Венецианский Роман
Variety опубликовал первые рейтинги. В них сразу два фаворита – «Мартовские иды» Джорджа Клуни и «Резня» Поланского – ядовитая комедия о том, как невинная детская драка вскрывает внутренние язвы двух вроде бы добропорядочных семей. Разобравшись со своим военным детством в «Пианисте» и «Оливере Твисте», в «Резне» Поланский одновременно касается и своего скандального американского прошлого, когда-то заставившего режиссера бежать из страны, и недавнего сезона в швейцарском СИЗО, напрямую связанного с этим американским прошлым. Взять хотя бы замкнутое пространство пьесы француженки Ясмины Реза, которое Поланский, проведший в швейцарском заключении несколько месяцев и там заканчивавший монтаж своего «Писателя призрака», выбрал неслучайно. И действие пьесы совсем неслучайно было перенесено автором из Парижа в Нью-Йорк. Художнику Дину Тавуларису, работавшему еще на «Крестном отце» и «Апокалипсисе» пришлось в Париже, откуда теперь Поланский старается никуда не выезжать, выстроить декорацию настоящей нью-йоркской квартиры, куда упаковано действие фильма. Здесь две пары родителей пытаются уладить последствия драки своих сыновей, один из которых выбил другому два зуба.
Первая пара — средний класс: хозяин лавочки под вывеской «Все для дома» Джон Си. Райли и его жена Фостер — неудавшаяся писательница, которую заботят судьбы обездоленных в Африке. Вторая пара выше этажом по социальной лестнице — принадлежащие к бизнес элите Користофер Вальц и его жена Кейт Уинслет. Беседа вроде течет в мирном русле, но то и дело норовит скатиться к конфликту, и стоит потухнуть одному, как вспыхивает новый. Тут и нелепость неравнодушных граждан, откладывающих решение собственных проблем до исчезновения мировых неурядиц; и неврозы состоятельных домохозяек, забытых своими мужьями; и взаимные обиды, которые копятся в семьях под оболочкой внешнего благополучия. Каждый конфликт потянул бы на отдельную пьесу, а в случае Поланского – и на отдельный фильм. Семья идет против семьи, но вскоре конфликты начинаются и между супругами: выясняется, что в одной постели спят защитница бесправных хомячков и защитник фармацевтов-убийц, любительница Кокошки и его ненавистник. Коалиции складываются по ходу сюжета, и вот уже мужчины объединяются против жен, а минуту спустя утешают каждый свою. У каждого есть уязвимое место, в которое противник норовит кольнуть побольнее, и у каждого — свой способ тушить конфликты. Уинслет обильно блюет на принадлежащий Фостер альбом венского модерниста Кокошки, провоцируя очередной конфликт. Уже на почве актуального искусства.
Актеры с красками, но осмысленно, а порой и не без блеска, проходят комедийные виражи и держатся на ногах даже в самых скользких местах. Про то, как истерит артистка Уинслет, как герой Райли превращается из тюфяка в орангутанга, а персонаж Вальца — из импозантного мужчины в червя, про то, как именно все они теряют человеческое лицо – можно сказать, что делают они это с достоинством. Кстати, Поланского в Венеции не было.
Вальц прибыл на Лидо
Джоди Фостер, еще в Каннах роптавшей на то, что режиссер-тиран вынул из ее во время съемок всю душу - тоже. У нас «Резню» собирались выпускать во второй половине ноября, но буквально неделю назад компания-прокатчик отказалась от нее. Теперь нужно ждать, кто возьмется выпустить этого абсолютно зрительского Поланского на украинские экраны.
Моя летучая мышь вторые сутки не показывается, спрятавшись где-то за потолочными балками. А в Венецию сегодня приезжают Матье Амальрик, Стивен Содерберг, Мэтт Деймон, Джуд Ло, Гвинет Пелтроу и Джессика Честейн с Аль Пачино.