Канны, день второй: Марион Котийяр без ног
Утро началось с Жака Одияра. Герои его «Ржавчины и костей» обитают на социальном дне утопающих в роскоши Канн и соседних Антиб. Он - нищий боксер (Матиас Шоенартс) - с неприкаянным пятилетним сыном едет с Севера на Юг, к сестре. В Каннах они купаются на пляже, аккурат напротив украинского павильона, а потом селятся в гараже, специально обустроенном для них сестрой. В Антибах он устраивается на унизительную должность помощника вышибалы в одном из ночных клубов. Она – не гнушающаяся случайного секса тренерша (Марион Котийяр) из местного дельфинария, которой во время шоу взбесившаяся касатка откусывает ноги (что Одийяр обставляет с визионерским изяществом). Оба страшно одиноки. Он, как железный дровосек - примитивно добр, но бессердечен. Любовь – не по его части, даже когда речь заходит о сыне. Задрипаная жизнь, случайный секс и бои без правил. У нее есть сердце, но нет ног. Он будет трогательно носить ее на пляж, а она потихоньку влюбляться в него и в жизнь, охота к которой пропала вместе с откушенными ногами.
Одияр, очевидно, последний большой мастер превращения криминальных историй в экзистенциальные высказывания, здесь отходит от привычного материала, фокусируя внимание на двух случаях одиночества, изучая их через объектив как биолог - бактерии через микроскоп. Затем совмещает две пробы с двумя бактериями и ждет реакции. На выходе, среди прочего, много всего о сути понятий «близость» и «любовь», одним словом — экзистенции.
Котийяр чудо как хороша без ног! И дело тут даже не в блестящем простпродакшине. Она играет их отсутствие так, что в это веришь и без крупных планов. Рассказала, что снималась у Одияра тайком, сбегая со съемок у Кристофера Нолана, пригласившего ее в нового «Бэтмена». Американские продюсеры, прознав об этом, едва не высекли французскую звезду.
После Одияра побежал на китайца Лу Е, четыре года назад взявшего здесь пальмовую ветвь за сценарий «Весенней лихорадки» - гей-драмы, за которую его на пять лет отстранили на родине он профессии. «Тайна» - это гетеросексуальная «Весенняя лихорадка» помноженная на «Стыд» Маккуина: про брожение в душе и гениталиях героя, у которого две семьи и бесчисленное количество любовниц-однодневок. Снова измены, слежки, волнующая музыка, ручная съемка плюс тема про то, как грехи одних способны привести к смерти других.
Крайний слева - Лу Е
На огромной яхте приплыл Саша Барон Коэн в образе диктатора. Потом его усадили на здоровенного верблюда и провезли по Круазетт.
Это часть большой промо-компании фильма «Диктатор». К Каннам у них закончились и пепел Ким Чен Ира, которым Коэн посыпал оскаровскую красную дорожку, и дурацкие лозунги вроде «Смерть американцам». Боятся угодить в тут же яму, что Триер в прошлом году. Хотя до его виртуозности с шутками про нацистов Коэну явно далеко.
На новом Вирасетакуне «Отель «Меконг» весь зал дружно спал. Это еще более псевдонаивное, бестелесное и этнографически окрашенное кино, чем получивший здесь два года назад главную пальму «Дядюшка Бунми». По сюжету, люди обитают в небольшом доме посреди огромной реки без надежды вырваться оттуда. В прологе ненадолго появляется и сам автор. Пуристы, которые на просмотре спали вместе с другими, по окончании сеанса, закатив глаза, сыпали комплименты, швыряясь определениями, вроде «чистый кинематограф». Все это, конечно, чушь собачья. Просто Апичатпонг с его ломанным нарративом – идеальный объект для недолгой европейской моды, когда проще сказать, что искусству не требуется расшифровка, чем попытаться его расшифровать.
Ульрих Зайдль, которого давали сразу после Вирасетакуна вогнал не в сон, но в скуку. И если у Апичатпонга реализм магический, но у австрийца – физиологический. Его «Рай» - некрасивая история немолодой австрийки, ищущей случайного секса с молодыми кенийцами. Такой парафраз французского фильма «На Юг», только с искаженным смыслом и черным юмором: про то, что якобы эксплуатируемые на самом деле эксплуатируют своих эксплуататоров. В общем, никого не жалко, кроме времени. Вот думаешь: «Я тут сижу, а на соседнем Палм бич уже разворачивают сцену для завтрашнего концерта Кита Ричардса и Ронни Вуда». Обещают «Let`s spend the night together» и еще кучу всего. По улицам разгуливают Игги Поп, выступавший три дня назад в Ницце, и Джейн Фонда. Французские журналисты во всю обсуждают будущую свадьбу Пита и Джоли, подаренный ею к свадьбе вертолет, и воздушное пространство над их виллой в Провансе, которое обещают закрыть на 4 июля.