым и довольным выглядел президент фестивального жюри Стивен Спилберг. Финальное обсуждение он себе представляет в духе «12 разгневанных мужчин» и до конца фестиваля даже собирается пересмотреть шедевр Сидни Люмета, чтобы быть во всеоружии. Интересно, кем он себя видит в этом сюжете – Генри Фондой или Ли Дж.Комббом? У Спилберга здесь какая-то супер-яхта с кинотеатром и каким-то сверхсовременным экраном прямо на палубе, позволяющим смотреть кино, сидя в бассейне-инфинити.
Каннский конкурс открылся мексиканской драмой «Heli» - про горе-роман двенадцатилетней школьницы и кадета полицейской академии, по вине которых случается много трагического. У дважды обласканного Каннам Амата Эскаланте пасторальные пейзажи провинциальной Мексики, перемежаются сценами насилия ютьюбовского качества. Четверть зала к середине стала уходить, другие просто закрывали глаза.
Утром, под сильным проливным дождем, пришлось нестись на нового Франсуа Озона. Его фильм «Молода и прекрасна» (Jeune et jolie, 2013) – это новая версия бунюэлевской «Дневной красавицы», исследующая женскую сексуальность. Фотомодель и начинающая актриса Марина Вакт с иконической неподражаемостью Бардо, Денев и Летиции Касты вместе взятых играет старшеклассницу из буржуазной семьи. После короткого загородного романа во время летних каникул, вернувшись в Париж, она втайне от всех после школы отдается незнакомым зрелым мужчинам, готовым платить за секс. Еще в предыдущем «В доме» чувствовалось, как Озон стал возвращаться чуть ли не во времена «Крысятника» - своего полнометражного дебюта. Новый фильм ближе «Каплям на раскаленной крыше».
Правда, с возрастом француз явно стал лиричнее и позволяет себе взаимопроникновение фантазии и реальности: с какого-то момента уже не понять, что происходит взаправду, а что — плод воображения дневной красавицы. Фильм ставит кучу не последних вопросов: о том, что, например, сексуальные отношения за деньги - честнее, а родители чаще всего не замечают, как в их доме, неожиданно, заводится чужой человек, у которого лицо их собственного ребенка.
Но куда важнее гипнотическая внешность Марины Вакт, в лице которой на французском экране нынче забила богатейшая скважина, которую мы мысленно давным-давно засыпали, сочтя навеки иссякшей, где-то 1990-х: ибо вглядитесь в ее игру внимательней, и вы безошибочно поймете, что имя экранным родителям Вакт — Бриджит Бардо и Жанна Моро.
«Особый взгляд» - вторая по значимости каннская программа – открылся новым фильмом Софии Копполы «Элитное общество» (The Bling Ring, 2013). Это основанная на реальных событиях четырехлетней давности и статье из Vanity Fair история про горстку лос-анджелесских хипстеров, которые, объединившись в банду, чистят в окрестностях Голливуда дома звезд среднего звена и светских тусовщиков. В числе жертв, среди прочих, оказываются Орландо Блум, Линдсей Лохан и Пэрис Хилтон, лишающиеся честно заработанных лабутенов, шанелей и луи витонов. Родители долго ни о чем не догадываются и отказываются верить даже тогда, когда в их дома врываются оперативники с собаками. Известное лицо здесь разве только прославившаяся «Гарри Поттером» Эмма Уотсон да самая младшая сестра нашей соотечественницы Веры Фармиги – Таисс, у которой здесь первая по-настоящему большая роль.
«Элитное общество» — это отличная рифма «Великому Гэтсби», потому что Коппола, говоря про материализм и безнравственность подростков, свихнувшихся на культе селебретиз и лакшери брендах, пытается как-то их понять. Одновременно эта такой вежливый ответ «Отвязным каникулам» Хармони Корина – про тинейджерское безумие и свинство, про восстание подростковой плоти, триумф инфантилизма, читающийся за бесконечным перечнем брендов; масштабные, похлеще чем у Гэтсби, вечеринки и умеренная сатира на шоу-бизнес. Это ода поколению, которое выбирает не Pepsi, а «вон те Конверсы за $500».