Из окопа - в дипломаты. История Людмилы Павличенко
История легендарной снайперши Людмилы Павличенко давно просилась на большой экран: тут вам и жизненная драма, и любовные перипетии, и героический антураж Второй мировой войны - масштаб, достойный Голливуда. Но самым ценным в ней, безусловно, является путь самой девушки – от простой советский студентки до Героя Советского Союза и дипломата, без которого, возможно, исход крупнейшего противостояния прошлого века был бы совсем другим. Но обо всем по порядку.
Родилась будущая легенда в Белой Церкви 12 июля 1916 года. Там же маленькая Люда (тогда еще Белова) пошла в школу №3, а уже в возрасте 14 лет вместе с семьей переехала в Киев. Современники вспоминали, что учителя ее особо не жаловали – за непокорный и сложный нрав, однако в стремлении к знаниям Людмиле было не отказать. Несмотря на то, что свою первую любовь (и, как следствие, отца своего сына Ростислава) Алексея Павличенко девушка встретила рано – в 16 лет, учебу она не бросила, переведясь в вечернюю школу. Как это часто бывает, ранний брак не выдержал испытания временем, и Люда осталась одна с маленьким ребенком на руках. Здесь она впервые проявила твердость характера, которая позже принесет ей, без преувеличения, мировую славу: воспитывать сына помогали родные и друзья, а сама Павличенко пошла работать на завод «Арсенал» фрезеровщицей, совмещая это с занятиями. Когда мальчик подрос, Людмила поступила в Киевский университет им. Тараса Шевченко на исторический факультет.
Студентка Люда
Уже в первый год ее студенчества – 1937-ой – жизнь в Советском Союзе омрачалась постоянным предчувствием грядущей войны, а потому среди молодежи было в порядке вещей готовиться защищать родину. Люда выбрала для себя стрелковый спорт, демонстрируя весьма неплохие результаты. Кроме того, в круг ее интересов входили занятия планеризмом и прыжки с парашютом, что очень помогло ей в будущем: без надлежащей физподготовки, говорила Людмила, вылежать на позиции 18 часов было бы просто невозможно.
Война застала Павличенко в Одессе, где она проходила преддипломную практику и готовилась к защите. Кстати, темой ее диплома должен был стать любимый исторический герой Богдан Хмельницкий. Однако планам не суждено было сбыться – 22 июня Германия напала на Советский Союз, и Павличенко без малейших сомнений вызвалась добровольцем на фронт.
Документы о стрелковой подготовке, а потом и превосходная сдача нормативов помогли девушке получить назначение на должность снайпера в 25-й Чапаевской стрелковой дивизии (Приморская армия, Северо-Кавказский фронт) второй роты 54-го стрелкового полка
Применить знания на практике довелось очень быстро: немецкая армия стремительно продвигалась вглубь страны. В одном из первых боев Людмила заменила погибшего командира и была контужена вследствие разорвавшегося рядом с ней снаряда, однако место сражения покидать отказалась. С августа по октябрь 1941 года Павличенко уничтожила 187 вражеских солдат и офицеров, прослыв героиней в рядах Красной Армии и безжалостным убийцей по ту сторону фронта. О девушке начали даже слагать легенды: она, мол, слышит шорохи на расстоянии полукилометра, способна подкрасться к немецким окопам, застрелить за раз десяток человек и скрыться незамеченной.
Осенью дивизию Людмилы перебросили на оборону Севастополя, и здесь ее ждала по-настоящему сильная личная трагедия. Несмотря на то, что поле боя – не лучшее место для любви, у девушки завязался роман с сослуживцем Леонидом Киценко. Они были знакомы еще до войны, вместе пришли в дивизию, и вместе ходили на задания. Леонид не раз спасал Люду от смерти, вытаскивая из-под огня, и со временем их отношения переросли из дружеских в романтические. В феврале 1942-го, во время очередной совместной вылазки, их позиция была обнаружена и накрыта минометным огнем. Киценко оторвало руку, и Павличенко вытащила его на себе, однако спасти жизнь любимому не удалось...
Во время службы девушка не расставалась с любимым оружием - самозарядной винтовкой системы Токарева или СВТ, в народе - просто «Светка»
Незадолго до падения Севастополя, в июне 1942-го, Людмила была тяжело ранена. Ее эвакуировали морем на Кавказ, а после недолгого лечения и реабилитации вызвали в Москву. К тому моменту на счету Павличенко было 309 подтвержденных уничтоженных целей, и она прослыла настоящей легендой. А легендами, как известно, рисковать не стоит, поэтому отныне девушке предстояла иная миссия: отправиться в США и убеждать союзников открыть второй фронт.
Павличенко побывала на многих приемах, участвовала в митингах в разных городах Америки
США в то время были далеки от настоящей войны: боевые действия велись за океаном, так что многие даже не представляли себе масштабов происходящего. У снайперши, которую там называли не иначе как «Леди Смерть», интересовались, красят ли женщины губы на фронте, какое белье предпочитают, и прочую ерунду, от которой девушка была далека настолько же, как американцы – от окопов. Людмила отвечала дерзко: «У нас за такое и по физиономии можно получить», чем очень нравилась местной прессе. Но настоящим ее триумфом стала речь, произнесенная в Чикаго:
«Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!..»
Портрет Павличенко на обложке американского издания
После турне Людмилы Михайловны советские дипломаты признавались: там, где раньше переговоры длились по несколько месяцев, теперь все решалось за пару часов.
Чиновники и дипломаты не уставали демонстрировать свое признание и симпатию к девушке
В Америке Людмила стала настоящей знаменитостью, ее лицо украшало передовицы изданий, а знаменитый кантри-певец Вуди Гатри даже посвятил ей песню «Miss Pavlichenko»:
Кроме того, находясь за океаном, девушка завела дружбу с женой президента США Франклина Рузвельта Элеонорой. Их теплые отношения сохранились на многие годы.
Сохранилось множество их общих снимков в период пребывания Люды в США
В знак дружбы вдова президента США подарила Людмиле свою фотографию с автографом
После США Павличенко побывала в Канаде, Великобритании, а затем вернулась в СССР. Но отправилась не на фронт, а предпочла тренировать снайперов в школе «Выстрел».
Инструктор с учениками
Боевые заслуги Людмилы были оценены лишь в конце 1943 года: указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября Павличенко присвоили звание Героя Советского Союза. Когда же война отступила, Людмила исполнила заветную мечту и закончила учебу в институте. После этого она перебралась в Москву, где много лет работала научным сотрудником Главного штаба ВМФ, вела работу в Советском комитете ветеранов войны.
Людмила Михайловна на встрече женщин-участниц Всемирного конгресса за общее разоружение и мир
Дожить до глубокой старости ей было не суждено – Людмила Михайловна Павличенко скончалась 27 октября 1974 года, в возрасте 58 лет.
Спустя два года, когда Павличенко могло бы исполниться 60 лет, в СССР вышла почтовая марка с ее изображением
Местом ее последнего упокоения стал колумбарий Новодевичьего кладбища в Москве.
Фото - cpacibodedu.ru, copypast.ru, politobzor.3dn.ru,
cosmo.ru, liveinternet.ru, lifeonphoto.com