Канатчикова дача как эталонная фокус-группа
В определенной степени нынешний пост будет продолжением предыдущего. Про, мать его, фидбэк.
То, что телевидение – это такой инструмент для выноса мозга, знают все, даже те, кому уже порядком вынесло. А песня "Жертва телевидения" была написана Высоцким еще сорок лет назад. Нынче у зрителей появилась возможность выносить мозг телевизионщикам.
Телезритель я невнимательный. Правду говоря, совсем не телезритель: кроме футбола, там смотреть нечего, а если что-то и стоит – это в интернете есть или вот-вот будет. Так что мне неизвестно, использует ли какой-то канал, кроме TVi, практику, когда прямо на экран в студии выводится страничка фейсбука, где зрители в живом режиме комментируют происходящее в студии. Во всяком случае, на "Политклубе" Виталия Портникова именно такая фишка.
И вот сидят гости в студии, обсуждают предложенную тему и читают тут же отзывы неравнодушных товарищей – о ведущем, о себе, о политическом житье-бытье в целом. Задумка вроде неплохая: активная аудитория "Политклуба" как бы расширяется за счет граждан, которые имеют возможность подключиться к дискуссии из любого уголка мира. Беда только в том, что это даже не любые граждане, а особенные.
Всякому человеку из журналистской среды известно, что нормальные люди письма в медиа не пишут. Может, и случается изредка, мне такие не попадались. Движет авторами какой-то особый тип гражданского неравнодушия, в предельном виде сильно напоминающий неравнодушие Джека Торренса к своей жене и ребенку, которых он хочет "откорректировать" с помощью бейсбольной биты, - помните эту замечательную роль Николсона в фильме "Сияние"?
Как поступают с такими письмами в газетах, вы легко догадаетесь сами. Комментаторская активность на страницах телепередач в социальных сетях сродни письмам "в телевизор": "Дорогая передача, во субботу, чуть не плача, вся Канатчикова дача к телевизору рвалась…" Но когда "письма с дачи" транслируются в студию, они автоматически обретают статус гласа народа, а комментаторы словно превращаются в спикеров от общественного большинства. Как их проигнорируешь? Недемократично!
Месяц назад ушел в отпуск ведущий "Политклуба" Виталия Портникова – собственно Виталий Портников. Право на отдых и все прочее. На этот период решили заменить его на Высоцкого – не того, который… , и даже не того, который Безруков, а на Сергея Высоцкого, который вместе с Виталием стоял у истоков "Политклуба". У Сергея есть для ведущего все: запоминающаяся внешность, умение раскованно вести себя перед камерами, журналистская цепкость и редкая склонность к анализу и обобщениям, внятная дикция и грамотная речь. Речь, правда, русская.
Ну дальше вы уже поняли, да? Первые две передачи, прошедшие с участием Высоцкого, сопровождались скрежетом зубовным и воем комментаторов: "говоріть на нормальній мові!", "де ви взяли такого ведучого?!".
А нужно сказать, что руководство канала еще до первого эфира устроило просушивание Высоцкого на предмет его владения украинским. Ну чего, владеет. Кто ж им не владеет. Но очевидно же, что для ведения передачи на телевидении мало простого владения, оно должно быть абсолютно свободным, чтоб нигде не жало, не выпирало и не препятствовало. Вот этого – не было. Поскольку "Политклуб" – программа о смыслах, а не о буквах, Сергея решено было выпускать на русском. Вышло замечательно.
Но уже после первого выхода начальство TVi настоятельно попросило Высоцкого внять требованию масс и перейти на украинский. "Это наша аудитория!" Мнение "Канатчиковой дачи" оказалось необычайно убедительно. Несмотря на это, еще один эфир Сергей провел по-русски. А третий, последний перед возвращением Портникова, прошел под бурные аплодисменты интернет-общественности: Высоцкий заговорил-таки на украинском. То, что ведущий был явно не в своей тарелке и это заметно сказывалось на качестве его работы, никого не смутило. Українське перемогло, це найголовніше.
Я не собираюсь обсуждать реальные и мнимые преимущества того или иного языка в украинском эфире. Хотя, уверен, разговаривать об украинской политике исключительно на украинском языке – это как в старой песне: лететь с одним крылом. Тут важен сам случай искусственного создания телевизионщиками якобы представительной аудитории с последующим подчинением ее мнению как безусловному императиву. "Что нам стоит дом построить? Нарисуем – будем жить". Жить с откуда-то взявшейся верой, что дом – настоящий.
Наряду с Большим братом, который неотступно следит за тобой, с некоторых интернет-пор оживился Младший брат, норовящий навязать свое мнение. Невротизированная толпа – никакое не большинство, но давит ничуть не меньше, чем власть. Игнорируйте, берегите профессиональную честь и психическое здоровье.