КАННЫ. СТАРИКАМ ТУТ И МЕСТО.
В Каннах, ближе к завершению, когда вот-вот раздадут призы, всегда возникает острое ощущение осени. То ли потому, что брошенная после закрывающегося маркета печатная продукция напоминает опавшие листья, то ли само кино, умело выстроенное в программу, диктует такое меланхоличное настроение. Все вокруг свихнулись на французском конкурсном фильме «Жизнь Адели» режиссера Абделлатифа Кешиша («Кускус и барабулька»), на который я, увы, все еще не попал. Кешиш превратил, ни много ни мало, комикс в трехчасовую драму страсти, вспыхнувшей между пятнадцатилетней Адель и харизматичной, молодой и синеволосой женщиной Эммой. Играющим их Адель Экзаркопулос (молодой дебютантке) и уже известной Леа Сейду пророчат актерские пальмы. Я лично буквально влюбился в «Небраску» (Nebraska, 2013) – другой конкурсный фильм, черно-бело роудмуви про никчемного, вздорного, но в общем доброго пенсионера, который вместе с сыном из Монтаны едет в Небраску, уверенный что мятый сертификат маркетинговой лотереи в его нагрудном кармане и есть чек на миллион долларов, который там можно обменять на деньги. Но сколько бы старик не бубнил про новый грузовик да компрессор, едет он в Небраску в попытке отыскать свою собственную молодость, навсегда прошедшую в ничем не примечательном маленьком как пуговица городке этого штата.
Баланс между трагической фактурой и в целом легкомысленным, а часто просто комедийным тоном крайне талантливый и все еще молодой Александр Пейн («О Шмидте», «На обочине», «Потомки») соблюдает его очень уверенно — буквально пара откровенно фальшивых нот превратила бы «Небраску» в слезливую драму последнего путешествия. Но нет — на этих поминках держатся с достоинством. И в первую очередь актеры. Пейн выжал из Брюса Дерна - стареющей звезды 1970-х и близкого друга Джека Николсона – его лучшую роль со времен «Садового короля» (1972) и «Возвращения домой» (1978). Дерн в кадре кряхтит и еле ходит, и, кажется, что все свои силы его экранный старик бросает на скабрезные шуточки, ежеминутно отпускаемые в адрес своих близких. Выполненная в стилистике эсквайеровского фоторепортажа про американскую провинцию, с невероятными человеческими и бодрым, трагикомичным ритмом, «Небраска» содержит еще и какую-то редкостную достоверность мелочей. Именно так, кажется, человек закутывается с головой в одеяло, когда утром звонит будильник. Именно так ведет себя, когда приходит на кладбище, и про жизнь после десятилетней разлуки у родного брата интересуются вопросом не «Как поживаешь?», а «Are You Still Driving Chevi?».
«Небраска» - кажущаяся простой, straight story про постаревших детей и жизнь, которая сначала сулит тебе миллионы, а в финале дарит бейсболку с надписью Prize Winner. «Небраска», может, лучший фильм выросшего именно в этом штате сына греческий эмигрантов Александра Пейна, научившегося так проникновенно и точно, буквально по-фолкнеровски, воспевать Америку, как это когда-то делали два других великих грека американского кино – Элиа Казан и Джон Кассаветес. И напомните мне съесть свою шапку, если этот фильм, который минуя голову, попадает вам прямо в сердце, не попадет в оскаровскую обойму 2013 года.
Вчера в ресторане Chez Astoux мною были замечены ужинающими Кайли Миноуг и режиссер Лео Каракс, приехавшие в Канны, видимо, поддержать Абделатифа Кешиша. А, может, и своего друга Дени Лавана, играющего небольшую роль в конкурсной немецкой исторической драме «Михаэль Колхаас» (Michael Kohlhaas, 2013). Призраком бродит по вечеринкам Леонардо Ди Каприо, промоутируя «Великого Гэтсби», про которого один знакомый англичанин пошутил: «It`s nwas not a Great Gatsby! It`s a Reasonably fine Gatsby”. Ди Каприо запрещает себя фотографировать, а Тимберлейк нахваливает местное сливочное масло, уплетая его со здешними свежими багетами.
Каннские гости в этом году пострадали не только от непогоды (после дождей здесь теперь установился порывистый ветер), но и от начавшийся еще пять лет назад экономического кризиса. Сначала исчезли фонтаны из шоколада, а теперь устроители стали экономить на шампанском.
Ограбления, сколько бы полиции не задействовали местные власти, не прекращаются, как дождь на Ривьере. На этой неделе обчистили еще две виллы, квартиру кого-то из кинофункционеров и едва не отобрали кошельки у гостей фестиваля, вышедших поздно ночью из казино в Palm Beach. Пойду на нового Джима Джармуша, который не про воров, но про интеллигентных вампиров.