«Фантастические звери и где их искать»: обыкновенное чудо
«– Ведь говорят же, что у животных нет души.
– Кто говорит?
– О, я читала об этом и знаю многих религиозных людей, которые верят в это.
– Ну, а я в это не верю! Если под душой понимать способность чувствовать любовь, хранить верность и испытывать благодарность, то животные в этом отношении бывают гораздо лучше, чем многие из людей».
Это – цитата из книги «Обо всех созданиях – больших и малых» британского ветеринара и писателя Джеймса Хэрриота. Он писал вовсе не о фантастических зверях, а о самых обыкновенных, но делал это с такой неподдельной любовью, нежностью и восхищением, словно каждый из них, его пациентов, – обыкновенное чудо. Хотя почему словно?
«Замотавшийся в шарф Доктор Кто, «безшрамный» Поттер или безбородый Дарвин», – таким увидел главного героя спин-оффа поттерианы, магического зоолога Ньюта Скамандера, обозреватель The Guardian. А я бы добавила – Джеймс Хэрриот с волшебной палочкой. Потому как именно к нему – ветеринару-энтузиасту, бескорыстно влюбленному во все живое – персонаж Эдди Редмэйна куда ближе, чем к отстраненному и амбициозному исследователю Дарвину.
Действие фильма разворачивается в Нью-Йорке в 1926 году, куда Ньют прибывает из Лондона с потертым и плохо закрывающимся чемоданом, полным фантастических зверей, содержание которых американским сообществом волшебников строго запрещено. Скамандер – не контрабандист: он – собиратель и хранитель редких видов фантастических живых существ, посвятивший себя заботе о них.
Увы, в ситуации, когда из-за случайной подмены чемодана его зверушки – от милого «утконоса»-клептомана до гигантской ультрамариновой птице-змеи – разбежались по всему Нью-Йорку, до благих намерений Ньюта никому уже не было дела.
Особенно учитывая, что в это же время в городе некая таинственная сила творит масштабные разрушения, укрепляющие обычных людей в подозрении – «ведьмы среди нас». И, прямо пропорционально растущим подозрениям, увеличивается симпатия горожан к сообществу религиозных фанатиков «Второй Салем», чья идеологическая программа мало отличается от рацпредложений первого: ведьм – сжечь! Последних, понятное дело, такая перспектива не радует, и они всячески стараются скрыть свое присутствие в городе, но хаос, вызванный питомцами Скамандера и той самой загадочной силой, не оставляет шансов.
На мага Ньюта и обычного человека Якова Ковальски (Дэн Фоглер), по ошибке выпустившего зверей из чемодана, ополчается магическое правительство Нью-Йорка, которое считает их главными виновниками всех бед. А из друзей у незадачливой парочки – только две ведьмы-сестрички, Тина и Куинни Голдстейн (Кэтрин Уотерстон и Элисон Сьюдол), одну из которых тоже обвиняют в соучастии…
Спин-офф поттерианы (а «Фантастические звери…» – это именно спин-офф, а не приквел) – первый фильм о волшебном мире, сценарий к которому написала сама Роулинг. Режиссером выступил Дэвид Йейтс, снимавший «Орден Феникса», «Принца-полукровку» и обе части «Даров смерти». Уже известно, что Йейтс, единственный режиссер, экранизировавший больше двух книг поттерианы, будет работать и над следующими частями «Фантастических зверей…», премьеры которых состоятся в 2018-м и 2020-м году (всего запланировано 5 фильмов новой серии).
Поклонники историй о волшебнике со шрамом традиционно делятся на тех, кому больше по душе самые ранние, «детские», фильмы авторства Криса Коламбуса, и тех, кому ближе мрачная атмосфера взрослой поттерианы «эпохи Йейтса».
Навскидку может показаться, что новая серия фильмов – без главных героев-детей, без школы магии, без квиддича, сов (а еще – без занудного морализаторства и пафосных речей в стиле «За Хогвартс! За Гарри!») – это скорее для вторых, «взрослых». Но, если задуматься, понимаешь, что взрослой поттерианы до сих пор… и не было вовсе.
Та, что таковой считается, на самом деле – подростковая: со всем этим ощущением собственной избранности, особенности, яростным бунтом, черно-белым максимализмом в стиле «мы или они!». А вот новая серия, с превалирующим над всеми остальными чувствами чувством ответственности – за тех, кого ты приручил, будь то «утконос»-клептоман или упитанный магл средних лет, случайно попавший в переплет из-за проделок твоего питомца – вот это и есть та самая, по-настоящему взрослая поттериана.
И да: взрослая – но от этого не менее волшебная. Простите за тавтологию, но фильм о фантастических зверях получился просто фантастически красивым.
Это другая, совсем не «поттеровская», визуальная эстетика, которую обозреватель The Guardian метко обозначил как «стимпанк 2.0». И, безусловно, настоящая CGI-магия в действии – когда полный зал IMAX в прямом смысле слова пищит от восторга, понимая, что без такого вот мимими-«утконоса» или величественного розово-золотого грифона жизнь больше не мила!
Трудно предположить, куда повернет серия дальше. В ней может появиться и новая школа магии – американская Ильверморни, о которой в новом фильме упоминается вскользь. Очевидно, что будет и развиваться тема с новым «злодейским злодеем» – вместо Волдеморта теперь Геллерт Грин-де-Вальд (Джонни Депп). В конце концов, в каком-то из следующих фильмов может появиться и сам молодой Волдеморт, ведь год, когда происходят события первой части «Фантастических зверей…» – это по странному «совпадению» и год его рождения.
Но, куда бы она ни повернула, главное, что эта волшебная сказка снова с нами – и именно с таким главным героем: нескладным улыбчивым магом, воспринимающим жизнь как самое главное чудо.
Хэрриот писал: «Когда без тени сомнения знаешь, что отвоевал животное у смерти, пусть даже не прибегая ни к каким хитроумным средствам, это приносит удовлетворение, искупающее все превратности жизни ветеринарного врача». И, знаете, наверное, с магическими зоологами такая же история.
Фото - kinomania.com.ua