Сценарист Алла Криницына: "У нас любят просто освоить бюджет"
Многие режиссеры и продюсеры уверены, что главная проблема телесериалов и кино – плохие сценаристы. А мне вот повезло поговорить с хорошим - и потому известным. Работы Аллы Криницыной на пальцах не пересчитаешь (с ее досье можно ознакомиться здесь). К тому же у нее все в порядке с самокритикой, равно как и чувством юмора. Сейчас Алла сотрудничает с компанией FILM.UA, которая снимает по ее сценарию сериал "Лист ожидания" и готовит к съемкам военную сагу "Ангелы войны".
Дочь известной актрисы Маргариты Криницыной и кинодраматурга Евгения Оноприенко, Алла раскрыла мне подноготную профессии сценариста и ее главные камни преткновения - зависимых от начальства редакторов и молодых да ранних продюсеров-самодуров.
- Когда папа прочел мой первый сценарий, то сказал: «Ты знаешь, если бы все сценаристы Советского Союза уехали в один день, то я бы все равно твой сценарий не взял». (Смеется) Он вынес этот приговор, и с этого все и началось. В детстве я мечтала танцевать канкан, а мама говорила: «Твои мечты – это кошмар». Я мечтала быть разведчиком, журналисткой, я мечтала быть Светланой Томой, чтобы быть, как цыганка. Каждый фильм отпечатывался в моем сознании. А потом я думала, когда все это сделаю, то сяду писать повести. Мечтала быть артисткой, но мама говорила: «Только через мой труп». Помню, она куда-то уехала, я спокойно выучила поэму под названием «Черный человек» Есенина и пошла ее читать. Мне сказали: "У вас дефект речи, идите отсюда". Помню, еще поступала в Институт культуры. Узнав, что я не комсомолка, сказали, что не примут. Я тогда работала на "Укртелефильме" - составляла раствор для проявки пленок - там вступила в комсомол.
Случилось, что я вышла замуж, приехала в Москву, писала уже небольшие миниатюрки, довольно дурацкие и очень неопытные, а потом стала пробовать писать сценарии. Когда супруг, который старше меня на 17 лет, прочел мой первый сценарий, то пришел в ужас. Позже я побывала у Эдуарда Володарского на праздновании Нового года, муж представил меня как молодую, талантливую, начинающую. Я себя там не очень корректно вела и сделала все, чтобы закрыть свою карьеру раз и навсегда.
- Как же вы себя вели?
- Я говорила свое мнение, совершенно идиотское. Стресс от того, что и сценарий у меня не получился, и сказала я не то, что нужно было, привели к тому, что я села и хорошо переписала сценарий. И после этого сценария меня приняли в союз, и так все пошло.
- Первый сценарий о чем был?
- Самый первый сценарий я посвятила маме. Он был о трагической судьбе актрисы и очень жалостливый по отношению к себе.
- Резкие отзывы о ваших сценариях от мужа и отца не отбили поначалу у вас охоту писать?
- Я наоборот собралась. Потому что в поражениях тоже есть победа. Когда говорят, что плохо, то меня это совершенно не смущает. Конечно, я всегда слушаю редактора. Но иногда его хочется послать. Я начинала работать у классика советского кино Юрия Яковлевича Райзмана. Я работала с Абдрашитовым в его объединении, в объединении у Сергея Соловьева. И там соответственно была редактура в лице Эллы Корсунской, Елены Цыцыной. Эти редакторы всегда имели свое мнение, у них не было дрожи перед начальником. Если они чувствовали, что материал интересный, и его нужно дорабатывать, то мы работали. Сейчас редактор очень зависит от продюсера, потому что боится потерять свое место. Поэтому редактура сейчас измельчала. И слушать такого дурака мне, конечно, не доставляет удовольствия, мы просто расстаемся. Если замечания толковые, и я вижу, что редактор хочет улучшить материал, тогда работаем дальше. Все зависит от человека. Все писатели зависят от издателя, а издатель от читателя. Я люблю коммерческое кино, которое зависит от зрителя. Свобода вообще относительна.
- Кто вам помогал совершенствовать навыки сценарного мастерства?
- Я же окончила киноведческий факультет Киевского института им. Карпенко-Карого. Моя дипломная работа называлась «Стиль литературного сценария». Я изучала, как написаны сценарии. Эта работа дала мне почву для того, чтобы я достаточно быстро поняла, как они пишутся. Я больше сценарист, чем прозаик. Возможно, мне просто не хватает терпения. Я больше вижу «картинку за картинкой». Поэтому не очень люблю сериалы, когда «бла-бла» - и все размазывается на 120 серий, которые я никогда писать не буду.
- Сложно писать заказные сценарии?
- Бывает, есть заказ, а ты не знаешь, как его сделать. Я, например, это обожаю. Это охота - как охотник ищет дичь, но не знает, где ее найти. Он берет собаку, ружье, идет в лес и знает, что приблизительно где-то здесь бегает этот кабанчик. Так и я. Мне поставлена задача принести эту добычу. Это достаточно азартно – придумать. Вот уже сесть и записывать уже стало скучно. Люблю еще отделку, когда первый вариант уже написан. Ничего страшного в заказах нет. Наоборот, это интересно.
- Сценаристы рассказывают, что иногда продюсеры начинают подсказывать, как писать эпизод… В вашей практике такое было?
- Продюсеры – профессия молодая. Они в большинстве своем молодые, и должна сказать – дурные. Редкие продюсеры понимают и чувствуют, как работать с автором. Когда продюсер не знает, чего он хочет – это самое страшное. Потому что начинают насиловать твой мозг. Но поскольку они сидят на мешке с деньгами и распоряжаются им, то думают, что они самые главные. А на самом деле главные – авторы сценария. Потому что у нас есть идеи. Сейчас пошла такая тенденция: продюсеры говорят, что сценаристов нет, хороших сценариев нет, надо приглашать людей из Америки. Продюсеры, конечно, самовоспитаются когда-нибудь. Сейчас пока это сброд и сборище, я так считаю. Они создают гильдии и ассоциации, надувают щеки, гнобят авторов, актеров, режиссеров, загоняют нас по деньгам ниже плинтуса. Случился кризис – никто из них не застрелился.
Хороших продюсеров, как и авторов, мало - понимающих, думающих, умеющих с автором работать. Часто продюсеры хотят, чтобы им сразу принесли готовый сценарий. Такого не бывает. Вот прав Шахназаров: сценарий не пишется, сценарий переписывается. Автора нужно дожимать, его нельзя бросать. Если говорить автору, что у него ничего не получилось, он впадает в отчаяние, может запить, закурить, у него могут опуститься руки. Если автора поддерживать, говорить давай-давай, я в тебя верю, тогда будет отдача. Еще почему-то все думают, что каждый год автор должен выдавать шедевр. Такого тоже не бывает. Автор за всю свою жизнь напишет несколько выдающихся талантливых сценариев, а все остальное – это ремесло. Работать с автором сложно. Они тоже бывают дурные и амбициозные - пишет две строчки и думает, что он гений. Продюсер должен уметь отличить сценариста от графомана. А у нас любят просто освоить бюджет.
- Вы все сами пишете?
- Я хочу найти соавтора. Нашла одну талантливую девочку, а она запила, взяла аванс у продюсера и исчезла. Мне бы вот придумать, а кто-то бы за меня записал. Но приходиться все самой делать. Я человек ответственный, поэтому меня раздражает, что сериалы нужно быстро писать. Я же начинаю их править, подыскивать слова. Есть люди, которые быстро пишут и достаточно неплохо. Я вот небыстро пишу. Сейчас медленно не работают, все-таки сейчас такой темп жизни.
- Некоторые сценаристы пишут по схемам, алгоритмам. Вы так работаете?
- Нет. Такие схемы, наверное, нужны для больших проектов. Я не люблю телевизионное кино - это вынужденная мера существования. Я могу написать 12 серий, и то если доползу до финала. У меня отец учился у Габриловича, Габрилович был мэтром. У меня еще такие понятия о сценарии, что это еще что-то из себя представляет. Хотя об авторов вытирают ноги, но зря. Придет еще наше время.
Вы знаете, я один раз ехала в поезде с Антоном Пугачем (председатель наблюдательного совета ООО «Мультиплекс - Холдинг» - МедиаНяня). И мы с ним под чай говорили до четырех утра. И не наговорились, скажу вам честно. Он меня поразил, говорил такие простые вещи: что авторы должны себя ценить, не продавать полностью права на свои сценарии. Сейчас же как – у нас есть типовой договор, где покупают твой сценарий, ты и на точку не имеешь права. А нужно продавать сценарии на 3 – 5 лет, но не навсегда, как чаще всего бывает. У нас кабальные авторские договора. Антон мне рассказал очень много дельных вещей. И я ему благодарна.
Раньше я спешила писать, носила сценарии в зубах, думая, кому бы их отдать. Сейчас я стала осторожней, потому что не хочется связываться с продюсерами-дураками, которые купят эту идею и еще двадцать лет думают, делать или нет. Ну, зачем ты покупал, чтобы что?..
А вообще я должна сказать, что профессия автора для женщины не очень подходящая. Если ты не халтуришь, то забываешь вообще обо всем живом, о семье в том числе. Мне с каждым годом все труднее концентрироваться. Потому что меня все отвлекает: пчелка за окном пролетела, каштан расцвел, собака залаяла, борщ закипел…
Когда-то один сценарий никак у меня не шел. Муж уезжал снимать кино и говорит, мол, у тебя есть неделя, когда никого дома не будет, никто не будет тебя отвлекать. Мы на даче живем. Муж уехал, я положила на стол чистый лист бумаги, смотрю в окно - все бабы стоят в известной позе на огородах, сеют укроп, огурцы и так далее. Прошла неделя, и я слышу: «Ой, а у меня уже укроп взошел». А у меня как был белый лист бумаги, так и лежит. И я думаю, боже, жизнь проходит мимо. И я пошла сеять укроп. Приезжает муж и говорит: «Ну что? Ты написала?» Я говорю: «Нет, Саш. Ничего не написала. Но у меня укроп взошел». И он со мной не разговаривал - так молча и уехал на съемки. После этого я написала болванку сценария за неделю. В состоянии стресса. С возрастом я в большей степени начала ценить жизнь, а не работу.
- Вам нужен стресс, чтобы быстрее писать?
- Ну да. Надо что-то сделать: разбить, напиться, закурить, в общем - нахулиганить. Чтобы муки совести сказали тебе: «Ну ты полное ничтожество, так упала низко, да еще и сценарий не можешь написать. А ну-ка быстро!»
- Родители учили вас, как следует пробиваться в жизни?
- Дело в том, что творческая семья – это сборище эгоцентриков. Папа пишет сценарий и тянет одеяло на себя, мама учит роль – требует внимания. Что для другой семьи удивительно, то для нашей естественно. Родители заложили в меня дух борьбы: не складывать руки в тяжелых ситуациях, воспринимать все с оптимизмом. У меня нет к ним ни претензий, ни обид. Я их наоборот понимаю. Если по молодости лет у меня были с ними большие конфликты, то сейчас мне их очень не хватает. Я их очень жалею.
- Регистрируете ли вы свои авторские идеи, как принято за границей?
- Я в правлении Гильдии сценаристов России. У нас все это фикция, а в Америке - работает. У нас авторы очень разрознены и разобщены, очень завистливы. Не дай бог ты скажешь, что где-то работаешь и тебе хорошо - тут же поставят сто свечей, чтобы тебе было плохо. Никто не скажет, сколько получает за серию. Фашистов нужно звать, чтобы автор признался под пытками. Это вообще парадокс, мы сидим на правлении Гильдии и не знаем, кто сколько зарабатывает. Это тайна. И я не открою ее даже сегодня.
Все равно мы работаем на доверии. С продюсером нужно держать ухо востро. Недавно я попалась. Так обволокли мне мозги, что какую-то часть работы я сделала бесплатно. Нужно знать, с кем ты имеешь дело. Поэтому я сочувствую молодым авторам, которые не знают, куда идти. Придут в нашу гильдию, а у нас все подожмут губы, закатят глаза, возьмутся за крест и будут стоять. Каждый выживает в одиночку. Дурное время. Я думаю, что в Гильдию нужно принимать всех, кто пишет, чтобы защититься. А если ее представлять как Гильдию избранных, то так и будешь все время гнуть спину.
- Я вижу у вас знак бессмертия на кольце…
- Да, я надеюсь, так и будет (Смеется).
Знаете, я начала опасаться писать плохие финалы. Сценарист - это мистическая профессия. Я с возрастом это стала понимать. Вот у меня героиня в одной из картин болела и потом чуть не умерла. И вскоре все мистически стало совпадать с реальной жизнью. Я заболела. Я сейчас не разбрасываюсь смертями - боюсь. Бородянский правильно говорил: «Мы же материализуем мысли».
- Продюсеры просили вас писать "побюджетней"?
- Конечно, просили. И я написала. Принесла хороший сценарий, продюсеры читали и говорили: «Ну что такой малобюджетный сценарий? Освоить нечего. Только взорвали в конце, и все». Объекты – у сосны, у березы, у камня, у ручья, стог сена. Два костюма и намысто. Вот этот сценарий я расформировала, расписала на 4 серии. Так и живем. Освоить бюджет – главная задача современных продюсеров.
Надеюсь мой приятный опыт общения с Аллой Криницыной для начинающих сценаристов будет еще и полезным. Не давайте себя в обиду - и с гордостью несите флаг своей профессии.
Фото Юлии Николенко