Команда, не ставшая конторой
Пролог. В сентябре я работал с журналистским заданием на Kiev Media Week. В тот день многие участники мероприятия немало удивились, увидев, как в течение одного часа с неким седобородым господином в светлом костюмчике (со мной, то бишь) обнимались сперва Влад Ряшин, а потом Валентин Коваль. Кто такой? Почему? Who the fuck?
4 ноября этого года в одном из запорожских ресторанов собралась компания из двадцати человек среднего возраста. Они явно давно не видели друг друга и были рады встрече. В процессе застолья периодически поднимался мужчина с мобилкой, включенной на громкий режим. Оттуда неслись поздравления собравшимся, теплые слова и пожелания, а также – сожаление оттого, что очередной говоривший по мобилке не присутствует за этим столом. Первым звонившим был Влад Ряшин, вторым – Валентин Коваль, звонили также экс-директор каналов «Энтер» Ольга Татарчук, экс-ведущая «Интера» Людмила Бережная, экс-глава Запорожской областной телерадиокомпании Евгений Сокульский и другие уважаемые люди.
В этот вечер собравшиеся отмечали двадцатилетие со дня первого выхода в эфир первой негосударственной телекомпании Запорожья, и одной из первых в Украине, ТК «Хортица». В 1991 году еще не было в помине ни «Интера», ни «Плюсов», ни прочих нынешних гигантов телерынка и первых кнопок страны. Тогда несколько бывших комсомольских функционеров создали в Запорожье очень симпатичную телекомпанию, которая быстро стала популярной и любимой в без малого миллионном городе. Кому лихие девяностые, а кому – свобода творчества, обучение на ходу и дивное чувство самореализации. А кому-то – и крутой старт в этой жизни. Кстати, Владик Ряшин вел у нас молодежную музыкальную программу «Стробоскоп», Валик Коваль был арт-директором, Оля Татарчук – главным бухгалтером.
Я уже писал на блоге о «Хортице» (в посте «Когда деревья были большими»). Эта компания просуществовала десять лет. Спустя несколько лет после открытия «Хортицу» в силу разных причин покинули отцы-основатели – директор Виктор Андриюк (сейчас – представитель СТБ в Запорожской области) и главный редактор Вячеслав Власов (сейчас – зам. руководителя Запорожского облтелерадио). Потом компанию приобрел один запорожский нувориш, сделавший ее инструментом достижения своих политических целей. Он хотел стать мэром, но выборы проиграл. И его соперник, которого обновленная «Хортица» всячески обсирала, одержав победу, первым делом вырвал язык, его порочивший, - закрыл «Хортицу». Это было в марте 2002 года. В августе того же года я перебрался в Киев… В том числе и потому, что не стало телекомпании, где я проработал с марта 1992 года.
Когда за столом мне предоставили слово для тоста, я сказал буквально следующее: «Ребята, мы все читали в детстве Гайдара. У него в «Клятве Тимура» есть сцена, когда девочка Женя в гневе кричит Тимуру: «Была команда, было весело, а что теперь? Обыкновенная контора!» Так вот, мы с вами работали в команде, веселой и энергичной. Этой команде оказалось не суждено превратиться в контору. Наверное, и к лучшему, что наша «Хортица» умерла насильственной смертью, не став конторой. Ведь сегодня каждый из нас работает именно в конторе, разве не так? Так выпьем за то, что в нашей жизни была эта чудесная команда – «Хортица», и за то, что мы так рады сегодня видеть друг друга!»