Дельфин и Мюриэль Кулен: "Мы играем в четыре руки, но в два глаза"
Сестры Дельфин и Мюриэль Кулен – французкие документалистки, выбившие себе место в художественном кино более чем удачным дебютом «17 девушек» (про то, как горстка провинциальных школьниц решает разом забеременеть). Фильм мгновенно попал в Каннскую неделю критики, а теперь вышел на широкие экраны Украины. Андрей Алферов встретился с сестрами КУЛЕН в Париже и поговорил о фильме, коллективном бунте, теле, как последнем оружии против взрослых, и тех последствиях, которые могут быть, если снимаешь о беременных.
Сестры Кулен
- В поступке девочек из вашего фильма читается одновременно и вызов, и инфантилизм. Они у вас какие-то бунтари без причины, герои негероического времени… Вы сами-то какой смысл вкладывали в эту коллективную беременность?
Дельфин: Для нас, в первую очередь, это новый подход к телу как к оружию против взрослых. Когда мы увидели в газете заметку о 17 девочках-подружках, внезапно решивших хором забеременеть, то расценили это как своеобразную коллективную утопию. Если сильно задуматься, то можно уследить и некий геополитический контекст. Мы подумали, что в мире, где все другие виды утопий казались либо безумием, либо были просто нереализуемы, то группе молодых девушек…
Мюриэль: …хорошеньких, к тому же. В случае главной героини в исполнении Луиз Гринбер, по крайней мере, однозначно!
Дельфин: А они как раз достигли того возраста, когда начинаешь чувствовать собственную сексуальность, отдавать себе отчет в своей привлекательности, понимать, что тело может быть оружием. Эти девочки решают, что на фоне серости, можно использовать такую коллективную утопию, чтобы изменить жизнь. Начать все с начала.
- Подобным образом с телом обошелся англичанин Стив МакКуин в своем «Голоде», показывая его как пространство политической борьбы, как единственное, что остается, когда не остается ничего. Вы смотрели его «Голод» и повлиял ли он как-то на вас?
Дельфин: Да, мы знаем этот прекрасный фильм, но не могу сказать, что он как-то повлиял на нас. А вот «Класс» Лорана Канте, победивший в Канне в том же году, что и «Голод», действительно оказался полезен. Мы там увидели Луиз Гринберг и пригласили ее к себе на главную роль - заводилы всей этой беременной компании.
- Вы обошлись одной газетной заметкой, или пришлось встречаться с реальными прототипами ваших героинь?
Мюриэль: Нет, мы намеренно этого не делали. Ведь вымысел лучше ложится на пленку, чем правда. Вообще, знаете, очень удобно работать вдвоем. Мы поделили обязанности. Я читала все, что только можно было найти в прессе и в интернете об этом случае и этих девочках… А Дельфин вообще ничего не читала и ничего не делала (Дельфин делает круглые глаза, - А.А.). Я пыталась напитать нашу историю реальными фактами, при этом не утяжеляя ее. Поэтому Дельфин все время оставалась в мире грез. Я, как сценарист, пошла по такому пути. И это позволило нам сочетать вымысел и реальность.
- Слушайте, реальная история-то произошла в США. Вы задавались вопросом, насколько она для Европы может быть актуальна?
Дельфин: Да она могла произойти в любой точке мира. Мы же даже специально подбирали место съемки: наш французский уездный рыбацкий городок – точная копия реального городка Глостер в штате Массачусетс. Индустриальный пейзаж, волны Атлантики. Эти городки расположены чуть ли не по прямой через океан. То есть мы для своих героев создали предельно те же условия, в которых разворачивались реальные события. Визуально и экономически идентичные.
- Давайте вернемся к тому, как занятно работать вдвоем. Мне всегда было интересно, как работают, скажем, братья Коэны. Кстати, братья-режиссеры в мировом кино найдутся, а вот сестры… Вы - первые в истории. Расскажите, как вы делите обязанности на площадке, чьи указания выполняют актеры и за кем, в конце концов, последнее слово?
Мюриэль: За мной конечно (Дельфин смеется - А.А.). Так с детства повелось: я – старшая сестра, поэтому командую я! Шутка, конечно. На самом деле, мы все делаем сообща… Поровну делим груз обязанностей. Буквально с написания сценария до монтажа и сегодняшнего интервью, мы все делаем пятьдесят на пятьдесят. Можно было бы предположить, что Дельфин отвечает за сценарий, а я – поскольку закончила киношколу – держу камеру (Мюриеэль работала хлопушкой на трилогии «Три цвета» и «Двойная жизнь Вероники» Кшиштофа Кислевского – А.А.)… Но это не так. Мы отлично друг друга понимаем. Одна может начать фразу, а другая закончит. Плюс мы обе пришли в большое кино из кинодокументалистики.
Дельфин: Еще до начала съемок мы точно понимаем, как будет выглядеть наш проект. Скажем так: мы играем в четыре руки, но в два глаза.
Героини фильма "17 девушек"
- У нас в стране говорят «Нельзя отказывать беременной – мыши заведутся».
Дельфин: Ого!
- Вы в своем фильме сняли аж 17 беременных! Последствий не было?
Дельфин: Вот, видите! Жду! (заливисто смеется и показывает под пиджаком животик - А.А.)
- Вот это поговорили... Мои поздравления! Это что, еще секрет?
Дельфин: Вообще нет…
Мюриэль: Но продюсер пока не в курсе!
Андрей Алферов