Оксана Кучерова: "При неправильном обращении с ранимой психикой все может закончиться суицидом"
Оксана Кучерова заинтересовала меня как продюсер трех самых удачных, по моему мнению, реалити-проектов "Плюсов" - "Міняю жінку", "Без мандата" и "Від пацанки до панянки". Мне хотелось узнать, как эта хрупкая, на первый взгляд, девушка справляется с таким количеством работы. Было желание поговорить о кастингах и принципах отбора участников для проектов, а также попробовать выполнить тайную миссию по переманиванию успешного продюсера на другой канал. Интервью организовывала для меня Анастасия Жук, пиарщица "Плюсов". Она же присутствовала на нем, она же вычитывала и правила текст. Так что считайте Анастасию соавтором и читайте ею разрешенное:
- Оксана, во всех ваших проектах очень интересные кастинги. Это, по-моему, одно из ваших главных достоинств. Как вы начали, например, кастинги «Міняю Жінку»? Как вам удалось найти женщин? Есть ли уже накатанная схема поиска семей для "Без мандата"? Как вы искали пацанок?
- Накатанной машины кастингов и схемы нет. Поток желающих участвовать людей есть, но не все они нам подходят. У нас есть кастинг-департамент, очень мощные редакторы, которые работали на разных проектах, и пришли в наши проекты уже со своими наработками. На первой программе «Міняю Жінку», когда люди еще ничего не знали и не понимали, они занимались «политинформациями». Первые семьи в проекте – это были те люди, которых редакторам кастинг-отдела удалось убедить. В эфир проект вышел после трех месяцев съемок. Только после этого – первых эфиров - мы получили обратную связь. А теперь люди сами присылают заявки, заполняют анкеты на сайте. Движение началось …
Движение началось …
- Как, например, нашли героиню «Міняю Жінку» из Прилук? Какая была мотивация у польки из зажиточной семьи и прекрасного дома ехать в Украину? Не тысяча же долларов оплаты ее привлекла?
- Они авантюристы. Они очень игриво относятся к этому всему. Есть европейцы замкнутые, а есть вот такие свободные. «А-ну давай новую маму!» Огонь в глазах - это вознаграждение и компенсация переезда, перелета и тому подобное. Деньги вообще роли не играют. Я не воспринимаю это, как приз и прошу семьи относиться к этому, как к бонусу. Главное здесь – авантюра, ожидание. Польский папа ждал красивую украинку. (Приехала полная сельская жительница с золотым зубом, - МедиаНяня). Толик Ерема, шеф-редактор проекта, был тогда на съемках, рассказывал, что в первый день папа просто не знал, как ему реагировать. Из того, что не вошло в программу - соседи издевались, подкалывали его по поводу "новой жены". Он ушел в себя, психовал, злился. А потом прошла притирка, и он начал в ней будить женщину. Это получилось очень красиво. Он ей и кремчик подарил, и мужу рассказал, что нельзя делать из жены лошадь. Для нее это было очень большое открытие. То, что эта женщина впервые с нашей помощью получила загранпаспорт, полетела в самолете первый раз, и там ее еще и кормили, как она рассказывала…
Там ее еще и кормили, как она рассказывала...
- А нюансы... Вот поехала полька за молоком. И там, куда она приехала, вроде и покосившаяся хатка, вроде и бедненько все, но так деликатно показано - нет чернухи. Кто инициатор таких кадров и утонченного монтажа? Вроде бы зритель все понимает, но нет негатива в лоб.
- Так сложилось исторически. Ребята все видят и понимают. И операторы, и режиссеры отработали над этим проектом два сезона. Есть моменты, которые нужно усиливать, а есть те, которые можно раз зрителю показать, и они отпечатаются в памяти надолго. Мы не делаем из этого конец света. По крайней мере, в этом эпизоде.
- Этим «Міняю Жінку» и отличается от «Без мандата»...
- Конечно. Но бывают и в «Міняю Жінку» чернушные моменты. Тот же первый выпуск первого сезона. Там когда трое детей в селе, и к ним приехала гламурная мама из Киева. Там дети неприкаянные. У них в хате бардак, муж где-то пьет. Естественно, мы не можем такому придать позитивный акцент. Мы специально присылаем человека из другого мира, чтобы растормошить их. Умные люди принимают это. Да и в «Без мандата», например, мы сталкиваем два абсолютно разных мира.
Естественно, мы не можем такому придать позитивный акцент. Мы специально присылаем человека из другого мира, чтобы растормошить их. Умные люди принимают это
- Вернемся к кастингам. Семьи-участники понимают, что они в результате участия в съемках что-то получат. Как они борются за то, чтобы попасть в программу "Без мандата"?
- Отнюдь не все хотят в этом участвовать. Была семья, в которую ехала депутат Алла Шлапак. Нам позвонили соседи этой семьи. Это львовская область. Рассказали, что у них есть «тато-одинак і четверо доньок. Він дуже стидається про це говорити, але терпіти ми вже не можемо». Редакторы кастинг-отдела поговорили с папой. Папа отказался от участия в программе, снова поговорили с соседями и поняли, что проблема есть, но он наотрез отказывается о ней говорить. Папа-одиночка с четырьмя дочерьми – это уже интересная история. Там нужна не только помощь от государства, а и женщина, которая поймет, что там происходит, и все наладит. Ребята из кастинга туда поехали и просто уговорили отца семейства принять участие в программе. Получилось, что мама его бросила вместе с детьми. Он один, забитая хата, беспорядок в хозяйстве, он просто не хотел этого показывать. В программе мы хотим подать социальную историю в большом разрезе. Уговорили этого папу-одиночку, приехала к нему депутат…
- Как вы отбираете эти семьи? Желающих ведь больше, чем нужно… Каков принцип отбора?
- Разные истории, разноплановые. Жилье, здоровье, экология, проблемы соцобеспечения, дороги, газификация. Безусловно, и семьи должны быть активными в своей позиции, а не просто ждать манны небесной. Обиднее всего, когда люди принимают помощь депутата, как должное и не делают никаких жизненных выводов. Ну, вот приехал депутат Ляшко в семью, где 6 детей, двое из которых приемные, помог отстроить дом после пожара, пригласил психологов, которые занялись детьми, - те очень нуждались в диагностике… А в итоге, после выхода программы, мы узнаем, что мама отдала приемных детей в психбольницу – они, мол, очень неуравновешенные. Но, ведь показателей к этому не было! И психологи рекомендаций на такое радикальное лечение не давали. Напрашивается вывод: получили помощь – можно от детей избавиться. Мне, правда, очень больно…
Напрашивается вывод: получили помощь – можно от детей избавиться. Мне, правда, очень больно…
- Как вы вообще взяли Ляшко после всего? Чем вы руководствовались, когда брали его в программу? Я только рейтингами могу объяснить ваш выбор.
- Не рейтингами. Честно говоря, фигура Ляшко у нас была очень противоречивой. Мы долго спорили, стоит или не стоит. Учитывая последний скандал, мы не рассчитывали на мегарейтинги. Он абсолютно адекватно себя показал. Естественно, человек со своими странностями, нюансами. Это вызвало резонанс в депутатских кругах. После выхода программы многие просили не показывать их так, как мы это сделали с Ляшко. В трусах и йогурты ест. Шесть штук себе привез, а детям не дал. В итоге дети все равно съели эти йогурты. Такие бытовые комичные моменты.
В итоге дети все равно съели эти йогурты. Такие бытовые комичные моменты
- Что депутаты-участники говорят после эфиров? Что говорят их друзья? Растут ли их рейтинги?
- Мне глубоко все равно, растут ли их рейтинги. Есть две категории политиков: те, которым все понравилось, например как с Червоненко, Павленко, Сусловым. Это те люди, которые скептически соглашались на участие в программе, но, проведя 6 дней в кардинально других условиях, пересматривали свое отношение к жизни. Приятно наблюдать за метаморфозами самого политика. Евгений Суслов после эфира программы, где он жил в семье с девочкой, больной ДЦП, просто заново пережил все, он просто не мог говорить. Он во время съемок показал себя с очень человечной стороны. Для него это было хорошим шоком. Мы сами не моли сдержать слез. Слава Богу, что мы можем помочь людям. Но очень часто люди воспринимают этот подарок судьбы как должное. Это обидно. И есть вторая категория политиков, которые звонят после эфира и говорят, например: «Ви мене показали крисою». Была участница, которая очень рьяно реагировала на происходящее в кадре. Очень интересно реагируют политики, увидев своих коллег. Они звонят и говорят: «Ой, бачили уже! Ну така бридка вийшла. А коли там з нами ефір?» Пытаются как-то задобрить перед монтажом, например. Наши редактора достаточно четко держат границу, когда ведут переговоры с политиками. Но есть очень настырные депутаты, которые всеми силами пытаются как-то повлиять, какие-то подарки дарить съемочной группе. Процентов 80 не понимают, что это для них бесплатно.
Наши редактора достаточно четко держат границу, когда ведут переговоры с политиками
- Уже сформировалось мнение, что это предвыборный проект.
- Так закончились же выборы.
- Закончились выборы – закрывается и проект.
- Проект не закрывается. Скажу больше. Когда мы думали об этом проекте, думали, что выборы в этом помогут. Что политики будут больше приходить и участвовать. Но не каждый политик соглашается посвятить этому 5 дней своей жизни. Это длительный процесс, а не просто сходить на прямые эфиры ток-шоу, потратить 2-3 часа времени. Перед выборами затащить политиков в эфир было намного сложнее, потому что они все были заняты.
- Были такие, которые сами себя предлагали?
- Были. Сами себя предлагают политики, которые не очень публичны, не очень известны. Губернаторы, депутаты в местные советы, бывало такое... Но с первым эшелоном политиков мы общаемся сами. Выборы в этом совсем не помогали. Потому мы и сделали перерыв, потому что за пару недель до выборов, не было возможности их снять – у них не было времени.
- Расскажите, кто работает в вашем коллективе. Кто делает все три проекта - "Пацанок", "Мандат", "Жінку"? Каково общее количество людей, работающих на этих проектах?
- Коллектив в пиковом своем производстве насчитывал где-то 120 человек. Это когда снимали все три шоу сразу: «Без мандата», «Міняю жінку» і «Босячек». Всех ключевых фигур я подбираю сама лично. Я полностью самостоятельна в выборе. Ключевые должности – главный редактор, режиссер - я иногда согласовываю, но это редко. Когда человек ко мне приходит общаться по рекомендации, мне не нужно ни резюме, ничего, мне нужно поговорить 30 минут и я все пойму. В нашей команде работают Толик Ерема, Татьяна Алтухова Света Усенко, Леся Штогрин, Яна Федосенко, Лариса Стрижевская, Света Копанская, Татьяна Стельмашова. Все ключевые моменты обсуждаем вместе. Я просматриваю каждый выпуск за 3-4 дня до эфира.
- Как вы можете охарактеризовать тех людей, которые подходят вам в работе, по каким чертам характера вы их отбираете?
- Талантливые, открытые, дисциплинированные, не злобные. Я не терплю пусть даже трижды талантливых людей, которые могут не появляться на работе три дня, потому что нет вдохновения. По человеку видно сразу, насколько мы притремся, сработаемся. Важно, чтобы не склоки на работе разводили, а показывали хороший результат. Скорее – это единомышленники, на которых можно положиться и довериться.
Я полностью самостоятельна в выборе
- Ваши реалити, если копнуть поглубже, это обнажение, сверхцинизм, сверхчернуха. Что еще дальше будет на телевидении? Что еще понадобится, чтобы удержать зрителя?
- Любое обнажение необходимо до той степени, пока это несет какой-то смысл и дает какую-то цель. Взявшись за реализацию этих трех проектов, я осознавала, что у каждого есть цель. И можно любой из них превратить в подножный корм для рейтингов, оголив все до неприличия. Я не борюсь за высочайшие цифры любой ценой, мне важен результат – обратная связь. Зритель проецирует ситуации на себя - правильно ли он относятся к своим родным, правильно ли воспитал детей, ведет быт - и делает выводы. Это элемент перевоспитания.
После нескольких лет работы над павильонными проектами у меня накопилась усталость от прописанных сценариев. Хотелось снимать живых людей, живые реакций, живую жизнь. Слава Богу, на «Плюсах» решили запускать «Міняю Жінку".
Слава Богу, на «Плюсах» решили запускать «Міняю Жінку"!
- Представьте себе, что я хэдхантер и делаю вам предложение от другого канала. Чем вас можно соблазнить?
- Вы должны быть глубоким собеседником, человеком, профессионалом. Мне делали предложение. Деньгами меня не переманишь. Я общалась с агентом с другого канала, поняла, что мы с ним абсолютно разные люди, и что дальше разговор вести не интересно. Мне не нужно обещать золотые горы, кучи проектов… Моя мотивация к переходу – это заинтересованность.
- Допустим, вы теряете интерес ко всему, что делаете сейчас. Что дальше? Ведь, все равно, жить как-то надо.
- Я никогда не строила карьеру, я не карьеристка, абсолютно себя спокойно чувствую и без работы.
- А у вас еще кто-то в семье зарабатывает?
- У меня прекрасный муж, дети, родители. Мой муж – хирург. Он не телевизионный человек. Муж не против, чтобы мне все надоело, и я вернулась домой. Работа ради денег и карьерных достижений – это не та мотивация. Работа ради удовольствия и отдачи – тогда и результат есть.
Муж не против, чтобы мне все надоело, и я вернулась домой. Работа ради денег и карьерных достижений – это не та мотивация
- Я хотела поговорить про «Пацанок», про очень смелый, так это назовем, кастинг и первый эфир…
- Да… Первый эфир «Пацанок» - это как граната, брошенная в массы. Мы отобрали девочек, все спокойно, но когда мы окунулись в их дома, их семьи, окружение – там у всех волосы зашевелились. Привезли материал со съемок – сидим и смотрим, а что из этого вообще можно дать в эфир? Сплошная чернуха! Мы старались подать 10 независимых историй о поломанных или надломанных судьбах. Отобрали то, где еще не много грязи, матов… А по факту получилось все равно очень жестко. У меня было два цензора: муж и Александр Ткаченко. Ох, и выслушала я от них после эфира! Самой красноречивой была фраза мужа: «И это из-за этого тебя не было 2 месяца дома? Чем вы там, вообще, занимались?» Но, потом, когда началось перевоспитание пацанок, начались изменения, раскрылись характеры – отношение явно изменилось. Важно было показать, что у девочек произошел рост, прогресс. Они, правда, начали менятся.
Привезли материал со съемок – сидим и смотрим, а что из этого вообще можно дать в эфир? Сплошная чернуха!
- Оксана, вы как-то участвуете в жизни девочек после окончания «Пацанок»? Вы вообще общаетесь с ними?
- Да. Особенно с финалистками. Сейчас мы пообщались со всеми - понимаем, кому пошло на пользу, на кого никак не повлияло. Последние 4 девушки получили больше всего. Особенно фотосессия – для них это счастье, для нас - достижение. Они смотрят на себя со стороны по-другому. После фотосеанса они либо плакали навзрыд, либо злились… А когда смотрели на свои изображения на большом экране, полностью менялись в лице - улыбались, были счастливы. Мне нравится, как изменились наши финалистки.
- Ну а что дальше, выбросить этих девочек обратно? Например, Марьяну - бывшую наркоманку?
- Мы трепетно к этому относимся, особенно Марьяну мы никуда не выбрасывали, приютили к себе. Это будет в финальной программе. Марьяну нам было сложнее всего и затащить в проект. Она пришла на кастинг сама и сказала, что она наркоманка. «У меня опыт 10 лет, вот мои руки». Ни одна так не говорила откровенно. Она полгода не кололась. Она думала, что, возможно, это ее шанс. Она была при церкви в этот момент, пастор ее взяла к себе… Когда нужно было подписывать договора, пастор не разрешила брать Марьяну в проект. Не дала благословения. Мотивировала это тем, что мы сделаем из несчастной девушки посмешище. Я поехала к ней на встречу. Важно было донести, что мы это не используем, как промо-акцию, что не полезем в душу, что не сделаем девушке больнее, чем сейчас. Безусловно, мы отдавали себе отчет, что при неправильном обращении с ранимой психикой все может закончиться суицидом. После долгих дискуссий Марьяна пришла в проект. 4 недели она буквально просидела в себе. Потом начала раскрываться. Это персонаж, к которому у нас было больше всего чувств. Она не знала, какой ей быть – хорошей или плохой, что чувствовала, то и кричала, то и делала. Были и моменты просветления, были депрессии. По окончанию проекта ее взяла в помощники наша художник-постановщик. Жалко было просто оставить девушку.
Она пришла на кастинг сама и сказала, что она наркоманка:«У меня опыт 10 лет, вот мои руки»
- Еще по «Пацанкам» вопрос. Кто те преподаватели, которые фигурируют в программе?
- Это очень значимые люди, но они не публичные. Когда мы их отбирали, то поставили себе цель: они должны быть авторитетными, академичными с четким понятием своего дела, не стремящиеся к публичности. Пани Наталя Адаменко – директор Школи Справжньої пані – это дочь Галины Науменко, первой женщины-дипломата, протоколиста, которая для наших президентов давала мастер-классы по этикету. Дипломатический протокол, этикет, манеры – это то, что передается у них в семье по женской линии. Пани Наталия преподает в университете и работает в консалтинговой компании мирового уровня. Безусловно, у нее были сомнения, а стоит ли соглашаться, но, приняв участие в проекте, не разочаровалась. Она даже книжку села писать после съемок. Пани Оксана Коваль-Костинська - это преподаватель украинского языка и литературы в университете имени Тараса Шевченко. Человек сталкивается с подобными персонажами у себя на работе. И Пани Татьяна Демченко – наш зауч по вопросам имиджа и стиля – человек, который меньше связан с педагогикой, но у нее своя имидж-школа. Она должна была быть самой мягкой преподавательницей.
- К этим девочкам нужен особый подход. Судя по комментариям, которые кто-то оставляет даже под нашими публикациями о "Пацанках", девочки считают, что из них готовили чуть ли не служанок. Они, по-моему, так и не поняли, для чего им это нужно. Для них леди – это девушка, которую все носят на руках, и которой, к примеру, не нужно уметь разделывать кролика или готовить.
- Шоковые вещи мы применяли для шоковой терапии. Расписание школы каждый день подразумевало 4 пары. В эфир это все не попало. Там с нуля объясняли все, но это не телевизионный материал. Те девочки, которые сознательно в себя не пускали новые знания – уходили первыми. Те, кто пришел быть принцессой, не справлялись. Тут история перевоспитания покорностью, трудом, бытовыми моментами, чтобы воспитывать силу духа. За кадром им это объясняли. Были моменты, когда мы не могли их контролировать. После учебной недели, когда они попадали на вечеринки, они пытались себя контролировать, но не могли. Только маленькая часть этого идет в эфир, а все остальное выливается на голову преподавателям.
- Что такое, по-вашему, светское общество? "Шляхетнні кавалєри"? У вас в этом смысле были провокационные решения.
- Это была немыслимая задача, выбрать достойных мужчин, которые могли нести звание благородных кавалеров. У нас их просто единицы. И они не публичны. Мы даже акцент не делали на них, как в британской версии. Дай Бог, нам сформировать общество элиты. У нас интеллигенция закончилась на Лесе Украинке, Олене Пчилке в 19 столетии. Нам нужно ее создавать. И для мужчин нужно создать подобное нечто, на которое ориентироваться. Вот как образ британской королевы – у нас такого нет. Товарищи-павлины, которые делают все ради своей пупличности - это не то. Они не действовали по нашему сценарию. Они служили картинкой и фоном.
Товарищи-павлины, которые делают все ради своей пупличности - это не то
- Психологическая помощь часто требовалась вашим героям?
- Часто. Но у нас редактора с режиссерами такие психологи, что дай Бог каждому! Всеми тремя проектами занимается профессиональный психолог Татьяна Семенова. Она больше участвует на этапе отбора персонажей, но, безусловно, если возникают острые ситуации на съемочной площадке, то она включается либо в телефонном режиме, либо приезжает на место.
- Какие из проектов будут иметь развитие, а какие закроются?
- Все эти проекты достаточно успешно прошли, я думаю, что закрываться не будет ни один. На весну либо на осень они так или иначе возникнут.
Оксана, искренне желаю вам не терять своей гармонии. Кажется, что у вас даже печенка улыбается. Это так мило...
МедиаНяня.
Фото: Ян Солнечный.