«Бунтарь Один. Звездные войны. История»: запах напалма в безвоздушном пространстве
«Чтобы выпустить такой приквел «Звездных войн», нужна пара яиц размером со Звезду Смерти, – с нескрываемым восхищением пишет обозреватель empireonline.com. – Как Джордж Лукас понял еще в 1999-м, одного заигрывания с ностальгией фанатов мало: вместе с ней им нужно предложить совершенно новый опыт». И в этот раз таким опытом стало смещение фокуса внимания: в центре повествования – не джедаи, принцессы или легендарные контрабандисты, а самые обычные люди. Те, кто творит историю, но – не остается в ней. Маленькие «щепки», которые летят и сгорают без следа в верхних слоях атмосферы, когда рубят большой космический «лес».
Правда, следует принимать во внимание, что «Бунтарь Один» – это все-таки не приквел, а спин-офф: да, он непосредственно связан с главной историей, но при этом не является номерным эпизодом ЗВ. Отсюда – и возможность для подобных «вольностей» с бюджетом в $200 млн.
События фильма развиваются непосредственно перед «Новой надеждой»: джедаи уничтожены (не считая Оби-Вана Кеноби и мастера Йоды, но о них в «Бунтаре» не упоминается), повстанцы Республики ведут партизанскую войну, а Империя строит Звезду смерти – оружие, способное одним выстрелом уничтожать целые планеты и делающее бессмысленными любые попытки сопротивления. Разработчик Звезды смерти Гален Эрсо (Мадс Миккельсен), чтобы не завершать свою страшную работу, попытался скрыться с женой и ребенком на отдаленной планете. Но его нашли, жену убили, а маленькой дочке удалось сбежать с помощью связного Со Герреры (Форест Уитакер).
Именно она, Джин Эрсо (Фелисити Джонс) – главная героиня нового фильма. Уже взрослую повстанцы находят ее в тюрьме и вызволяют, чтобы она свела их с Геррерой, у которого есть некое важное послание от ее отца, переданное с имперским пилотом-перебежчиком. Девушка прибывает на планету Джедда к Геррере вместе с Кассианом Андором, капитаном Альянса повстанцев (Диего Луна). Джин встречается с Геррерой, узнает суть послания и тут же оказывается в эпицентре ада. На орбите Джедды появляется Звезда Смерти: ее директор, адмирал Орсон Кренник (Бен Мендельсон) счел, что древний Храм джедаев и город вокруг него – лучшая цель для полевых испытаний супероружия.
Да, поначалу Звезда Смерти уничтожала не планеты целиком, а работала более «точечно» – и оттого еще более страшно. Вот здесь-то и начинается то самое смещение фокуса: взрыв показывают не отстраненно – с привычной позиции зрителей на орбите, а изнутри – с точки зрения самых обычных людей и представителей других рас, в одну секунду вдруг ставших мясом в огромной космической мясорубке.
Привычный прием для «земных» военных драм, но – совсем нехарактерный для «звездно-военных». Не зря Диего Луна, по его словам, за время съемок неоднократно пересматривал «Апокалипсис сегодня»: в «Бунтаре Один» отчетливо ощущается тот самый запах напалма (а финальная битва на фоне тропических пальм так и вовсе вызывает отчетливые ассоциации с фильмом Копполы).
В итоге Кассиану и Джин все же чудом удается спастись из гибнущего города и сбежать на базу повстанцев. С собой они захватывают того самого пилота-перебежчика, а также присоединившихся к ним наемника Бейза (Цзян Вэнь) и слепого форс-юзера Чирруту (Донни Йен).
Форс-юзеры – это люди или представители других рас, чувствующие Силу, но не состоящие в рыцарских орденах (как джедаи или сиnхи): «любители», а не «профессионалы». И в этом тоже особенность нарратива «Бунтаря Один»: здесь нет противостояния мощных воль проводников Светлой и Темной стороны Силы, нет эпических битв на лазерных мечах (не считая резни, устроенной в финале Дартом Вейдером, – именно резни, а не сражения). Что есть? Простая молитва (или мантра?) «Я с Силой, и Сила внутри меня», которую безостановочно повторяет слепец, выходящий под перекрестный огонь: зная, что погибнет, и зная, что если он этого не сделает, то погибнут все – и совершенно зря.
«Бунтарь Один» мрачен и серьезен, – пишет обозреватель empireonline.com. – Впервые в истории франшизы ты чувствуешь, что все здесь – даже роботы – расходный и конечный материал».
А еще можно добавить – впервые понимаешь, в чем все-таки разница между Империей и Республикой. Да, в других фильмах тебе это очень пафосно объясняли множество раз, но, скажем честно, принципиальной разницы заметно не было. Почему одни – мерзавцы, а другие – молодцы, если действуют очень и очень похоже? «Бунтарь Один» ненавязчиво предлагает другое видение: молодцов нет вообще – есть просто меньшие и большие мерзавцы. А выбор – он между меньшим и большим злом. И да – размер в этом случае имеет значение.
В отличие от прошлогоднего «Эпизода VII: Пробуждение силы», рассчитанного одновременно как на удержание старых, так и на привлечение новых зрителей, «Бунтарь Один» – это 100% фанатское кино.
Для людей, незнакомых с историей ЗВ, ни сюжет, строящийся вокруг похищения Джин и компанией чертежей Звезды Смерти, ни те самые морально-этические вопросы не составят особого интереса. Да, их может позабавить своими шуточками не в меру саркастичный перепрограммированный Кассианом имперский дроид K-2S0. Они даже могут поаплодировать вместе с остальными неожиданному появлению принцессы Леи, «вернувшей» себе молодость с помощью современных цифровых технологий (хотя и не узнают губернатора Таркина, которому те самые технологии «вернули» не просто молодость, но саму жизнь – актер Питер Кушинг, сыгравший эту роль в ранних фильмах ЗВ, скончался еще в 1994 году). И, конечно, их впечатлят сцены космических сражений – как всегда масштабные и зрелищные.
Но – не более того. Все остальное – только для фанатов. Тех самых фанатов, которые десятилетиями не могли взять в толк, ну как же можно было построить величайшее оружие Империи таким, чтобы уничтожить его мог один-единственный удачливый пилот. Что ж, спустя почти 40 лет после выхода «Новой надежды» – вот она, отгадка.
Фото -