Суета вокруг Гайдаров
На минувшей неделе в центре внимания украинской публики среди прочих ярких событий оказалась Мария Гайдар. Ее достаточно скромная персона в силу ряда факторов вызвала столько эмоций, что Мария успешно выдержала в наших медиа конкуренцию с Мукачевом и Черниговом.
Девчиш-плохиш
Назначение Марии Гайдар в Одесскую облгосадминистрацию вызвало неоднозначную реакцию по обе стороны границы. Это абсолютно естественно, поскольку несколько относительных плюсов уравновешиваются объективными минусами. Громкая фамилия и статус российской оппозиционерки, призванные насолить дорогому соседу, нивелируются сомнительными достижениями на профессиональном поприще в качестве реформатора социальной сферы в Кировской области, незнанием украинских реалий и украинского языка, неопределенностью с гражданством и другими нюансами, в том числе – сложным отношением к фигуре ее отца Егора Гайдара. Кроме того, засилие гастарбайтеров в нашей политике и наших СМИ уже перестало вызывать умиление и напоминает о том, что наши дорогие гости занимают чьи-то украинские места.
Дополнительный эффект создает то печальное обстоятельство, что Машин шеф Михаил Саакашвили ведет публичную войну с одним из самых влиятельных украинцев Игорем Коломойским. Соответственно, Мария Гайдар непременно оказывается мишенью для принадлежащих олигарху СМИ. Поэтому всякие неловкости и неточности Марии, а также выкопанные из архивов прежние ее высказывания по украинской тематике получили максимальную гласность и соответствующую интерпретацию. Хотя со временем выяснилось, что госпожа Гайдар прекрасно знает, с кем воюет Украина, кому принадлежит Крым, и сколько паспортов ей дозволено иметь. Да к тому же оказалось, что пресловутый вопрос о войне был задан недружественной журналисткой в порядке троллинга и в контексте провокативного доставания.
Ну, то, что на родине на Марию Гайдар окрысились и левые, и правые, не удивляет. Впрочем, я ей не адвокат и не советник-волонтер. Время скоро покажет, насколько удачным и оправданным стало приглашение Михаилом Саакашвили российской оппозиционерки в свою одесскую команду. И здесь многое буде зависеть от самой Марии. Но есть во всей этой окологайдаровской кампании момент, который меня очень зацепил.
Прадед за правнучку не отвечает
В оригинале, конечно, фраза товарища Сталина «Сын за отца не отвечает», сказанная им в 1935 году на совещании передовых комбайнеров.
Но здесь речь о другом градусе родственных связей. Я о том, как в контексте сетевых страстей вокруг Марии Гайдар почем зря полощут, поливают и ругают ее знаменитого прадеда – выдающегося советского писателя Аркадия Гайдара.
Конечно, сегодня все мы умные, просвещенные, информированные, знаем, каков был в жизни Аркадий Голиков-Гайдар. Это в прежние времена нам о нем вдолбили только, что он в 16 лет полком командовал. Ну, еще и на фронте героически погиб. А потом вывели классика детской литературы, создателя тимуровского движения, хранителя военной тайны на чистую воду: он и садист, и палач хакасского народа, и алкоголик, и психопат, и трибунал его по недосмотру не расстрелял вовремя, и все такое.
И вот в связи с критикой Марии Гайдар в качестве члена команды одесского губернатора Саакашвили, в СМИ и в сетях постоянно поминают ее прадеда. Там и «дегенерат Голиков», и «советский номенклатурный писака», и еще много всяких эпитетов. Красной нитью при этом проходит тема ничтожности таланта Аркадия Гайдара и ценности его произведений.
Так вот, господа. Хочу твердо заявить: Аркадий Гайдар был замечательным писателем, мастером слова, автором произведений, не утративших своей художественной ценности в связи с историческими переменами.
Истинно говорю вам: целый ряд произведений Аркадия Петровича Гайдара суть образцы высококлассной литературы, с ярким персонажами, меткими наблюдениями, крылатыми фразами. И пусть они замешаны на коммунистической идее, пусть нет в них критики и разоблачений советского строя – но они, как выразился недавно по другому поводу Борис Филатов, «по-своему честные», они свободны от тупого славословия и пропагандистской лжи. «Школа», «РВС», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Тимур и его команда», чудесные рассказы – все это литература высокой пробы, по самому строгому счету.
А то, что писатель уходил в запой, валялся в психушке, резал себе вены, только говорит о том, что не был он ни циничным карьеристом, ни слепым дураком, и что болела его душа и от ужасных воспоминаний прошлого, и от отвратительных картин настоящего. Он и на фронт уехал военным корреспондентом. Потому что в армию его не брали по здоровью.
Да мало ли в истории примеров того, как авторы гениальных произведений были в жизни ужасными людьми. Аркадий Гайдар испил свою чашу и искупил свою вину. И он не виноват в том, что его потомки в разных контекстах стали одиозными фигурами. И что, предъявляя к ним претензии, люди непременно будут тыкать носом тень хорошего писателя в дела и слова его отпрысков.
Чем походя хаять Гайдара, лучше почитали бы его книги. А то ведь, уверен, многие хулители, небось, и с текстами-то незнакомы, а руководствуются стереотипами: был, мол, такой совдеповский литератор, воспевал пионеров-тимуровцев, Красную армию да Мальчиша-Кибальчиша.
Ну, и собственно, образец, текст Аркадия Гайдара (из «Судьбы барабанщика»), где шпион обращается к уголовнику. Текст воистину стильности Ильфа и Петрова:
« – Смотри, Яков, на этого человека – беспечного, нерадивого и легкомысленного. Он пишет письмо к мачехе. Ну, пусть, наконец (от этого дело не меняется), он пишет письмо к своей бывшей мачехе. Он сообщает ей радостную весть о приезде ее родного брата. И как же он ей об этом сообщает? Он пишет слово «рассказ» через одно «с» и перед словом «что» запятых не ставит. И это наша молодежь! Наше светлое будущее! За это ли (не говорю о себе, а спрашиваю тебя, старик Яков!) боролся ты и страдал? Звенел кандалами и взвивал чапаевскую саблю! А когда было нужно, то шел, не содрогаясь, на эшафот... Отвечай же! Скажи ему в глаза и прямо.
Взволнованный, дядя устало опустился на стул, а старик Яков сурово покачал плешивой головой. Нет! Не за это он звенел кандалами, взвивал саблю и шел на эшафот. Нет, не за это!» (конец цитаты)
Это вам не «отвратный Саакашвили»…
Фото - tochno.media