Культурный шок
Кинофестиваль «Молодость», Киев, октябрь 2011 года.
Более двадцати лет назад мы с друзьями по запорожскому киноклубу «Восхождение» начали регулярно приезжать в Киев на «Молодость». Дом кино, хорошие фильмы, приглашенные кинозвезды, интересная тусовка, молодые Андрей Халпахчи и Алик Шпилюк…
Переехав в Киев девять лет назад, я во время очередной «Молодости» выбираю для себя один-два фильма из какой-нибудь ретроспективы, не более того. Всему свое время. За эти годы выросло достаточно молодых, чтобы заполнять залы фестиваля.
В нынешнем году из фестивальной программы меня заинтересовал дебютный фильм Клода Шаброля «Красавчик Серж» (1958) с Жан-Клодом Бриали в главной роли. Этот фильм, помимо того, что это был дебют Шаброля, еще и считается первой картиной французской «новой волны», что само по себе достойно интереса.
На сеанс в кинотеатр «Жовтень» на Подоле я ехал после работы и искренне переживал, что в кассе может не оказаться билетов.
А теперь внимание: в европейской столице, в рамках солидного международного кинофестиваля, в приличном районе по соседству с Могилянкой, на первом фильме Шаброля в зале «Киноман» кинотеатра «Жовтень» присутствовало… 4 (четыре) зрителя!!
Я могу объяснить этот удивительный факт только тем, что, видимо, все украинские киноманы ранее уже посмотрели «Красавчика Сержа» дома, скачав на торрентах и т.п. И только я, отстойный старик, и еще три таких же лоха приперлись в кино в арьергарде прогресса. Хотя что-то внутри говорит мне, что это не совсем так…
Н-да, не ожидал…
Фильм, кстати, очень хороший. Дополнительное удовольствие доставляло то обстоятельство, что в пустом зале никто не хрустел поп-корном, не ржал по любому поводу, не комментировал увиденного и не говорил по мобилке. Да еще и шла картина на французском с украинскими субтитрами, которые не мешали мне внимать оригинальной речи.
И в продолжение темы предыдущего поста, где речь шла о фильме Ежи Гофмана «Пан Володыевский». В программе «Вечер с Николаем Княжицким» на канале ТВi было интервью с самим Гофманом, очень интересное. Ему предшествовала традиционная справка о герое интервью. И там прозвучало и промелькнуло на экране, что наиболее известными фильмами Гофмана являются «Знахарь» и «Прокаженная», снятые по романам Генриха (так было написано) Сенкевича.
Но я ж, сука, по своей занудности, решил проверить насчет Сенкевича и вышеуказанных фильмов, потому как точно знал, что это не так. Один взгляд в Википедию, и ответ готов. Вы ж не подумайте, что я держу столько всего в голове. Конечно: «Знахарь» снят по Тадеушу Доленге-Мостовичу, а «Прокаженная» - по Хелене Мнишек. Что же касается Генрика Сенкевича, то по его романам Гофман снял трилогию «Пан Володыевский», «Потоп» и «Огнем и мечом», о которых я и писал в предыдущем посте.
Причина ошибки стала понятна при взгляде в украинскую Википедию. Там в статье о Ежи Гофмане написано:
«Найбільше відомий як екранізатор історичних романів Генрика Сенкевича, режисер мелодрам «Знахар» і «Прокажена» (конец цитаты).
Та справка была практически один в один взята из Википедии. И, видимо, в ленивом мозгу того, кто ее готовил, мелодрамы сплелись с авторством Сенкевича. Кликнуть же на каждое из названий, чтобы убедиться в истинном положении вещей, да кому это надо?
Не заладилось что-то у Гофмана на нынешней «Молодости» с нашими СМИ. Впрочем, фильм-то его «Варшавская битва 1920» откровенно плохой. Так что так ему и надо.