Главней всего Погодин в «Доме»
Четвертый день не могу отойти от «Дома» у нас почти никому не известного режиссера Олега Погодина. «Дом» был заявлен последним номером ретроспективы Богдана Ступки, и до самого показа о фильме мне были известны немногочисленные вещи: то, что до Киева «Дом» показали на выборгском кинофестивале «Окно в Европу», где он взял сразу две ключевых награды – «за режиссуру» и «сценарий»; и что снималось все долгих шесть лет. Еще в голове засели жалобы нескольких киевских приятелей, хлебнувших прошлым летом на съемках «Дома» в Крыму. Ну, все как обычно – недосыпы, переработки и, как говорили, чудовищные условия труда. Сейчас понимаешь, что стоило все это пережить, чтобы добиться такого результата. Думаю, что если спросить у тех , кому довелось пережить с Копполой съемки «Апокалипсиса», воспоминания тоже будут не слишком приятными. Мартин Шин – тот вообще заплатил за главную роль серией сердечных приступов. Это в тридцать шесть-то лет! «Дом» пусть и не «Апокалипсис», но кино редкой красоты и весомых достоинств. Фильм искреннего художника, появившегося и заявившего о себе как-то неожиданно. У Погодина все в жизни выходило как-то не с первой попытки: семь раз он поступал во ВГИК, дважды женился и дебютировал, по-настоящему, только сейчас. Трехлетней давности ироничный боевик «Непобедимый» - про злободневные отношения власти и большого бизнеса, выглядит как одно из тех неудачных поступлений во ВГИК. Там Погодин еще грешил своими телевизионными привычками, в «Доме» же избавился от них совсем. Это без пяти минут семейная сага про обитателей большого, затерянного где-то в донской степи дома семейства Шамановых. Глава семьи (Богдан Ступка) еще пытается удержать в кулаке распадающийся род, но рухнувшие любовь и взаимопонимание сильнее. На юбилей обитающего где-то в подвале и геройствовавшего в гражданскую призрака-деда съезжаются все, включая самого старшего сына (Сергей Гармаш) – крупного московского авторитета, по пятам которого идут неведомые люди в черном.
В погодинском фильме Сэм Пекинпа встречается с Тарковским и Ильенко. В том смысле, что Погодин насытил свой фильм аллюзиями на «Соломенных псов», «Жертвоприношение», «Тайну фермы Мессе» Гранье-Деферра и в чем-то на «Белую птицу с черной отметиной». Насытил так, как делают авторы, горячо влюбленные в кино. Но важнее здесь не аллюзии, а форма и тема, актуальная как никогда. «Дом» косвенно показывает эпоху, в которую происходит девальвация семьи как таковой. Герои живут в пост-аграрном мире, где необходимости создавать семью, как защищенную со всех сторон замкнутую систему, уже нет. Почти все здесь одиноки и, кажется, не спешат с этим одиночеством расставаться. Все это меняет уклад жизни Шамановых, ставит много новых вопросов. Ответить на них не всегда получается. Да и кому нужны ответы, когда есть такие вопросы? На экране – триумф индивидуализма. Не случайно, события начинают стремительно разворачиваться с приездом в семейное гнездо тех его представителей, кто давно и прочно осел в Москве - городе, где господствует конкуренция, эгоизм, алчность, соблазны и их доступность. И главный из них – герой Гармаша, возвращение которого в родной край становится началом конца.
«Дом» поражает и тем, что при всей своей тематической сложности и актуальности, это кино зрительское. Но Погодин не заигрывает со зрителем, не лепит лубочные картины несуществующей действительности, не льет елей, а безжалостно жжет огнем - в прямом и переносном смысле. Актеры – кроме Ступки и Гармаша, здесь еще и Епифанцев, Редникова, Зайченко – у него играют на пределе своих возможностей. Да что актеры, когда почти по-МХАТовски воют даже степные волки, с охоты на которых начинается фильм. «Дом» - кино зашкаливающих эмоций и какого-то невероятного монтажа, с потрясающим ритмом и полной света беспросветностью!
На финальных титрах загремели аплодисменты, и, кажется, никто не вспомнил ни про задержку сеанса, закончившегося в начале первого, ни про избыточно длинную, хотя и довольно искреннюю, речь автора.
Всех заполняло кино каких-то нездешних достоинств. К ноябрю, по еще не совсем проверенной информации, «Дом» должен выти в широкий прокат.
Вот, что действительно не стоит пропустить, как бы вы не относились к современному русскому кино!