Тетерук и Кужель как зеркало украинского национализма
Совсем недавно мне довелось поработать на выборах в местные советы, поучаствовать в выпуске всеукраинской газеты для одной из партий. Специфика работы заключалась в том, что нужно было получать и редактировать тексты из всех регионов страны.
По ходу действия довелось увидеть многое, что в иных обстоятельствах позволило бы прочесть на хорошем журфаке спецкурс «Какой не должна быть журналистика». То есть, мы имели дело с широким диапазоном всевозможных нарушений всех мыслимых журналистских стандартов – речь не о содержании, там все понятно: наши хорошие, чужие плохие; речь о форме, стиле, подаче, языке.
Мои довольно скудные представления об этих материях, сформированные филфаком и работой в серьезных изданиях типа «Коммерсанта» или «Комментариев», получили серьезное пополнение. Иной раз доводилось биться в истерике, сталкиваясь с тем, что, например, в тексте новости появлялся персонаж с именем, но без фамилии и должности. «Владимир сказал», а кто такой этот Владимир не обозначено ни до, ни после его появления в рассказе. Или встречать сообщение о событии, где отсутствовали данные о времени и месте, когда и где оно произошло. Запомнилось, в частности, интервью, где после трех вопросов журналист почему-то перешел с интервьюируемой на «ты». Я уже не говорю о сопливом пафосе, неуместных эпитетах и засилии заглавных букв, которые должны подчеркивать величие обозначаемых ими понятий.
В общем, много было всякого, и я наивно полагал, что мой журналистский кругозор расширился до предела. Но жизнь показала, что это далеко не так.
Давеча я заходил на рейтинг украинских сайтов и в разделе «Политика» наткнулся на сайт «Нескорена нація», занимающий довольно приличное место в третьей десятке по стране. С ходу мой глаз ударился о залихватский заголовок «Тетерук – молодець. Жидівці Кужель – пиздець».
Вчитавшись в этот, а затем и в другие тексты сайта, я понял, что мой опыт избирательной кампании просто детский лепет по сравнению с красотами стиля и высотами мысли «Нескорених».
Все бы ничего, если бы речь шла о каком-то маргинальном, нелегальном издании. Но место в общенациональном рейтинге? Как говорил в таких случаях великий украинский поэт Чехов: «Городовой! Цензура!»
Шось воно не той, если такое может иметь место в медийной сфере страны, якобы стремящейся в Европу. Это с матерной ксенофобией наперевес? Нет, я ничего не имею против мата, сам такой в уместном контексте. Например, наиболее адекватным комментарием к указанному заголовку я бы посчитал: «вы совсем охуели, ребята». Да и ксенофобия – дело житейское. Никто не заставляет и не призывает любить тех же, скажем, евреев. Но выражать свое мнение и свои эмоции можно и нужно корректно и аргументированно. Тем более, когда речь идет не о форуме и комментариях, а об авторском тексте с персональной подписью. К тому же этот автор представлен на сайте немалым количеством материалов. Впрочем, он там такой далеко не один.
«Нескорена нація» позиционирует себя как «портал украинского националиста». Если это так, то получается, что украинский националист не стесняется представать перед миром в качестве злобного дегенерата, подменяющего аргументацию ругательствами и угрозами.
Насколько такой имидж представляется господам националистам достойным и комфортным – судить не берусь. Не на то учился.
Хотя здесь же на «Няне» не так давно писал о языке ненависти.
Могут сказать, что этот сайт нишевый, рассчитанный исключительно на своих. Но тогда что он делает в национальном рейтинге?
В Европу идем, в общем. С такими сайтами разве что к сирийским беженцам.
Фото - vesti-ukr.com