Концерт для Цоя с распятым мальчиком
Российский телеканал РЕН ТВ обнародовал находку – кадры единственного концерта Виктора Цоя в США.
Собственно, это был даже не концерт, а сольное выступление Цоя в рамках показа фильма «Игла» с его участием на фестивале независимого кино «Санденс» в городе Парк-Сити, штат Юта, 25 января 1990 года. Цой исполнил несколько своих песен. Фрагмент записи длиной всего в одну минуту через надцатые руки дошел до канала РЕН ТВ.
Ладно. Поклонников группы «Кино» много, и это для них приятно. Однако канал преподносит этот исторический артефакт в такой тональности, что становится несколько неловко.
«Легендарный певец выступил перед залом, полным звезд Голливуда, 26 лет назад», - гласит подзаголовок новости на сайте канала.
«Оказывается, легендарный рок-музыкант не просто ездил в Штаты в гости к Джоанне Стингрей. Там он выступил перед голливудскими звездами первой величины», - радостно сообщают публике.
Далее указан источник: «Как вспоминает Юрий Каспарян, гитарист «Кино», который сопровождал Цоя в Америке, зал был нашпигован звездами Голливуда первой величины, однако Виктор этого будто бы даже и не заметил».
Ой. Сдается мне, что Виктор не заметил звезд Голливуда первой величины по той простой причине, что их там в помине не было. Не тот это фестиваль, чтобы там тусовались звезды первой величины, да и фигура Виктора Цоя, прямо скажем, вряд ли могла представить интерес для Джека Николсона или Роберта Де Ниро.
Примечательно, что в кадрах записи зала нет вообще, поэтому возможности убедиться в правдивости слов Юрия Каспаряна, у зрителей РЕН ТВ нет. Но разве это важно? Разве российские телеканалы в последние годы заморачиваются такими пустяками? Сказано вам: были голливудские звезды первой величины – значит, верьте. Так и представляйте себе, как Аль Пачино кричит «Перемен!», а Мерил Стрип рыдает под «Звезду по имени Солнце». Телевизор врать не будет.
Там еще есть другие перлы. «Они остались в стиле, при этом олицетворяли собой ту великую русскую поэзию, которая легла в основу рок-н-ролла, - говорит музыкант и продюсер Вадим Самойлов». Конец цитаты. Это тот самый Вадим Самойлов из «Агаты Кристи», который сегодня является известным ватником и ездит с концертами в ДНР. Оказывается, в основу рок-н-ролла легла великая русская поэзия. Эх, жаль, нет возможности узнать у Чака Берри или Элвиса Пресли кто именно их вдохновил в свое время – Пушкин или Лермонтов. А то, может, Блок с Брюсовым?
А вот великая русская проза учила: «Ты говори, сударь, да не заговаривайся». Чехов – если кто забыл. Но это не про нынешнее российское ТВ. Там наоборот – правят бал разнообразные распятые мальчики. Пусть даже в таких безвредных в принципе сюжетах, как давний концерт Цоя.
Тут такое дело. Мифы всяческие всегда бытовали в СМИ. Всем хочется выглядеть покрасивее, мол, знай наших. Так, еще в 1970-е годы в журнале «Юность» на полном серьезе писали, что песни композитора Владимира Мигули исполняли «Роллинг Стоунз». Представляете себе Мика Джаггера, поющего «Поговори со мною, мама»? Ну, ладно, то было в доинтернетовские времена «железного занавеса», теоретически можно было печатать любую хрень – все равно проверить невозможно. Но и в более свежие времена в изобилии публикуют заведомую чушь типа того, что «Битлз» пели для Людмилы Зыкиной в ресторане. Хочется, понимаете, поднять свою значимость, тут ничего не поделать.
А когда тяга к мифотворчеству встречается с отработанными технологиями пропагандистской лжи, то и поет несчастный Цой перед «звездами Голливуда первой величины», и в основу рок-н-ролла ложится великая русская поэзия.
Впрочем, сам Цой здесь не при чем. Мертвые сраму не имут. Хотя вовсе не факт, что будь Цой жив, он сегодня ездил бы с концертами на Донбасс, выступая там перед лугандонскими звездами первой величины. И, возможно, подобно Макаревичу, Гребенщикову, Шевчуку, не очень бы считал, что «Крым наш». И тогда был бы он в России не «легендарный рок-музыкант», а «чурка косорылая, продавшаяся Госдепу еще в 1990 году в городе Парк-Сити, штат Юта». Чему и видеодоказательства имеются.
Фото - vk.com