КАННЫ. СОБЛАЗНЕННЫЕ И ПОКИНУТЫЕ
Утром к очереди людей, стоявших на новый фильм японца Такеши Миике в костюме воскресенского гопника подошел Джеймс Франко. Покрутился минут пятнадцать и в компании еще двоих чуть более прилично одетых парней куда-то исчез. Это его излюбленный метод выходить в люди. В Венеции в прошлом году я наблюдал почти ту же картину. Правда, тогда Франко, не смотря на маскировку, был мгновенно узнан стайкой девочек-подростков, и потом двадцать минут от них отбивался. Вечером, уже переодевшись в смокинг, американский актер и очень не сдержанный на самовыражение режиссер в программе «Особый взгляд» давал свой новый фильм – новаторски осмысленную (на грани видеоарта) экранизацию романа Фолкнера «Когда я умирала» (As I Lay Dying, 2013). На лишенный всякой иронии фильм, как выяснилось позже, пришло невероятное количество людей, два часа до показа томившихся в длиннющей очереди, а потом еще два часа - в набитом под завязку зале.
Совсем нескучно и смешно было на новом конкурсном фильме японца Такеши Миике «Соломенный щит» («Wara No Tate»). Освистанный одними и полюбившийся другими, это дико динамичный криминальный экшн про конвоирование мерзкого молодого педофила в токийскую тюрьму. Дед его последней жертвы оказался состоятельным человеком, пообещавшим миллиард йен тому, кто разыщет и убьет маньяка, чей фоторобот разослан во все концы страны. Перепуганный убийца, на которого начинается национальная охота, сам сдается полиции. Те отправляют из Токио специальный наряд людей в черных костюмах, чтобы доставить обвиняемого в столицу. В общем, это такие японские «16 кварталов» со своим Брюсом Уиллисом и фееричными экшн сценами. На сцене, где в кадре огромный грузовик с нитроглицерином делает кульбит в воздухе, пол зала стоя аплодировала.
В отличие от его же трехмерного ремейка «Харакири» Кобаяси, показанного здесь два года назад, где привычная дикость Миике пряталась под степенной академической кинематографией, «Соломенный щит» демонстрирует варварскую страсть автора в полной мере. Миике теперь ищет Бога в заведомо низком жанре полицейского боевика для людей с пивом «Десант», по-триеровски провоцируя публику историей о том, как кучка честных людей полегла за одного отъявленного мерзавца, и что в чувстве долга - нет никакого смысла.
В продолжение цирка с каннскими ограблениями: к списку жертв добавился вице-президент крупнейшей китайской кинокомпании. Из его номера вынесли буквально все. Настолько, что китайцу не в чем было даже прийти на пресс-конференцию, где он вместе с Киану Ривзом должен был представлять «Человек из Тай Чи» - режиссерский дебют американского актера, сделанный в копродукции с China Film Group. Китаец сначала пытался добиться каких-то действий от администрации отеля, а когда та буквально отморозилась, написал гневный пост в своем китайском аналоге Твиттера. После чего мэрия, организаторы фестиваля и владелец отеля, где случился этот досадный инцидент, прислали свои извинения.
По-настоящему что-то необыкновенное - это фильм Джеймса Тобака «Соблазненные и покинутые». Едкая документальная комедия с сильным чувством горечи в финале, снимавшаяся тут в прошлом году аккурат во время каннского фестиваля. Полтора часа экранного времени Тобак – автор культовой драмы «Пальцы» и еще нескольких не дурных американских фильмов, ходит по Каннам в компании Алека Болдуина и разговаривает с коллегами кинематографистами и потенциальными инвесторами, предлагая им профинансировать свой новый фильм. Последнее, разумеется, провокация, призванная выявить главный насущный вопрос всех кинематографистов - поиск (часто унизительный) денег на очередной фильм. Неслучайно фильм открывается цитатой Орсона Уэллса, говорившего, что 95% его жизни в кино – это был поиск денег, и лишь 5% - творчество.
Пока ушлые миллионеры, предпочитающие скорее тусовать в компании голливудских звезд, чем вкладывать деньги в кино, ищут повод отказать Тобаку, Скорсезе, Коппола, Поланский, Райан Гослинг, Джессика Честейн и Беренис Бежо говорят с Тобаком и Болдуином про изнанку кино, которое сначала соблазняет, а потом попросту бросает.