Берлинале. День первый. Самый страшный фильм!
Вчерашний трехчасовой Херцог оказался очень занятным, хотя до конца дожили не все. Уже примерно к третьей новелле четверть зала крепко спала, а иные вообще убегали как мыши. В «Смертном приговоре» немец, по-моему, шагнул немного на территорию Трумана Капоте, а вернее – романа его погубившего «Хладнокровное убийство». Главный мотив фильм – клетка, куда пришлый режиссер заглядывает с пристальностью покойного американского писателя. Вместо полной благополучия канзасской глубинки – мрачные провинции четырех разных штатов. Вместо невинно убиенной семьи Клаттеров – замоченные проститутки, драгдиллеры, сожительницы с беспризорными детьми, мексиканские нелегалы и прочие обитатели социального дна. Херцог рыщет по тюрьмам, пристально рассматривает холодные, целует замки, допрашивает слезливых родственников, шныряет по мотелям и трется вокруг мест преступления. Вышел хороший кинороман-репортаж с обаятельными, словно вывалившимися не то из коэновской вселенной, не то из драмы «Бал монстров» - плачущими, веселящимися и – главное! – кающимися душегубами. Херцогу и придумывать не нужно было ничего - выслушав своих смертников, он выстроил романную композицию с завязкой, конфликтом и финалом.
Соль фильма, в общем, в том, почему вдруг вменяемые на первый взгляд люди, вдруг истребляют других людей; просто так. Херцог вслед за Капоте исследует психологию не маньяков, не агентов Мирового Зла, а просто «Прирожденных убийц», оставаясь при этом верным самому себе: приговоренных режиссер использует, как использовал сумасшедших и животных в своих прежних документальных фильмах, и как использовал всю дикость Клауса Кински в игровых.
Херцог препарирует американское проклятие, согласно которому американской мечте непременно и уже много лет сопутствует Американское Зло. Другими словами, Боб из «Твин Пикса». Препарирует, перебивая портреты заключенных запущенной и холодной красотой американской провинции.
Вместе с Содербергом на сером велосипеде, «Смертный приговор» - самое яркое киновпечатление за последние два дня.
Утром чуть не попал под колеса похожего на трактор механизма, чистившего от снега тротуары. Спешил напрасно! Фильм-открытие – костюмная драма Бенуа Жако «Прощай моя королева» про последние дни жизни Марии Антуанетты, оглушает раздутыми щеками, большим количеством крупных планов и еще большим количеством бессмысленно льющихся с экран слов.
Это беда французского кино, которую лучше других понимали Брессон с Мельвилем, а теперь – Дюмон с Хазанавичусом. Хоть бы они там на государственном уровне ввели штрафы на бессмысленную болтовню на экране, что ли?
Красная дорожка обещает быть очень куцей. У съемочной группы «Моей королевы» лишь одно, без дураков, узнаваемое лицо – артистки Дианы Крюгер. Если бы не члены жюри, открытие прошло бы вовсе незамеченным. Красавчик Озон с Джейком Гилленхолом, похожий на дядюшку Ау добрейший Майк Ли и Антон Корбайн. Фасбиндеровская любимица Барбара Зукова порадует разве что полинявших нон-конформистов; иранца Асхара Фархади, урвавшего в прошлом году главного медведя за свой выдвинутый на «Оскара» «Развод» - мало кто знает в лицо.
Жюри в полном составе!
Самым большим бриллиантом в этой оправе будет, конечно же, любимая артистка всех умненьких мальчиков и девочек - Шарлотта Генсбург – муза скандалиста Ларса фон Триера, и блестящий пример того, как яблоко чертовски близко может упасть от яблони! Третий день не могу слушать ничего, кроме ее последнего альбома. Больно даже делать паузы. Впрочем, вот сделал. У расположенной по соседству Национальной галереи идет разгрузка работ Герхарда Рихтера – одного из самых известных в мире и дорогих современных художников, эпатажника, назвавшего живопись «обыкновенным идиотизмом». Его выставка «Панорама» открывается 12 февраля и составит легкую конкуренцию Берлинале. У отеля Ритц Карлтон уже трутся парарацци с длиннющими объективами. Сколько хожу мимо никогда еще не встретил здесь ни одной Мадонны. Разве только одинокого Вячеслава Петкуна, частично представлявшего в прошлом году здесь интересы Украины. Это я имею ввиду катасрофический триллер Александра Миндадзе «В субботу».
Все, отправляюсь смотреть японскую документальную драму «Ядерная нация», где в композиторах числится Рюичи Сакамото, с которым мне на днях предстоит, надо думать, захватывающее интервью; потом девичьи страдания Анжелины Джоли в ее дебютном «В краю крови и меда» и после этого - пресловутую красную дорожку. Всем пока!