«Она» Пола Верховена: исповедь социопатки
«Если бы нам довелось встретиться, я бы вам понравилась. Я совершенно в этом уверена, так как знакома с достаточным количеством людей, подпадающих под мои чары», – думается, эти слова вполне могла бы сказать Мишель, главная героиня нового фильма Пола Верховена «Она», блестяще сыгранная Изабель Юппер. Или Кэтрин, героиня старого, самого знаменитого его фильма «Основной инстинкт», воплощенная единственной и неповторимой Шерон Стоун. Но на самом деле сказала их «безымянная» женщина М. Томас – в своей книге «Исповедь социопата».
«Я – социопат. В результате хитросплетения особенностей генетики и воспитания я страдаю «диссоциальным расстройством личности» (в просторечии «социопатией»), которое в Руководстве по диагностике и статистике психиатрических расстройств описывается как «устойчивое поведение, характеризующееся пренебрежением к правам других людей и нарушением этих прав». Ключевые симптомы, позволяющие установить диагноз, – неспособность к раскаянию и соблюдению социальных норм в совокупности со склонностью к обману. Я сама предпочитаю определять социопатию как сумму черт, сформировавших мою личность, но не определяющую меня целиком. Я свободна от запутанных и иррациональных эмоций, умею строить стратегические планы, умна, уверена в себе и очаровательна. При этом я стараюсь заметить, когда другие люди испытывают эмоции или сконфужены, и отреагировать так, как принято в обществе… Возможно, самый заметный признак моей уверенности в себе – способность выдерживать чужой взгляд. Некоторые считают, что у меня «взгляд хищника»; думается, он свойственен большинству социопатов... Нас нисколько не смущает чужой взгляд. То, что мы не склонны вежливо отводить глаза в сторону, воспринимается как признак самоуверенности, агрессии, соблазна или хищничества. Некоторых эта наша способность выводит из равновесия; но часто она же воспринимается и как признак страстной влюбленности», – объясняет М. Томас суть своих психических особенностей.
«Стыд – ну уж совсем не такое сильное чувство, чтобы остановить человека», – в свою очередь признается на экране Мишель. Да и, пожалуй, никакое чувство в принципе не способно остановить такого человека как она – «свободного от иррациональных эмоций».
«Она» – фильм об изнасиловании. И она – Мишель – его жертва. Но при этом картина Пола Верховена идет вовсе не по очевидному пути #янебоюсьсказати, а по куда более провокационному и неоднозначному – #янебоюсьзробити.
Мишель – интересная женщина элегантного возраста, CEO компании по разработке компьютерных игр. Мать взрослого, но глуповатого сына. В разводе, хотя держит при этом бывшего мужа на коротком поводке своего специфического, но необоримого обаяния. Перед этим же обаянием, кстати, не смог устоять и вполне действующий муж ее лучшей подруги, что Мишель нисколько не смущает. Ее, женщину, которая за ужином в ресторане – так, между делом – сообщает близким о том, что ее изнасиловал незнакомец в ее собственном доме, в принципе тяжело смутить.
«Несмотря на дурную репутацию, мы, социопаты, отличаемся неотразимым, хотя и поверхностным обаянием, – пишет М. Томас. – В нашем мире, населенном главным образом угрюмыми, заурядными ничтожествами, кусающими друг друга как крысы и суетливо рвущимися к кормушкам, мы очень выгодно выделяемся, и люди стремятся к нам, как мотыльки на огонь свечи».
В том числе, и люди, которые сами себя считают вовсе не безобидными мотыльками, но страшными и грозными серыми волками – мог бы добавить к этому Верховен. Что ждет их в результате этой встречи? То же, что и остальных: в лучшем случае – вонь горелой шерсти и жалобный скулеж, в худшем – и вовсе никакого скулежа.
Новая картина 78-летнего режиссера (к слову, не поленившегося ради нее выучить французский язык, чтобы было удобнее работать с почти 100% французской командой) препарирует самые спорные и табуированные темы современности: это не только абьюз и насилие, но также эйджизм и отношения с большой разницей в возрасте, расовая проблематика, карьера и гендер, сексуальные девиации, вопрос личных границ и публичной информации. Но – делает это не в форме серьезного манифеста, а, наоборот, практически памфлета, безжалостно высмеивающего то, над чем другие пыжатся с серьезными лицами.
Ввязаться сегодня в такой проект – определенный репутационный риск, на который не пошли Николь Кидман, Марион Котийар, Дайан Лейн, Кэрис ван Хаутен и даже Шерон Стоун, которые рассматривались в качестве кандидаток на главную роль, когда Верховен собирался снимать свой фильм в США. По словам режиссера, большинство актрис, которым он предлагал этот проект, отказывались сразу же после прочтения сценария – даже не выжидая пару дней для приличия. В итоге, когда ему предложили снимать этот фильм во Франции, Верховен сразу же обратился к Юппер, с которой давно хотел поработать. И это оказалось 100% попадание.
«Драматургия за последние сто лет стала гораздо менее предсказуемой. Когда-то у тебя были плохой герой и хороший. Сейчас у тебя появилась возможность перемешать их в одном», – говорит актриса о том, что привлекает ее в профессии. И с такой точки зрения «Она» – идеальный вариант, дающий возможность «смешивать и взбалтывать» характер персонажа сколько угодно: у этого коктейля легко могут выходить на первый план те или иные оттенки вкуса, но крепость при этом остается неизменной.
Пересказать сюжет ленты, не скатившись в спойлеры, практически невозможно: «Она» – крепко сбитый психологический триллер в духе лучших образчиков жанра из 90-х, где каждая фраза и очередной сценарный поворот добавляют истории новый штрих, придавая ей объемности и ведя к неминуемой развязке.
А все они вместе, вполне вероятно, могут привести фильм к «Оскару» – во всяком случае, картина уже выдвинута от Франции в качестве кандидата на попадание в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке».
Фото - variety.com, youtube.com