Чудо в перьях
13 июня исполнилось семьдесят лет Гойко Митичу. Для тех, кому сегодня за сорок, это был культовый персонаж детства, один из кумиров, идеалов и образцов для подражания.
В Советском Союзе изображение Гойко Митича наряду с портретами Дина Рида и групп АВВА и Boney M можно было встретить повсеместно - от комнат в общежитиях до кабин дальнобойщиков.
В случае Гойко Митича речь шла, конечно, не о скромном югославском актере, а о его киноперсонажах - одинаковом во всех фильмах производства ГДР жанра красный вестерн герое-индейце. Это началось в 1965 году с фильма «Сыновья Большой Медведицы», где Митич играл юного вождя Токей Ито, продолжилось главной ролью в фильме «Чингачгук Большой Змей» (экранизации «Зверобоя» Фенимора Купера), далее была роль Зоркого Сокола в дилогии «След Сокола» и «Белые волки». А потом пошли косяком Оцеола, Текумзе, Ульзана, Северино, вождь Белое Перо и все иные-прочие.
Идея гэдээровских кинематографистов противопоставить американским вестернам, где индейцы были такими, какими они и были на самом деле - дикарями и варварами, свой цикл фильмов, где все было с точностью до наоборот, в СССР упала на благодатную почву.
Дело в том, что во-первых, у нас не показывали классических американских вестернов (за редкими исключениями вроде «Дилижанса» или «Великолепной семерки»). А во-вторых, индейцы, как и угнетенные африканские негры, традиционно были популярны у советских детей, росших на книгах Сетона-Томпсона и других индейских симпатиков. У нас всегда противопоставлялись благородство и мужество детей природы - индейцев алчности и коварству их белых угнетателей. В общем, солидарность краснознаменных с краснокожими, и враг моего врага - мой друг.
Так уж получилось, что сербский спортсмен и каскадер Гойко Митич оказался визуальным воплощением идеального индейца - замечательная фигура культуриста и красивое южное лицо, хоть и не монголоидное, как у настоящих индейцев, но вполне в индейском стиле. Об актерском искусстве речи не было, да оно и не требовалось. Главным было умение скакать на конях, стрелять, прыгать, плавать и драться, которым Гойко Митич владел на должном уровне.
Главный киноиндеец стремительно стал кумиром советских пацанов и оставался им на протяжении без малого двадцати лет. А потом настали другие времена, изменились страны, рухнули стены, и в итоге благородный индеец оказался подобен неуловимому Джону из анекдота, который нахуй никому не нужен. Живет себе тихо в Германии (там ведь лучше, чем в Сербии), и несколько раз в году изображает вождя в перьях на тематических мероприятиях.
В связи с юбилеем хочется упомянуть пару фактов. Гойко Митич делил свою популярность в СССР с американским певцом-марксистом Дином Ридом. Оба они жили в ГДР, где вместе снялись в фильме «Братья по крови». Но еще до этого югославский индеец и ковбой-ренегат стали «молочными братьями», когда Дин Рид отбил у Митича киноактрису Ренату Блюме, с которой Гойко жил после совместных съемок в фильме «Ульзана». Ну, Гойко так просто жил, а Дин честно женился и прожил с Ренатой пять лет, пока в 1986 году его не утопили во время купания в озере агенты гэдээровской спецслужбы штази.
И еще. В документальном фильме о Гойко Митиче, показанном давеча по РТР, было сказано, что заваруха в американском городе Вундед Ни (штат Южная Дакота) в 1973 году, когда город захватили и в течение 71 дня удерживали индейцы, возникла после того, как в резервации показали фильм «Сыновья Большой Медведицы». Ну, типа «раз в село прислали по весне фильм документальный о войне». Однако даже просто представить себе, каким образом в американской глубинке могла оказаться копия восточногерманского фильма, довольно трудно.
Что ж, для того и герои, чтобы вокруг них были мифы.