Светлана Вольнова: «Я изголодалась по телевизионной работе»
Пару лет назад, когда на канале К1 запустили проект «Рандеву», я подумала, что неплохо было бы пообщаться с его ведущей. Светлана Вольнова, вернувшись на телевидение после перерыва, дебютировала в реалити, так что вопросов к ней было немало. Ну а сейчас, когда светская львица стала ведущей программы «Нехай вам буде кольорово» на «Первом национальном», вопросов стало еще больше, поэтому я договорилась со Светланой о встрече.
Наша беседа, состоявшаяся у Светланы дома, началась с фразы «Сейчас будем получать от жизни удовольствие»: оказывается, каждое свое интервью (и в роли респондента, и в роли интервьюера) телеведущая считает процессом, приносящим радость и оставляющим приятные воспоминания. Не знаю, получила ли Светлана удовольствие от нашего общения, но я - однозначно (те, кто знает Вольнову, поймут).
Для затравки я попросила Светлану поделиться впечатлениями от работы над новым проектом:
- Во-первых, «Первый национальный» позволил себе большую красивую студию. И это уже большой прогресс. Во-вторых, там собрали хорошую команду сценаристов, режиссеров – взрослые такие матерые тетки. Я, конечно, ко всем лезу со своими предложениями, правлю все сценарии. А Оля Сумская не правит – она просто читает и импровизирует... Первый съемочный день был для меня колоссальным шоком.
- Почему?
- Потому что я работала в жанре интервью, в реалити, но работы в режиме прямого эфира у меня еще не было. Я, значит, думаю: сейчас мы поздороваемся, скажем свои реплики, но тут Оля своим певучим голосом заводит речь где-то на 5-8 предложений, и я понимаю, что не могу так. У меня-то совсем другое! У меня же личный опыт! Поэтому в самом начале съемок я минут 20 была в оцепенении. Конечно, что-то говорила, но внутренне чувствовала, будто проваливаюсь в яму. И думала, что сегодня мне скажут «до свидания».
Ну ничего, как-то так выправилась, и четвертая наша программа уже взяла четвертое место в рейтинге по всем программам за день. Но есть, куда двигаться: я придумала рубрику «Стиль со Светланой Вольновой», и вместо того, чтобы читать афишу или какие-то новости, буду рассказывать о стиле.
- То есть, рубрика, где вы рассказывали о фильмах, была не вашей?
- Да, фильмы выбирали сценаристы, я просто озвучивала. А свою рубрику я пишу сама. В одной из передач, к примеру, раскритиковала наших мужчин. Сказала, что они одеваются крайне плохо, и если не перестанут так себя вести, я эмигрирую в Италию сегодня же.
- Как я понимаю, идея работать в паре с Ольгой принадлежит вам?
- Просто я не увидела никого другого, с кем могу работать. Во-первых, Оля – звезда, и работать со звездами, с людьми, которые выше тебя по уровню, гораздо лучше, чем подтягивать кого-то до своего уровня. Во-вторых, мы с ней как-то разговорились, что было бы замечательно сделать свою женскую программу. В общем, давно хотели поработать вместе.
- Тем не менее, вы иногда подкалываете Ольгу. Это ваша импровизация или задумка сценаристов?
- Все мое (улыбается). Между ведущими должен быть какой-то конфликт – вспомните хотя бы пару Цекало-Ургант. И потом, у нас принципиально разные позиции по поводу этой программы. «Нехай вам буде кольорово» учит, как сэкономить на всем. А я считаю, что женщина не должна экономить, что мы должны учить зрительниц быть красивыми и достойными лучшей жизни. Почему Вольнову никогда не брали на «Первый национальный»? Потому что канал делается, условно говоря, для тех, кто в сапогах и фуфайках.
- Ну да, аудитория другая.
- Поэтому я хочу, чтобы вместе со мной на канал пришла еще одна аудитория - такая, как у канала «1+1», как у СТБ. Я хочу, чтобы наши женщины жили достойнее, хочу их этому научить. Мне говорят: не у всех же женщин есть посудомоечные машины. На что я отвечаю: это большая проблема, что их нет! Потому что у женщин должны быть посудомоечные машины, у них должны быть достойные мужчины и достойнная работа! Именно это я считаю своей главной миссией, и всегда буду стоять именно на этом. Я не буду делать вид, что экономить - это хорошо.
- У программы уже есть какой-то фидбек? Может, кто-то вам что-то говорил.
- Мне вообще никто никогда ничего не говорит. Оля слышала положительные отклики, я показывала своим друзьям - им в общем понравилось. Но, конечно, я вижу много своих ошибок, которые можно исправлять, вижу, во что можно углубляться, где можно импровизировать, а где нужно четко соответствовать определенным моментам. Хочется, чтобы программа была информационно-легкой, но чтобы у зрителей при этом не возникало ощущения, что они зря потратили время.
«Когда мы сняли первые четыре программы, я сразу пошла в монтажку и все отсмотрела: не надо мне вычищенного материала, покажите мне всю грязь - мои повторы, мои заикания. Я всегда именно так смотрю - это и в «Вольностях Вольновой» было, и везде»
- А как руководство канала оценивает вашу работу?
- Ноябрев счастлив - говорит, хорошие ведущие (смеется). Контракт.
- А смотрели похожие программы – к примеру, «Все буде добре» на СТБ?
- Видела, хорошая программа. Но там результат достигается за счет команды, за счет того, что СТБ - мощный канал, вкладывающий в производство очень много сил. Я понимаю, что мы, возможно, не всегда сможем соответствовать такому уровню, как СТБ, поэтому решила подтянуть в нашу программу какие-то свои силы. К примеру, пригласить поучаствовать своих гостей - друзей и коллег, которых могут позвать не администраторы, а именно я. Кроме того, я думаю, что наша программа строится как раз на нашем с Олей разговоре, на нашем противостоянии.
- То есть, на интересе зрителя к вам, как к персонам?
- Да. Отчасти поэтому в программе и появилась моя рубрика «Стиль со Светланой Вольной».
- Как строится работа над ней?
- Это мои высказывания на определенную тему, иллюстрированные фотографиями. И только на подбор иллюстраций я трачу около 5-6 часов. Первый выпуск был о бриллиантах, которые любят девушки, и об украшениях, которые сейчас в моде. Второй - о мужчинах: как одеваются английские, итальянские и наши отечественные мужчины (улыбается). Мне кажется, что рубрика должна быть задорной, в чем-то спорной. Я специально создаю определенный конфликт, бросаю такой крючок, чтобы зацепить аудиторию. Этому меня Олесь Бузина научил.
- Ну а над вашим образом кто работает?
- Конечно, есть люди, помогающие мне советами, потому что собственный вкус у меня, откровенно говоря, иногда хромает. И я это знаю. Сейчас мой стиль заметно изменился, и я рада, что он меняется в сторону элегантной леди – меньше перьев, меньше выпендрежа, больше элегантности, какой-то высший свет. Широкополые шляпы (если нужна экстравагантность), простые платья, хорошие формы – вот так.
- Кто одевает вас на «Первом национальном»?
- Там есть совершенно потрясающая девушка, которая приносит нам удивительный платья из какого-то бутика в «Арене». Чтобы хорошо выглядеть, нужно всего лишь хорошее платье и хорошее худое тело, потому что иначе на нем ничего не смотрится.
- Расскажите о проекте, с которым вы изначально пришли к Илье Ноябреву.
- Я давно о нем мечтаю, и обязательно его сделаю. Это проект «Бизнес-ланч с миллионером» - достойный, интересный продукт, который необходим на телевидении именно сейчас, когда ненависть бедных людей к людям состоятельным и успешным достигла очень высокого уровня. Я думаю, что нужно как-то сократить это расстояние и рассказать, как они всего добились. Это проект о людях-вывесках. Вот мы знаем вывески Zarina, «ЕвроЛаб», «Волконский» - что за люди за ними стоят? Телевидение требует новых лиц, новых историй. И я хочу вот этих новых историй, хочу сделать что-то вроде «Вольности Вольновой», но только с миллионерами. Мне хочется узнать абсолютно все.
- Но расскажут ли они?
- Я уже пообщалась с некоторыми людьми - они рассказывают потрясающие истории. И мне хочется, чтобы получилась такая побудительная программа, посмотрев которую, человек поднялся бы с дивана и понял, что тоже может чего-то в жизни добиться. Собственно, в «Вольностях Вольновой» был такой же посыл – не боги горшки обжигают. Просто всем внушили, что если у тебя нет блата, нет знакомых, если тебя никто не поддерживает, то сиди и не рыпайся – вечно тебе работать на заводе, и ты никогда не достигнешь высокого уровня. А я знаю массу людей из бедных семей, которые, не обладая ничем, становились богатыми людьми. Такие примеры есть, и я хочу, чтобы они были заразительными.
- Уже есть какие-то конкретные договоренности о запуске проекта?
- Мы с Ноябревым говорили об осени. Но думаю, что «Бизнес-ланч с миллионером» я начну вести на радио «Европа Плюс», а со временем радиоверсия перерастет в телеверсию.
- А почему вы с этим проектом пришли именно к Ноябреву?
- Честно говоря, сначала я хотела это сделать у Бенкендорфа. Но он меня не принял: обещал-обещал, но в конечном итоге так со мной и не встретился. Притом что для «Интера», думаю, он был бы очень полезен, потому что приближаются выборы, и очень много людей хотят себя обелить. И в этом смысле канал будет работать на определенную часть власти, которая нам всем известна. И я считаю, что «Бизнес-ланч с миллионером» им как раз был бы очень к лицу.
- Как думаете, почему Бенкендорф с вами не встретился?
- Не все же меня любят. Я вообще думаю, что очень многим не нравлюсь. Знаете, как говорят: ну кто она такая? Светская львица, бездельница. И никто не видит, что стоит за моей программой и всем остальным.
- Ну да, все видят только картинку.
- Конечно. Чтобы снять реалити, нужно было пробегать по 10 часов по улицам, найти этих мужчин, не подставных… Ты пишешь сценарии, делаешь массу работы, но это никому не видно - всем кажется, что передача появилась сама собой.
«Когда Ноябрев предложил войти в проект «Нехай вам буде кольорово», я решила: а почему бы и нет. Я вообще изголодалась по телевизионной работе, я же очень люблю делать телевидение. И я уже чувствовала себя, как застоявшийся конь: все работают, а я стою!»
- А идея «Рандеву» тоже ваша была?
- Нет, это французский формат, который адаптировал Fresh Production. Но во Франции программа была совершенно другой - очень простой, с большим количеством флирта, ведущей не надо было искрить, не надо было приставать к мужчинам – все просто. А у нас формат получился более острым, более задиристым.
- Кто вас пригласил в программу?
- Генпродюсер Юлия Чернявская. И в процессе адаптации я привнесла очень много своего. Я всегда предлагаю собственные идеи, всегда остаюсь Светланой Вольновой: если люди приглашают Вольнову, они должны знать, что там будет очень много от меня... На «Первом национальном» мне одна женщина-сценарист сказала: «За 12 лет на канале первый раз вижу человека, который так работает со сценарием». Я там просто пропадаю! Потому что мне хочется адаптировать программу под свой стиль, под себя, иначе зритель мне не поверит.
- Руководитель «Кольорово» Нина Пономарева рассказывала, что на пробах вы показывали «хитрые штучки» - как успокоить мужчину за 5 секунд и т.д. Часто используете эти приемы во время кастингов?
- Во-первых, я редко прохожу кастинги. Последний мой кастинг был для проекта «Хочу Обаму» в «Шустер Live». Fresh Production просто со мной побеседовали и взяли, никакого кастинга не было. В «Вольности Вольновой», естественно, тоже не было. Но вообще, я пользуюсь своей женской привлекательностью и не исключаю, что при помощи этого можно достичь определенного влияния на людей. Главное - не переиграть, чтобы тебя не воспринимали, как слишком легкомысленного человека.
«Этот портрет нарисовал мой друг Максим, с которым я рассталась. Картину он рисовал целый год - говорил, что очень хочет, чтобы у меня была своя программа на телевидении. И здесь он нарисовал Paramount Pictures - такое же количество звездочек, как у них на эмблеме. А многие говорят «Вольнова входит в Евро»
- Поговорим о вашем блоге.
- Я была первым блогером на «Таблоиде» - начала писать пять или шесть лет назад, когда у нас вообще не было блогеров. А отдельная рубрика Fashion Police существует уже два года.
- А для чего вам блог?
- Во-первых, мне за это платят. Во-вторых, для воздействия на массы. Есть люди, которые совершенно не смотрят телевизор, но они читают интернет и знают меня как раз по «Таблоиду». Недавно я была в одном салоне, и меня спросили: «Когда выйдет ваша новая статья»? Понимаете, «Таблоид» – это мощный ресурс, которым я не могу пренебрегать.
- То есть, блог для вас – это канал коммуникации?
- Для меня это способ напомнить о себе, вставить свои пять копеек, оказать какое-то воздействие… Я пишу, не стесняясь, про всех сильных мира сего, потому что это моя точка зрения. А когда ты имеешь свою точку зрения, ты наживаешь определенных врагов. Но я всегда пишу честно – так, как я это чувствую, не боясь.
- А как вы к критике относитесь?
- Очень ранимо. Но когда критика конструктивна, я понимаю, что это правда. Еще больше я критикую сама себя: вот вы сейчас уйдете, а я это интервью еще долго буду прокручивать в голове.
- Выходит, вы самоед?
- Да. И перфекционист. И хотя к критике отношусь плохо (как любой чувствительный человек), сразу вижу, если в ней есть зерно правды. Мне больно, но я понимаю, что это именно так. Поэтому критика всегда очень полезна.
- Есть ли в вашем окружении человек, мнение которого для вас – истина в последней инстанции?
- Одного человека нет, но есть группа людей, которым я доверяю. Одним из таких людей, кстати, является моя дочь. У нее всегда безукоризненный вкус.
- Ну, вы же ее воспитывали.
- Нет, не поэтому. Мне кажется, что и вкус, и ум у нее изначально лучше, чем у меня. И вообще я считаю, что дети должны быть лучше, чем родители.
Квартира Светланы может стать предметом зависти многих читателей Таблоида
Во всем чувствуется вкус и рука хозяйки
На первом этаже Светлана принимает гостей, на втором - ее личное пространство
А с террасы открывается прекрасный вид на Майдан
И даже входная дверь соответствует общей концепции
- Вы сказали, что любите делать телевидение. А смотреть его любите?
- Очень люблю американское телевидение. Когда приезжаю в Америку, смотрю абсолютно все шоу.
- Сериалы?
- Смотрю, если это не «мыло», а сериал про Маяковского или Есенина, снятый на уровне, или если это английский «Шерлок Холмс» - великолепный, снятый как художественный фильм. Кроме того, я очень люблю документальное кино, мне очень нравится «Центральное телевидение» с Такменевым, нравится «Познер», нравится следить, как Владимир Владимирович делает интервью. Вообще нравятся гиганты, на которых смотришь и наслаждаешься.
- А за происходящим на украинском телевидении вы следите?
- Когда шоу «Рандеву» на К1 заморозили, мне было безумно больно смотреть украинское телевидение. Я не могла его смотреть, потому что казалась себе выброшенной за борт, никому не нужной и очень страдала оттого, что у меня нет связи со зрителем. Мне очень важен мой зритель, очень важно что-то делать и получать реакцию. А когда ты снимаешь 28 программ, из них выходит только 11, а 17 лучших полтора года лежат на полке - это больно.
- Почему проект был заморожен?
- Не знаю.
- На К1 это никак не объясняли?
- Ну, это же был не их проект, а проект продакшена. На канал пришел один генеральный, другой, что-то изменилось... Не хочу вдаваться в подробности: это было болезненно, зато теперь все в порядке.
- Но согласитесь, это странно, когда проект резко пропадает без объяснения причин.
- Думаю, что лично мое имя кого-то не совсем устраивало.
- И часто у вас так в работе происходит?
- Да, я очень часто сталкиваюсь с совершенно неправдивой информацией о себе. И мне бывает очень обидно, когда люди, не зная меня, рассказывают о вещах, в которых я никогда не участвовала, и о поступках, которых я никогда не совершала. Но думаю, этому подвержен любой публичный человек, вызывающий раздражение. А я все-таки раздражение вызываю. Мне попадает, но я остаюсь собой, потому что как только стану кем-то другим, я буду никому не интересна.
- Как вы работаете с собой в таких ситуациях? У вас же есть разные способы, методики, как настроить себя на нужную волну.
- Во-первых, я сильно сократила круг общения. А во-вторых, уже адаптировалась, научилась читать злостные комментарии и отвечать на них. Я понимаю, что люди пишут непонятно что, но я научилась быть толерантной, потому что, отвечая на это, получаю себе еще 2-3 голоса рейтинга. Я стала более практично относиться к тому, что пишут и говорят. Но иногда бывает обидно.
Самое обидное, когда говорят о возрасте - комплекс старости очень надо мной довлел. К счастью, за последний год я почувствовала себя сильной, юной, красивой - человеком, который может абсолютно все. Я помолодела, и этому способствовала встреча с одним человеком (загадочно улыбается). Он показал, что ему нравятся взрослые женщины.
«Когда не было проектов на телевидении, я пошла работать в клуб. И вот там я научилась чувствовать публику, это была большая школа, когда ты должен не просто удержать, но и привлечь новую аудиторию»
- Вы не раз признавались, что испытываете проблемы с украинским. Как-то работаете над их решением?
- Честно говоря, не работаю, потому что поняла - у меня очень плохие способности к языкам, намного хуже, чем у господина Азарова и у господина Януковича. Я с большим трудом еле-еле научилась говорить по-английски, и потом стала резидентом Америки. Но когда начинаю учить украинский, мой русский тут же превращается в ужасный суржик, пропадает вот этот металлический, красивый язык. Конечно, я думаю, что надо выучить, и я пробовала, но это плохо влияет на русский. И получается, что по-русски ты говоришь не так, как надо, и по-украински никак не можешь достигнуть вот той певучести, которой я наслаждаюсь, например, в Олиной речи.
- Я почему спрашиваю: все-таки «Первый национальный» - канал украиноязычный, и ведущих туда стараются подтягивать соответствующих.
- В моей жизни всегда все выходит наоборот. Потому что если кому-то нельзя, то мне можно. Ну, вот так получилось. Почему бы не «Интер», который русскоязычный?.. У меня вообще очень интересно получается: М1, К1, УТ-1 (смеется). Наверное, я должна поработать везде, где присутствует единица.
- Значит, скоро будет «1+1».
- Наверное.
Напоследок Светлана рассказала, что нужно делать, чтобы добиться успеха в любой сфере. Делюсь: «Для человека, который хочет заниматься каким-то делом, очень страшна профессиональная невостребованность - когда ты понимаешь, что можешь, но тебе не дают. В таких случаях нужно говорить себе «Я все равно сделаю!», так сильно хотеть, чтобы глаза из орбит выскакивали, и тогда все получится. Вот это и есть самый главный секрет успеха».
Фото - Иванна Зубович, личный архив Светланы Вольновой