Франко Дзеффирелли – режиссер, «онародивший» Шекспира
Уход 96-летнего Франко Дзеффирелли – не просто уход представителя Золотого века кино. Да, классик. Да, представитель большого стиля – натуры уходящей.
Но если попытаться вывести какую-то феноменологию Франко Дзеффирелли, то этот автор важен для современности прежде всего, как инженер матрицы всех шекспировских или около-шекспировских экранизаций - от «Ромео+Джульетта» База Лурмана до, прости господи, последних серий бондианы, в которых Дэниел Крейг под дудочку Сэма Мэндеса играет не столько английского маркированного шпиона, сколько принца Датского. Мэндес не раз признавался, что, не сумев поставить Гамлета на театральных подмостках, реализовал свои шекспировские амбиции в большом жанровом кино. И даже прокатный миллиард, заработанный последней серией бондианы – тоже частично заслуга Дзеффирелли.
Его – флорентийского сироту, никогда не знавшего своего отца (но уверенно называвшего себя дальним родственником Леонардо да Винчи) и очень рано потерявшего мать, на Шекспира «подсадила» пожилая англичанка. Она же вывела мальчика в люди, дала образование и выучила английскому. Десятилетия спустя Дзеффирелли снимет об этом фильм «Чай с Муссолини» (1999), про таких вот пожилых кумушек из Англии Америки, которые прожигают жизнь в непринужденной светской болтовне и неторопливых чаепитиях в предвоенной муссолиниевской Италии.
Дзеффирелли в профессии был человеком двуручным: самым «своим» оперным постановщиком в киношной среде и одновременно самым кинематографическим оперным режиссером.
Вольно обращаться с двумя этими жанрами Дзеффирелли научил его друг и наставник Лукино Висконти. Ассистируя последнему (в «Ла Скала» и на съемках драмы «Земля дрожит»), Дзеффирелли, как губка впитывая все важное, незаметно превратился в самостоятельную авторскую единицу, выйдя из тени гения Висконти.
Но в отличие от своего учителя и его ближайшего друга – Антониони, Дзеффирелли выбрал в кино совсем иной путь. Почти противоположный. Путь кино зрительского, умного и доступного. Освоившись в профессии, Дзеффирелли стал умело переводить высокое искусство с птичьего языка на земной, рифмовать высокое и низкое. Дело его жизни – адаптация на земной Шекспира.
Набив руку на «Укрощении строптивой» (1967) с Элизабет Тэйлор, год спустя Дзеффирелли поставил «Ромео и Джульетту» (1968) - главную в истории экранизацию самой печальной на свете повести.
Убедив боссов Paramount и Metro-Goldwyn-Mayer, что Шекспир может быть бизнесом, Дзеффирелли, сохраняя верность классическим кружевам, поставил в кварталах Вероны сильно реалистическую современную трагедию, положив ее на сентиментально-сладкую музыку Нино Роты.
Именно у Дзеффирелли шекспировских влюбленных сыграли не молодящиеся звезды кино или театра, но их ровесники. 17-летний Леонард Уайтинг и 16-летняя Оливия Хасси залили экран своей юношеской чувственностью.
Дзеффирелли снял не фильм. Он сотворил матрицу, активную по сей день. Матрицу, из которой вышли и «Влюбленный Шекспир» с базлурмановской «Ромео+Джульетта», и «Венецианский купец» с «Кориоланом». И, вне всяких сомнений, «Гамлет: Камбербэтч» - самая нашумевшая на сегодняшний день шекспировская постановка эвер, в которой принц датский века ХХI-го торчит от Дэвида Боуи и носит черты Шерлока Холмса.
Уже в начале 1980-х Дзеффирелли попытался было перезагрузить собственноручно придуманный жанр, попытавшись еще больше осовременить Шекспира. Его «Бесконечная любовь» (1981) - о трагической подростковой любви в большом городе прошла до несправедливости незамеченной на сломе двух десятилетий. Зато событием стал «Гамлет» (1990) с Мэлом Гибсоном.
Один из ведущих оперных постановщиков мира («Травиата» (1959), «Тоска» (1964) Дзеффирелли всей душой любил кинематограф, считая его самым мифологичным из искусств. Он любил повторять, что Гитлер проиграл войну Голливуда (мол, ни один солдат Вермахта не посмел бы стрелять в Кларка Гэйбла или там Генри Фонду – голливудских экранных божеств, ставших под ружье) и вспоминал, как легендарная Мария Каллас (с которой Дзеффирелли поставил несколько опер и о которой в 2002-м снял драму «Каллас навсегда») – дама тучная, посмотрев «Римские каникулы» с Одри Хэпбёрн, влюбилась в хрупкую кинозвезду с ее осиной талией и костюмом от Chanel. Очень скоро оперная дива похудела на 34 килограмма. Вот вам и сила кино.
Дзеффирелли больше нет. Нет с нами. Мало кто будет вспоминать его правый радикализм, его ортодоксальный католицизм (в 1989-м Дзеффирелли возглавил настоящее католическое восстание во время Венецианского кинофестиваля против фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», грозя сжечь кинотеатр, если премьера случится). Зато будут помнить его фильмы, его Шекспира – очень зрительского и оттого страшно доступного. Шекспира, переведенного с небесного, птичьего языка на земной.
Фото - hollywoodreporter.com,
vinnieh.com, e-wiki.org, youtube.com, slantmagazine.com