Матешко и украинское детское кино: дело - «Трубач»
Многих из вас в детстве, как и меня, пытались отдать в музыкальную школу или на танцы. Так что не мне вам рассказывать, что эксперименты эти чаще всего заканчивались провалом. Увы, Моцарты рождаются раз в тысячу лет, и то не в каждую. Но, видимо, время пришло. Не потому ли режиссер Анатолий Матешко взялся за столь сложную тему? И кто знает, может, именно среди маленьких героев его фильма «Трубач» растут завтрашние Рахманинов, Мендельсон или как минимум Валентина Лисица.
На интервью с Анатолием Матешко я собиралась с некоторым пиететом перед самой задумкой - отдать большой экран детям в качестве площадки для игры - во всех смыслах этого слова. Среди исполнителей главных ролей - 12-летняя Полина Тарасенко, например, мультиинструменталистка, у которой за плечами множество побед в международных конкурсах, рядом с которой мучительно больно за бесцельно прожитые. И вдруг задумываешься: а чем же в свои 12 занимался ты?
И еще один нюанс: идея детского мьюзикла - хоть убей меня гобоем по голове - с современным украинским кино никак не ассоциировалась. Представить, что же и как получится из задумки Матешко, я так и не смогла. И за ответами отправилась прямо к режиссеру, его жене и автору сценария Анастасии и продюсеру фильма Ольге Журженко.
Общие моменты прояснила Анастасия:
- Как вообще родилась идея детского мьюзикла?
- Идея пришла непосредственно из жизни. Она так стремительно меняется, а вот в Домах культуры и музыкальных школах, во всей этой среде все по-прежнему. Они как в стазисе находятся, там до сих пор 60-70-е годы прошлого века. Когда наш сын начал заниматься и попал в эту среду, меня поразил этот контраст - того, что за окном, и того, что в Доме культуры. Мне представился сразу фильм, вроде «Карнавальной ночи» или «Веселых ребят». Да и сами дети, которые там занимаются, они совершенно другие - они амбициозные, они трудолюбивые, у них в жизни есть цель, и они точно знают, как ее достичь. Вот так я и написала сценарий о талантливом мальчике-музыканте в среде талантливых музыкантов, танцоров, певцов. О том, как он пишет собственную музыку, как у него появляется первая любовь и разбивает ему сердце - насколько это, конечно, в 13-то лет случается. Но так этот сценарий в стол и сложила.
- Почему в стол?
- На тот момент мне казалось, что снять такой фильм в Украине невозможно - кто же даст деньги под такой проект? А спустя какое-то время мы общались с Екатериной Копыловой, и она мне жаловалась, что у Госкино, мол, программа специальная, а им так не хватает детских фильмов. Вот и я проговорилась, что у меня-то, собственно, сценарий…
- То есть, питчинг у вас прошел вот так просто, по-кулуарному?
- Да если бы, что вы! Благодаря тому разговору с Екатериной, я просто поняла, что к фильму может быть интерес, а она подтвердила это, пригласив на питчинг. Но дальше пришлось, как и всем остальным проектам в этом процессе, предлагать концепцию, отснять материал, который бы ее иллюстрировал. Тут же мы столкнулись с проблемами - оказалось, что дети, играющие на инструментах - красивая картинка, но в ней совершенно нет динамики, и пришлось переписывать сценарий. Оказалось, что дети-музыканты интровертны до невозможности, они прикроются своим инструментом и сидят, как в домике. Их артистизм имеет совсем другой вектор.
- С кастингами было сложно?
- С ним просто не бывает, конечно. Но мы поняли, что те, кто умеет актерствовать, не умеют играть на музыкальных инструментах, а еще и петь и танцевать… Так что пришлось экспериментировать. А основному составу пришлось учиться. Но огромное спасибо ансамблю Вирского - все эти вопросы оказались решаемы.
В этот момент к разговору подключился Анатолий:
- Вам не мешало, что Леонид Шевченко параллельно исполнял главные роли у вас, и в «Иване Силе»?
- Мы из-за этого поначалу от Лениной кандидатуры отказались. Он к нам пришел на пробы, понравился, но Андриенко его взял, и мы решили искать дальше. Но через какое-то время поняли, что никого лучше не находим, поэтому вернулись к мысли снимать Леню. Он очень интересный актер, и графики съемок не пересекались.
- Детей-актеров сложно было держать в дисциплине, чтобы график съемок не сорвать?
- Что вы! Эти дети отлично знают, что такое дисциплина. Их жизнь сама по себе - сплошные репетиции и концерты, так что они не подвели. Наоборот, они очень помогли друг другу. Наши музыканты постоянно подсказывали актерам, как держать инструмент и как играть на нем, танцоры не-танцорам помогали отрабатывать хореографию. Кабы не «зазвездились», вообще идельный состав был бы.
- А что, среди ваших детей бушевала звездная болезнь?
- Ну вот Леня тот же… Но дело не в этом. Я вообще хочу и люблю работать с молодыми и начинающими. Мне это кажется очень важным. Вот оператор у меня в «Трубаче» Юра Король - молоденький мальчик, хотя и очень талантливый. Я надеюсь, что на этом фильме он очень многому научится.
- Использованная в фильме музыка, как я понимаю, была написала специально для проекта?
- Кроме симфонического стандарта «Прощание славянки», всю музыку к фильму писали специально. Писал ее для нас музыкант из Gogol Bordello Сергей Рябцев, а на украинский язык переводил замечательный поэт Сергей Ковальчук. Евгений Гудзь из Gogol Bordello даже собирался у нас сниматься - к сожалению, с графиками конфликт получился. А когда тебя финансирует государство, нарушать график не получается. Для меня было очень принципиально, чтобы фильм был на украинском языке. У нас задействованы только украинские актеры. Сейчас это сказывается на дистрибуции, конечно, но об этом вам лучше расскажет Оля Журженко, наш продюсер.
- Да, нами уже несколько раз заинтересовались в России, но каждый раз проблема упиралась в язык фильма. Понимаете, что перевести и переозвучить мьюзикл - это все равно, что еще полфильма снять по бюджету. Так что мы не делаем русскую и украинскую версии, мы делаем только украинскую, а дальше, если на рынке возникнет интерес, то будет дубляж, озвучка, субтитры. Это уже не от нас зависит. В Украине у нас дистрибутор уже есть - это компания «Синергия». Они нас планируют вывести на 40-50 экранов, так что прокат должен быть достаточно широкий.
- А как насчет теле-будущего? Не боитесь, что крупные каналы вас не возьмут из-за запрета на рекламу в детских программах и фильмах?
- А мы на крупные и ломиться не будем. Зачем? У медиагрупп в портфолио так или иначе есть нишевые каналы, многие их них - детские, которым наш фильм окажется интересным, и которых не смутит, что они не поставят при показе рекламу. Так что на телевидение нам пути не перекрыты, мы по этому поводу не переживаем.
- Производственный процесс подходит к концу. Почему же вы в прокат выходите только в следующем году?
- Да, фильм практически готов. Материал мы отсняли за два месяца. Компания POSTMODERN уже почти закончила постпродакшен, и в принципе мы могли бы стартовать гораздо раньше. Но мы с прокатчиками и продюсерами посчитали, что фильм лучше всего, принимая во внимание нашу целевую аудиторию, прокатывать на весенние каникулы. Так что премьера будет ждать до весны.
- Съемочный процесс прошел очень быстро…
- Знаете, в этом была просто жизненная необходимость. Наш детский актерский состав находился в раннем пубертатном возрасте, когда месяц - это очень и очень много времени. К нам на кастинг приходили одни люди, а на съемки возвращались совсем другие - у них буквально на глазах добавлялось по десять сантиметров росту, ломался голос, они менялись до неузнаваемости. Мы хотели в одной небольшой роли снять своего сына, но он как раз перед началом съемок так вымахал, что превратился из мальчика в мужчину. Так что снимали мы все за два месяца, как можно скорее. Пытались не упустить нужную нам фактуру.
- А какие локации у вас были?
- В основном интерьерные, все больше по домам культуры. Хотя в киевском метро съемки проходили не без приключений. Не считая сцен в больнице, для которых мы задействовали готовый интерьер в павильоне FILM.UA, мы все интерьеры строили сами. Спасибо нашему постановщику Юрию Ларионову, что все получилось так красиво и достоверно.
- Ваш фильм бюджетом в 16 млн гривен снят полностью за счет государства. Как вам работалось с Госкино?
- Знаете, я был наслышан о таких ужасах, с которыми приходилось столкнуться режиссерам раньше. Боюсь сглазить, но мне кажется, что эта проблема решена. Госкино и правда работает сейчас, как швейцарские часы. Мы все этапы питчинга, съемок, производства прошли без единой зацепки или задержки. Все деньги получали по графику. Так что с государством, к моему глубочайшему удивлению, работалось отлично. В этом, наверное, частичная причина возрождения украинского кино. Ведь, знаете, мне ничто не доставляет такой радости, как ехать по городу и видеть борды с рекламой украинского кино. Много и разного.
- Ваших коллег за последние премьеры много ругали…
- Да, но я этого не понимаю. Я не считаю, что для украинского кино планку сравнения можно поднять до уровня голливудского сразу же, и потом жаловаться, что получилось не так. Когда наша индустрия будет производить по пятьдесят, по сто фильмов в год - другое дело. Но нельзя ожидать от машины, которую двадцать лет не заводили, что она с полоборота выдаст 120. Мы отвыкли снимать - у нас нет достаточного количества режиссеров, актеров, продюсеров, операторов, постановщиков. Те, которые есть, делают один фильм в пятилетку, а остальное время работают на телевидении или рекламу снимают. Конечно, киноквалификация у них не та. Будет количество фильмов украинских - появится и качество. Поэтому претензии к продакшену украинского фильма могут быть, только если его вообще не сняли. Конструктивная критика нам в индустрии, конечно же, нужна. Но скидки украинскому кинематографу пока отменять рано.
С исполнителем главной роли Леонидом Шевченко, как оказалось, создателям "Трубача" пришлось нелегко
К счастью, съемочному процессу это не повредило
Владимир Горянский, которому досталась роль злодея, ничуть не расстроился - даже согласился шевелюрой пожертвовать
А его коллега Алексей Горбунов согласился на сломанную ногу - к счастью, только по сюжету
Одесситке Нонне Гришаевой пришлось в срочном порядке вспоминать украинскую речь
В правильном детском фильме даже злодеи к финалу исправляются
Что уж говорить о главном герое, трубаче.
Ну а эксклюзивно для вашего ознакомления, дорогие медийщики, я правдами и неправдами достала у продюсеров мьюзикла специальный тизер. Это не официальный трейлер фильма, но общие ответы на вопросы, что, где и когда, вы получите.
Поспорить с Матешко о глобальных судьбах украинского кино сложно - его действительно рано топить в голливудском омуте, и конкурировать на рынке оно сможет, только если зритель захочет смотреть фильмы про себя. Да и сложная целевая аудитория - подростки - может не купиться на лиричный музыкальный фильм. Но как судьба сложится у «Трубача», мы узнаем, только запасясь терпением - до премьеры фильма на экранах осталось около полугода.
Фото - Владимир Проценко, команда фильма «Трубач»