]
Facebook LiveJournal Twitter

Искусство смотреть в Одессе

12:00 18.07.2011 0

Одесский кинофестиваль, Александр Гордон,Маша Ефросинина,  «Метрополис»,Фриц Ланг, Малкович,Кивалов,Матвийчук,Жванецкий, Никита Михалков, Раба любви, Дуня Смирнова, Два дня

Первое впечатление от второго Одесского фестиваля — Александр Гордон в роли ведущего церемонии-открытия и компаньона не годящейся ему ни на что Маши Ефросининой. А еще  «Метрополис» Фрица Ланга. Про конкурс не пишу ровным счетом ничего. Не потому, что сказать нечего. Скорее наоборот. Но говорить о фильмах, участвующих в гонке за главный фестивальный трофей – «Золотой Дюк», мне мешает членство в жюри Международной федерации киноклубов.

Третий день журналисты галдят о Малковиче, хвастаясь друг перед дружкой своими интервью с американской звездой. В  facebook весь этот шум кто-то нарек «массовым дрочиловом», а коллега, попавшая на пресс-конференцию сетовала на тотальную не подготовленность прессы и, как следствие, дурацкие вопросы.

Одесский кинофестиваль, Александр Гордон,Маша Ефросинина,  «Метрополис»,Фриц Ланг, Малкович,Кивалов,Матвийчук,Жванецкий, Никита Михалков, Раба любви, Дуня Смирнова, Два дня

Вечером 15-го Малкович, которого выманили в Одессу из Москвы на несколько дней, сидел практически никем не замечаемый. Фигуры Сергея Кивалова и губернатора Матвийчука, кажется, интересовали телевидение куда больше. Во всяком случае, камеры не отходили от них вплоть до самого начала.

Гордон был алмазом этого Гала-открытия! По меньшей мере, думающая часть гостей, очевидно, чувствовала себя в надежных руках. Особенно после прошлого года, когда открытие было отдано какому-то резиденту Камеди Клаб Украина, веселившего публику в паре с дурехой-блондинкой коллекцией трехкопеечных шуток. Любопытно было наблюдать за Жванецким, который в прошлом году был подчеркнуто холоден с ведущими, а в этом выходил к Гордону - как к своему. 

Одесский кинофестиваль, Александр Гордон,Маша Ефросинина,  «Метрополис»,Фриц Ланг, Малкович,Кивалов,Матвийчук,Жванецкий, Никита Михалков, Раба любви, Дуня Смирнова, Два дня  

Но, больше других, кажется, был расположен к Гордону Никита Михалков, который был вызван в Одессу под предлогом представить во внеконкурсной программе свою «Рабу любви», а в результате получил фестивальный трофей за вклад в кино. Сказав несколько благодарственных слов, Никита Сергеевич стал щедро осыпать комплиментами господина Гордона, коротко рассказав про их совместный перелет из Москвы в Одессу, во время которого Гордон пел. Потом Гордон, невероятным оперным голосом, спел кусочек какой-то арии. Но, главное не это. Вы бы слышали, как он произносил имя Жоржа Мельеса и вообще говорит о кино! Достаточно сказать, что все наши топовые ведущие, берущие за вечер гонорар, примерно, как группа «Машина времени», на фоне Гордона выглядят беспородными дворнягами, задорно лающими на корпоративах.

Одесский кинофестиваль, Александр Гордон,Маша Ефросинина,  «Метрополис»,Фриц Ланг, Малкович,Кивалов,Матвийчук,Жванецкий, Никита Михалков, Раба любви, Дуня Смирнова, Два дня  

  

Про «Два дня» Дуни Смирновой, показанной в русской программе, несколько знакомых рассказывают в диапазоне «круто, но не шедевр» и «более сильное кино, чем первый». На какое-то мгновение я решил, что пропустил какой-то важный сдвиг культурной парадигмы. Потом вспомнилась дебютная «Связь» и немного попустило. Удивительно! Как у одних пишущих талантов с богатым внутренним миром и внушительным опытом в один прекрасный день выходит «На последнем дыхании», ну, или, простите, даже «Гололед», а у других – «Связь»?   «Два дня», дай Бог, посмотрю сегодня и, как любят говорить в Одессе, - сделаю себе мнение. 

Немая классовая утопия Фрица Ланга показывалась в месте, которое до Одесского фестиваля оценил, пожалуй, лишь Эйзенштейн. И то, в начале прошлого века. Никакого другого показа на лестнице я лично не припомню. В отличии от берлинской прошлогодней премьеры, когда оркестр транслировали у Бранденбургских ворот через специальные динамики у здоровенного экрана, здесь все игралось под изображение. Особого шарма этому немому шедевру гигантомании добавлял шум переворачивавшихся листов с партитурами: некоторые сцены, внезапно, начинали звучать как в «Артисте» Хазанавичуса; и шум идущих к пересыпи и на ПасКот маршруток. Даже стоявший у порта ГАИшник, минут десять не отводил глаз от оборотной стороны экрана.

Одесский кинофестиваль, Александр Гордон,Маша Ефросинина,  «Метрополис»,Фриц Ланг, Малкович,Кивалов,Матвийчук,Жванецкий, Никита Михалков, Раба любви, Дуня Смирнова, Два дня  

Показанная в Одессе копия является той самой авторской версией фильма, о которой СМИ, как о сенсации, трубили летом 2008-го. Ее обнаружили  в музее кино Буэнос-Айреса.  «Метрополис» - то еще диссидентское кино. Выйдя в прокат, оно немедленно провалилось, и чтобы как-то спасти положение, продюсеры разоренной студии УФА решили изъять из проката все копии авторской версии «Метрополиса» и выпустить в прокат уже перемонтированный вариант фильма. Ни одна из сорока копий авторской версии не уцелела. До чуда в Буэнес-Айресе совершались безуспешные попытки восстановить оригинальную версию «Метрополиса», но ни как не могли понять, какая из трех существующих версий фильма является оригинальной? А после реставрации 2001 года, которую осуществил Фонд Фридриха Мурнау, считалось, что история с оригинальной версией «Метрополиса» окончена навсегда… Но, оказалось, что нет.

  Одесский кинофестиваль, Александр Гордон,Маша Ефросинина,  «Метрополис»,Фриц Ланг, Малкович,Кивалов,Матвийчук,Жванецкий, Никита Михалков, Раба любви, Дуня Смирнова, Два дня

Придуманный Лангом под впечатлением от архитектуры  Манхэттена 84 года назад город-монстр, раскинувшийся на множестве уровней, поражает больше всяких «Пятых элементов». Даже в таком немом, местами выгоревшем виде.

Это работа даже не художника, но провидца. Ланг не столько выдумал, сколько прозрел будущее, увидев в нем нацистские концлагеря, узников Маутхаузена, строящих гигантскую лестницу как в его «Метрополисе». Все эти  обреченные колонны пролетариев, отдающих свою жизнь фабрике вызывают только одну ассоциацию  - с рациональной геометрией фабрик смерти. А еще  хроника нюрнбергских парадов — это тоже «Метрополис». И вот что поразительно: жена Ланга, сценаристка Теа фон Гарбоу, в отличие от мужа, стала убежденной нацисткой и использовала свое воображение для постановки партийных торжеств. И хроника гибнущего Берлина 1945 года, когда гибнущие вожди рейха решили затопить городское метро вместе с тысячами укрывавшихся там людей, — это тоже «Метрополис». Под этот чудесный аккомпанемент оркестра, теплый летний ветер и стаи комаров, гибнущих на раскаленном прожекторе, страшно было думать, что, возможно, Ланг ненароком подсказал нацистам этот скотский план. Возможно. Ведь не случайно Геббельс призывал режиссера встать под знамена нацистов. Мол, фюрер восхищен «Метрополисом», и предлагает Лангу быть главным режиссером Германии, и «снять нацистский «Броненосец Потемкин»». Ланг сказал, что подумает и той же ночью бежал в Америку. А фильм уже жил независимо от него. Одесский кинофестиваль, Александр Гордон,Маша Ефросинина,  «Метрополис»,Фриц Ланг, Малкович,Кивалов,Матвийчук,Жванецкий, Никита Михалков, Раба любви, Дуня Смирнова, Два дня

Визуальная мощь «Метрополиса», отозвавшись потом в нацистской архитектуре, и спустя 84 года не ослабела нисколько.

 

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...