Владимир Зеленский: судьба Буратино
Одна серия – штучка. Две – кучка. Глянул я именно что кучку скандальной «Сказочной Руси» и вот что вам скажу.
Когда-то давно, но помню как сейчас, после очередного кавээновского триумфа «Квартала 95», Роман Балаян, выступая от жюри, особо выделил Володю Зеленского. Своими незаурядными актерскими способностями «этот молодой человек», по словам режиссера, вызвал у него серьезный профессиональный интерес. Мне было бы очень интересно узнать у Балаяна, сохранился ли этот интерес сейчас.
Ведь, несмотря на то, что за плечами Владимира Александровича уже полтора десятка художественных картин, жизнь развела его с Романом Гургеновичем радикально. Зеленский нашел свой золотой ключик и превратился в богатенького Буратино, который отгрохал для своих кукольных друзей бесперебойный шоу-конвейер: только знай себе срывай сольдо со все новых деревьев-проектов. Ну и сам пашет, конечно, да. А что Балаян… Последний фильм снял в 2008 году.
Припомнил я это все потому, что оценивать анимационное творение квартальцев нужно именно как продукт конвейерного шоу-бизнеса, дежурное развлекалово. А качество отдельных сюжетов и шуток – уже следствие.
В чем особенность «Квартала 95»? В том, что эти мастера культуры всегда с народом. Неразрывно и народнее, чем сам народ.
В отличие от раритетных авторов-исполнителей, к которым раз в десять лет еще попробуй попади на концерт, анонимно-коллективные массовики-затейники накрывают города и села ковровыми бомбардировками. Кстати, на дорогах, связующих эти города и села, укрыться от Зеленского и Ко вообще нельзя: видики в маршрутках крутят их произведения в режиме нон-стоп. Тут, с одной стороны, не ты ищешь встречи с прекрасным, а прекрасное норовит достать тебя за шкирку отовсюду. А с другой - «ребята, кто шил костюм?».
Владимир Зеленский, комментируя мультфильм в интервью «Комсомолке», признался, что «художники нарисовали не совсем то, что нужно». Художники не совсем то нарисовали, сценаристы не совсем то написали, да как-то в целом вышло не совсем то – а ничего, люди смеются. Некоторые, во всяком случае. Правда, некоторые смеются в любом случае, Вовин мизинец покажи или лысину Кошевого. Люди у нас добрые и смешливые. Неиссякаемый источник прибыли.
Задача шутников – чтоб их, несмотря на избыточное присутствие в эфире, любили. В шутниках у нас исконно любят смелость, а смелость – это что-нибудь «за политику». А поскольку большие деньги за шутки – это, опять-таки, телевизор, то шутить о политике нужно так, чтобы не лишиться доступа к телевизору. То есть, как бы о политике, но не о ней. В результате вышла сказочная … (you name it). Они ее назвали «Сказочная Русь».
Легендарные «Куклы» на НТВ, вершина кукольного политико-сатирического жанра, отличались, помимо многого-многого прочего, тем, что были порой актуальней новостных выпусков – не по оперативности подачи, конечно, а по глубине осмысления происходящего. Актуальность «Сказочной Руси» обсуждать не приходится: тут спустя месяц после выборов шутят о партийном списке «Украины – вперед!», а о том, как Ющенко увел трон у Януковича с помощью пчел, причем живущих в американских уликах, рассказывают восемь лет спустя.
О каком-то осмыслении даже неудобно говорить. Но задача, похоже, так и не ставится, главное - добиться от пипла радости узнавания разбросанных тут и там намеков на обстоятельства разной степени толщины и правдивости. По-простому так, по-кабацки.
Говорят, «Сказочная Русь» лидирует в поисковых запросах украинцев: людям интересно, как справляются квартальцы с политическим юмором в ситуации, когда на центральных каналах издеваться над властью нельзя. Да просто справляются. Отважны в обращении с фигурами, за которые им ничего не будет, - даже наоборот, удостоят похвальной усмешки высокого начальства. Загнать стрелу в зад Симоненко, заставить Ляшко чистить дупло или изобразить Найема похотливой собачкой – с превеликим удовольствием. И ни слова дурного о реальных драконах, - «так, мило подначить-с» (с фирменной интонацией и хрипотцой Вовы Зеленского).
На меня мультфильм произвел угнетающее впечатление. Это даже не попытка и рыбку скушать, и невинность сберечь, это ее слабая имитация: прощай, невинность, зато рыбы вдоволь. И знаете, кажется, им даже не пришла в голову мысль, что можно просто отказаться.
…Когда куклы убежали в свободный театр Буратино, доктор кукольных наук, директор знаменитого театра, кавалер высших орденов, ближайший друг Тарабарского короля, синьор Карабас Барабас, как известно, остался сидеть в луже. Алексей Толстой пощадил маленьких читателей и не стал рассказывать, как сложились отношения с Тарабарским королем у нового театрального деятеля. Я думаю, это сказка с грустным концом. Мальчишка не любил компромиссы. Деревянный, нашему не чета…
Фото - liveinternet.ru