Виктор Андриенко: «Бросая молоток соседу, цельтесь в нос»
Совсем скоро актер «Большой разницы» приступит к съемкам фильма «Иван Сила» - истории о легендарном украинским силаче Иване Фирцаке по прозвищу Кротон, жившем и удивлявшем весь мир возможностями своего тела в начале ХХ века. Узнав о том, что картина, получившая государственное финансирование, активно готовится к съемкам, я подробно расспросила ее режиссера и сценариста Виктора Андриенко о том, что увидит зритель, и что заставило его – востребованного артиста – сесть в режиссерское кресло.
- Виктор, почему Фирцак? Как эта история к вам пришла?
- Пока не хочу об этом говорить: во-первых, долго, а во-вторых, штука мистическая. Настолько все нереально, что я до сих пор не до конца верю.
- Ну а потом расскажете?
- Конечно. Это будет одновременно и пиар-ход, и правда – я ничего не собираюсь выдумывать. Но мистика существует с самого начала проекта, я сам не ожидал, но фильм собирается как паззл. К примеру, работая над сценарием, я сочинил некоторые эпизоды – просто приписал их к реальной истории. А на днях залез в Википедию прочитать про Фирцака. Вдумайтесь, когда я только залез (сценарий писался по мотивам повести Александра Гавроша «Неймовірні пригоди Івана Сили – надужчої людини світу», - Няня). И вдруг увидел: все, что я сочинил – все это было. Я рухнул! Детали, которые я просто придумал, чтобы усилить эмоциональность того или иного эпизода, оказались правдой – это было на самом деле. И когда мы закончили сценарий, мой соавтор Игорь Письменный сказал гениальную фразу: «Наверное, вот так все и было». Но я только сейчас понял, что действительно – так и было.
Я залез в Википедию и рухнул
- Кто исполнит главную роль?
- Дмитрий Халаджи – чемпион Украины по пауэрлифтингу. И тут тоже все сошлось само собой: в 1995 году он прочитал об Иване Фирцаке и загорелся этой историей. Более того, Халаджи сейчас работает в цирке именно так, как работал в свое время Фирцак – то есть, их судьбы похожи. Но самое шикарное – они похожи лицами. Когда мы ему одели паричок, я чуть не упал. И все трюки Дима исполнит сам, он категорически против спецэффектов: все, что вы увидите в фильме, будет реалити-шоу – Халаджи будет это делать так, как делал Фирцак сто лет назад в заграничном цирке...
Вот так (справа) будет выглядеть Фирцак в фильме Андриенко
А вот так он выглядел в жизни. Сходство, и правда, есть
Здесь я вынуждена прервать рассказ Андриенко, чтобы объяснить, что именно доведется делать Халаджи на съемочной площадке. Выступая перед европейской публикой в цирке, Фирцак рвал железные цепи, жонглировал гирями, лежал на разбитом стекле, держа на себе 500 кг веса, зубами тянул грузовики, гнул пальцами гвозди, делая из них различные фигурки, которые раздавал зрителям. Рассказывают, что в Испании во время корриды Фирцак 1,5 часа продержал побежденного быка на плечах, после чего отнес в ближайший ресторан. А в Германии силач вынес автомобиль с завода «Форд», который впоследствии получил в подарок. Иван мог сдвинуть с места деревянный дом или же спокойно держать на вытянутых руках 30-литровые чугунные бидоны с молоком. Ну а сгибать 250-миллиметровые гвозди в сердечко было его любимым развлечением даже в старости. Теперь вы понимаете, какого рода трюки собирается проделывать Халаджи без спецэффектов?
- На промо-открытке фильма также изображен Василий Вирастюк. Он тоже сыграет в фильме?
- Он позировал скульптору, который делал памятник Фирцаку (кстати, на картинке Василий как раз стоит в позе памятника). И раз уж он «отдал» свое тело этому персонажу, мы решили задействовать его в картине и промо-кампании.
Памятник, в создании которого принимал участие Вирастюк
Вирастюк позировал для памятника? Пусть продолжает "рекламировать" Фирцака
- Жанр фильма – комедия?
- Почему сразу комедия? Это детско-юношеское кино, ведь только на примере таких людей, как Василий Вирастюк или Дмитрий Халаджи, можно воспитать молодежь. Сказать: вот видишь, эти люди, известные во всем мире, сами себя сделали. Так сделай и ты себя.
- Сколько денег выделило государство на ваше кино?
- 14 млн. грн., потому что у нас детский фильм – на взрослые давали по 16. И побоку, что мы снимаем историческое кино... Правда, я придумал одно ноу-хау, которое мне немножко сэкономит деньги. Пока не буду рассказывать.
- А каков общий бюджет картины?
- На подобные вопросы я всегда отвечаю так: «Моя фантазия ограничена вашими финансами». Когда Эйзенштейн встретил грустного Ромма и узнал, что у того – брак пленки», то сказал: «Класс! Будешь фантазировать». Когда всего слишком много, фантазия заканчивается, поэтому маленький бюджет дает нам возможность что-то придумывать. Да и вообще, снять можно за любые деньги. Но есть другая проблема, с которой никто не считается: сколько тратится на фильм, столько же тратится на рекламу. Поэтому все деньги, которые мы будет где-то доставать, получать от спонсоров, все бросим на рекламу этот фильма.
- Продюсером фильма стал Владимир Филиппов («ТойХтоПройшовКрізьВогонь»). Чем его заинтересовала эта история?
- Прочитав сценарий, Филиппов спросил: «А зачем мне делать это кино?» Я говорю: «Как зачем? Ты продолжаешь свою тему – известные украинцы в мире: Фирцак же 64 страны объездил, стал известным человеком, чемпионом Европы, обладателем титула «Лучшее тело 1921 года» в Париже, которого американская пресса назвала самым сильным человеком начала ХХ века и т.д.» Филиппов опешил: «Так это что, реальный человек?» - «Ну ты даешь, - говорю. - Мало того: у тебя в фильме Ильенко – Иван Додока, а тут у тебя Иван Фирцак. Надо уже триптих делать, но чтобы третьего героя тоже звали Иваном (смеется)». То есть, это истории про украинцев, известных во всем мире. Кроме Украины – ну, как всегда.
- И многих вам вот так убеждать пришлось?
- Мы с Игорем Письменным – моим русским другом и кумом – написали это кино вдвоем. Цель фильма – просто рассказать людям о Фирцаке. Как говорится, бросая молоток соседу, нужно целиться в нос. А вот поймает или нет – его дело. Поэтому мы фильм сделаем, а как он дальше пойдет, кто его знает.
- Что, прямо вот так – снимете и бросите?
- Ну, не так буквально. На стадии проката хотим подключить компанию B&H – людей, помогавших фильму «ТойХтоПройшовКрізьВогонь». У нас же проблема – где показывать кино? Залов катастрофически не хватает. К примеру, чтобы сельский зритель увидел «ТойХтоПройшовКрізьВогонь», мы ехали туда, ставили экран, вставляли диск и показывали кино. Думаю, то же самое нужно будет делать и с нашим фильмом.
- Какой продакшен будет снимать?
- Украинский. Я не помню, как называется (смущенно улыбается).
Не помню, как называется продакшен
- А где пройдут съемки?
- Только в Украине. Скорее всего, в Киеве, Львове, Черновцах и в Крыму.
- Немало локаций.
- Ну да, нам же надо искать 1920-й год – Прагу, Лондон, Париж снимать здесь, как всегда.
- Так не получится без графики – придется современные здания зарисовывать.
- Не придется. Локации, которые нам нужны, еще есть: вы думаете, почему к нам россияне приезжают снимать? Украина – очень богатая страна: можно найти и американские горы, и канадскую природу, и архитектуру, соответствующую Москве 1901 года. Я сам в это не верил, пока не стал работать в российских картинах. Более того, когда я спрашивал, почему берут украинских актеров, мне отвечали: «Вы не поверите, но они разговаривают так, как разговаривали в России в 1900 году. Тогда не было Ма-асквы, не было всех этих «аканий».
В украине можно снимать хоть американские горы, хоть Москву 1900 года
Съемки «Ивана Силы» начнутся осенью, премьера фильма состоится в феврале. А пока я желаю Виктору и всей его команде удачи и хорошего финансирования.
Фото Иванны Зубович и borba.ua