Лента за лентой, или «Онижедети»
Во дни массового стресса и тотальной неврастении, во дни тягостных раздумий о судьбах родины мы ищем поддержку и опору в информационной ленте. Чтобы не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. И еще больше впадаем в отчаяние. Ибо отдана лента на откуп странному народу.
В былинные, еще дооранжевые времена главреду «Газеты по-киевски» Сергею Тихому пришла в голову идея постоянной новостной рубрики «На самом деле». Какие-то, на первый взгляд, проходные новости за счет встраивания в неожиданный контекст должны были заиграть красками. За первым, невзрачным планом разворачивалась бы сложная система причинных взаимосвязей. Не новости – мечта! Было одно условие: максимальная краткость, чтобы в газетную колонку легло пять-семь таких ограненных сообщений.
Неа, ничего не вышло. Либо длинно, либо скучно, только первый план. Требовалось такое умение ладить с текстом и контекстом, что держать человека с соответствующей компетенцией на новостях было бы для издания непозволительной роскошью. Да он и умер бы вскоре голодной смертью: выписка-то мизерная.
Очень непросто делать новости так, как того ждет читатель от профессионалов медиарынка – в двух словах и с внятным объяснением происходящего «на самом деле».
Но спросите в любой редакции: нет труда менее квалифицированного и хреновее оплачиваемого, чем наполнение информационной ленты. Для многих это первые шаги в журналистской профессии. Учебка. Найди, причеши, поставь. Нá сухарик. Понравишься – поручат написать заметку о работе коммунальных служб, и ты обретешь право поставить под ней свое имя. А там, глядишь, и интервью с начальником водоканала. Задел ко всенародной популярности сделан.
Редакционный контроль новостного интернет-потока, в отличие от основных материалов издания, выборочный, не каждый час, и по диагонали: конвейер. Вот салаги и резвятся. Их даже неудобно упрекать в том, что они не отличают важное от второстепенного, фейк от правды, не улавливают пропагандистские акценты и нетвердо освоили правописание «–тся» и «–ться». Все навыки в зародыше, развивать и развивать. А с кем-то и попрощаться. Это в идеале. Обычно никто ничего не развивает, и прощаются только в исключительном случае.
И в мирное время выходит нехорошо, а в военное совсем худо. Ведь, парадокс, именно эти неумехи для невротизированного общества, голодного до любой информации, оказываются главными ее конечными поставщиками. Пока репортеры по крохам добывают факты, а тузы журналистского сообщества наводят блеск на свои редкие шедевры, анонимное медийное простолюдье выжигает информационное пространство своим частым пометом. Их продукты разгоняются соцсетями и непрофильными сайтами, где сидят такие же мастера новостного жанра и незамысловатым рерайтом добавляют неадекватности. Еще вопрос, попадутся ли на глаза тексты тузов, воспаряющих на высоты аналитики и спускающиеся в глубины народной жизни, а картинка мира вот уже так-сяк намалевана. Именно так-сяк – пугающе несуразно.
Время от времени народ в фейсбуке громит какую-то совсем уж очевидную лажу новостников, но дело совсем не в отдельных курьезах, которые могут случиться и с мэтрами. Тут система.
Уберите детей от экранов ваших редакционных мониторов!
Фото - like-beauty.ru