Линда Сегер: "Фильм о себе я бы доверила Тарантино"
Ожидание праздника - больше, чем сам праздник. О приезде Линды Сегер в Украину (стараниями компании "Медиа Ресурсы Менеджмент") знают даже кондукторы в троллейбусах. А медийщики говорят об этом больше, чем в свое время о визите папы Иоанна-Павла Второго. Проверить соответствие ожидаемого действительному я решила сразу по прилету Линды в Киев. И, побеседовав с ней, свидетельствую: она не только прекрасная, душевная и эмоциональная женщина, но еще и очень необычная. Впрочем, прочувствуйте сами:
- Добро пожаловать в Украину, Линда. Как вам Киев? Какие впечатления от страны в целом?
- Спасибо, мне здесь очень нравится. Дело в том, что любовь к Украине у меня с детства – однажды мне посчастливилось увидеть украинские народные танцы. Я прониклась, это отложилось в моей памяти. Потом я занималась изучением танцев разных народов мира, и украинские были моими любимыми.
- Где удалось побывать в эти дни?
- На выходных меня возили в какую-то деревню (Мамаева Слобода). Там очень хорошо, правда, все вокруг было покрыто льдом - холодно и скользко. Зато я успела покататься на упряжке с лошадьми. Еще побывала на концерте под открытым небом – опять-таки, было очень холодно.
- Вам сделали экскурсию по киностудии FILM.UA. Понравилось?
- Мне подарили подушку (смеется). На самом деле, здесь очень красиво, мне нравится дизайн буквально каждой комнаты, в которую я захожу. Видела съемочный павильон для «Женского доктора», одну серию которого я недавно посмотрела. Также мне высылали «Нюхача», "Великих мечтателей" (FILM.UA и Signal RED) и «Балладу о бомбере». Больше всего впечатлил визуальный аспект этих работ - они сделаны очень ярко. И то, что я сейчас вижу на студии, говорит о том, что в вашей культуре очень много акцентов на визуальное оформление. На семинаре я буду использовать в качестве примеров некоторые фрагменты из «Нюхача» и "Великих мечтателей". «Бомбер» я тоже смотрела не полностью - мне дали не все серии - поэтому сейчас прошу выслать побольше, ведь я переживаю о том, что случится с героями.
- Поговорим о консультациях, докторинге. Есть ли у вас табу? За какой сценарий вы никогда не возьметесь?
- Однозначно это порнография. В моей карьере было три случая, когда мне присылали сценарии, которые были, скажем, на пределе между порнографией и ее отсутствием. Один из них был чересчур откровенным – я отправила его обратно и сказала, что не буду работать. В двух других я все-таки смогла найти какие-то интересные стороны и сказала заказчикам: мол, если они согласятся чуть-чуть умерить сценарий в определенном отношении, то из этого может выйти что-то хорошее. В принципе, я не против таких элементов, но все должно быть в меру. А вообще, работаю со всеми жанрами и со всеми странами.
- Какие у вас критерии отбора сценариев? Почему вы соглашаетесь взять тот или иной сценарий?
- Я помогаю всем, кто обращается и готов оплатить эту услугу - это моя работа. Исключение составляют те случаи, о которых я уже сказала. На сегодня я обработала более 2500 проектов, около 100 из них стали успешными фильмами.
- В чем главный успех проектов, которые вы делаете?
- Это не может быть что-то одно, это совмещение каких-то показателей. Мне кажется, важно, чтобы писатель смог отнестись ко всем элементам сценария очень серьезно, как и продюсер, режиссер. Потому что сначала ты смотришь на общую структуру и на саму историю, а потом начинаешь присматриваться к деталям. Вот даже сегодня утром, когда мы обсуждали один украинский сценарий, мы смотрели на всю структуру, но было очень много моментов, маленьких-маленьких подробностей, которые очень важны.
- Кем вы хотели стать в детстве?
- Писательницей. С возрастом увлеклась театром, даже актерством, но с этим как-то не сложилось. Также я была режиссером - занималась в колледже театральными постановками.
- Вы рассказывали, что компания 20th Century Fox отказала вам в приеме на работу. Расскажите, как это было, на какую должность вы претендовали?
- Это было вначале моей карьеры: я всеми силами пыталась пробиться в кинобизнес, искала разные пути, но ничего не получалось. Должлность, на которую я пробовалась в 20th Century Fox, подходила мне на все сто - я бы точно справилась. Но на собеседовании мне не задали всех тех вопросов, которые могли меня раскрыть. Это была должность для начинающих, маленькая позиция по развитию в кинокомпании, которая включала в себя исследования, а на тот момент у меня в этой сфере был большой опыт. Я знаю человека, которого взяли на это место - он был менее квалифицирован. Когда мне отказали, я положила трубку и сказала себе, что это не повлияет на мою жизнь, карьеру, и даже такая крупная компания не должна вершить мою судьбу. После этого я решила начать свой бизнес самостоятельно, чтоб не работать на кого-то. В то время в киноиндустрию предпочитали брать молодых 20-летних ребят и выращивать их под себя, а мне на тот момент было уже за тридцать. Кроме того, в те годы не любили людей с хорошим образованием, у меня же было два диплома магистратуры, докторский диплом. Но для них это был негативный фактор, считалось, что люди, которые слишком образованы, будут чересчур ударяться в теорию. Все было настолько плачевно, что в резюме мне приходилось указывать только диплом бакалавра. Вместо этого я везде писала, что умею быстро печатать, - на этом себя и продавала. Сейчас ситуация немного изменилась, образованных людей начали признавать, но в этом бизнесе до сих пор не нужны люди с докторской степенью. Поэтому я начала свое дело.
- Вы работали с огромным количеством сценариев. Не наблюдаете тенденцию, кто делает их лучше – мужчины или женщины?
- Думаю, это не имеет значения. Просто в какой-то теме сильнее мужчины, в какой-то женщины, выходит 50 на 50. Также влияет культурный аспект - то, что какие-то темы лучше освещаются в определенных странах. Пол точно не показатель.
- Вы консультировали сценарии в России. Расскажите, что это было? Приходилось ли работать с украинскими авторами?
- Да, это была одна из крупных московских компаний. Все произошло 5 лет назад: я была в Москве, мне передали сценарий, потом я поехала с ним домой, поработала (я делаю всю работу по электронной почте). Это был какой-то исторический фильм, о битве за Ленинград. Кстати, часто, закончив свою работу, я теряю связь с фильмом, и могу даже не знать его дальнейшую судьбу. Особенно когда заказы из других стран. Я не слежу, сделала свою работу – и все. Что до украинцев - да, мне нравится с ними работать.
- Как вам украинские проекты, которые вы увидели?
- С профессиональной точки зрения могу сказать, что все были сильные, с хорошей структурой. Для меня это было неожиданностью – я привыкла, что в Америке это очень четко отработано, там всегда хорошая структура, но заявки, которые я обычно получаю из других стран, всегда страдают в этом плане. Я приятно удивлена. В «Нюхаче» мне понравился главный герой - это новая, оригинальная идея, когда у главного персонажа необычное чувство обоняния.
- Сколько обычно уходит времени для «лечения сценария»?
- Около недели. Но обычно я работаю сразу над несколькими проектами, для каждого требую где-то неделю времени - мне нужно обо всем подумать, почитать. Еще зависит от того, какую конкретно услугу заказали, потому что существует более и менее детальный докторинг. Детальный может занять две-три недели.
- Какие сериалы, фильмы, шоу вы смотрите?
- Я смотрю все фильмы, которые номинированы на «Оскар». Обычно мне нравятся практически все, так было и в этом году. Запомнились и понравились «Арго» и "Отверженные". Но, как бы там ни было, многие из них я бы не хотела пересматривать. Для развлечения я смотрю ситкомы. Мне нравятся несколько старых сериалов.
- Вы начинали свой бизнес в начале 1980-х. Как изменилась отрасль с тех пор? Что, по-вашему, развивается в правильном направлении, а что пошло не так?
- Даже помню этот день – 17 сентября 1981-го года. Я разместила свое объявление в «Голливуд Репортер», это было началом моего бизнеса. Как назвать свою услугу - не знала, ведь до этого такой профессии не существовало. С этим вопросом я обратилась... к своему парикмахеру. Та спросила: «А что ты будешь делать?». Я говорю: «Буду консультировать сценарии». Тогда она ответила: «Что тут думать? Назови услугу «консультация сценариев» (смеется). В начале карьеры мои услуги были очень дешевыми, любой человек мог позволить себе обратиться ко мне. Как-то раз один из моих клиентов, увидев, какое количество работы я проделала, сказал: «Слушай, ты столько всего сделала, я не могу заплатить так мало». После этого я повысила стоимость своих услуг. А что изменилось за 30 лет? Когда я начинала, сфера консультирования отсутствовала в принципе, не говоря уже о том, что это было новинкой для киноиндустрии. Но при этом я все равно не осознавала, что являюсь первопроходцем. Всего несколько женщин руководили компаниями - они были чуть ли не единственными, кто соглашался хотя бы поговорить со мной. Некоторые из них были примером подражания для меня, например, телепродюсер Monk. Сейчас в киноиндустрии больше женщин, они помогают друг другу, и я с ними солидарна. В 1995-м году вышла моя книга, которая касалась женщин в этом бизнесе. Вообще, я помогаю и помогала всем, но в приоритете всегда были женщины. Мы с мужчинами должны быть на равных.
- В число ваших клиентов входят писатели и продюсерские компании с 6 континентов. В какой стране вам понравилось работать больше всего?
- Кроме вашей страны, естественно (смеется). На самом деле, мне сложно ответить. Я очень популярна в Дании, не знаю почему. И в Австралии у меня много заказов. Скорее всего, это просто сарафанное радио – люди заказывают, делятся впечатлениями. В последние месяцы получила несколько работ из Италии, так что, возможно, теперь я буду востребована там.
- Что вас вдохновляет? Как вы отдыхаете?
- Почти 20 лет я занимаюсь конными соревнованиями, шоу. У меня есть лошадь, но сейчас она выставлена на продажу - я устаю, а это требует много энергии. Это узкая ниша, представление, а не соревнование на скорость - я езжу на лошади в костюме, и это целое шоу. А вдохновляет меня музыка и духовность. Вчера я посетила католическую мессу в вашем костеле, она была на польском языке. Послушала полтора часа, понравилось.
- Сколько языков вы знаете?
- Немного французский, испанский, итальянский, слов 15 на русском, на украинском пока не выучила. На русском знаю «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «Пока», «До свидания», «Мы пойдем...» и «Меня зовут...». У меня был учитель русского языка в Колорадо, и если бы я знала заранее, что меня сюда позовут – взяла бы несколько уроков. Интересный момент: когда кто-то спрашивал, куда я еду, я отвечала: «В Украину». Меня переспрашивали: «В смысле, в Россию?». Я исправляла: «Нет-нет, это другая страна». Я настолько разграничила ваши страны в своей голове, что решила не использовать русский язык у вас. А оказывается, можно.
- Давайте немного пофантазируем: каким станет кино, если исключить коммерческую составляющую?
- Думаю, в Штатах тут же рухнет так называемая «система звезд». Например, Джулия Робертс, которая часто получает главные позитивные роли, вряд ли снималась бы. Потому что обычно на такие роли берут привлекательных, располагающих людей.
- Кому бы вы доверили фильм о себе?
- - (смеется) Сразу предложение – актрисой должна быть Риз Уизерспун. Мне нравится, как она справляется с комедийными ролями, вот только ей пришлось бы покраситься в брюнетку и носить поменьше кружев и рюшей. Однозначно, фильм о Линде Сегер должен содержать элементы комедии. И еще я бы хотела спеть в нем. А режиссером был бы Тарантино или братья Коэны. Вы представляете себе комедию с Риз Уизерспун и режиссером Тарантино?
Линда, поговорив с вами, уже представляю. Честное слово. Напоминаю, семинар Сегер «Как хороший сценарий сделать великим. Докторинг сценариев» состоится 22 марта в БЦ «101 Tower» (ул. Л. Толстого, 57). Зарегистрироваться на семинар можно на сайте компании МРМ.
Фото Иванны Зубович