ВЕНЕЦИЯ 70. СКАФАНДР, БАЛЛОК И КЛУНИ
Мое путешествие в Венецию, где вчера открылся юбилейный – 70-й по счету и старейший в мире кинофестиваль, которому на самом деле даже не 70, а целый 81 год! - это каскад мелких злоключений, о которых я напишу в следующем блоге. А пока о вчерашней премьере фильма открытия «Гравитация» Альфонсо Куарона, ради которого пришлось проделать этот в меру тернистый путь. Даже доставшиеся мне 3D очки оказались не исправны и их срочно пришлось заменять. Но результат полностью оправдал все это.
«Гравитация» - история возвращения домой двух неприкаянных астронавтов, для одного из которых это первый полет, а для другого – последний. Она (Сандра Баллок) специалист по медицинскому инжинирингу. Он (Джордж Клуни) - без пяти минут ветеран-отставник, которому перед списанием на Землю доверили последнюю миссию. Потом случится катастрофа, и эти двое, вцепившись друг в друга, будут болтаться в открытом космосе, пытаясь забраться то в русский СОЮЗ, то в опустевшую китайскую космическую станцию…
Баллок и в «Скорости» приходилось браться за откровенно мужскую работу, когда Киану Ривз попросту не справлялся. А здесь она сопит и усердно вчитывается в мануал, пытаясь отстыковать от горящей станции одну из ступеней. Клуни дает своего же Кельвина из «Соляриса» и делает, в общем, ровно то же самое, что и в большинстве своих ролей – шутит, когда юмор становится вежливостью отчаяния. Но за это мы его и любим.
Альфонсо Куарон после небольшого перерыва возвращается к традиционно громоздкому и умозрительному жанру антиутопии с научно-фантастическим привкусом. Холодной и умной, как «Солярис» и страшной, как спилберговская акула Брюс. Простыми, очевидными вроде бы ходами он добивается такой степени сопереживания героям, что даже те, кто давно оставил эту глупую привычку — впиваться пальцами в подлокотники, когда становится совсем не по себе, вопьются как миленькие. Про Куарона давно было понятно, что это дико талантливый парень, снявший прекрасное и вольное переложение диккенсовсих «Больших надежд», про твою маму тоже, неплохого третьего «Гарри Поттера» и мрачное «Дитя человеческое». Но после «Гравитации» стало очевидным, что он совсем большой режиссер. Срываясь в красивости, обеспеченные здесь камерой Эмануэля Любецки, клаустрофобичный до боли в висках, залезая в метафизические пространства, куароновский фильм остается убийственно настоящим. Как табличка «Демидов» на комбинезоне Сандры Баллок. Он содержит в себе какую-то кричащую искренность, которая пробивается сквозь холод черной космической отстраненности, сквозь радикализм и минимализм.