Оксана Кучерова: «Со всеми, кто уходит с Плюсов, мы становимся лучшими друзьями»
После дождя всегда солнечно, и нет худа без добра. В феврале прошлого года жертва гениальной HR-политики Плюсов Оксана Кучерова открыла свой продакшн. Как чувствует себя «О.К. Медиа» на пути превращения в большой и благородный продакшн - я и выяснила непосредственно у его амбициозного продюсера.
Увидев Оксану, первым делом отмечаю ее ровный золотистый загар
- Мы провели детские каникулы на Мальдивах. У нас там любимый остров, куда мы с мужем и детьми ездим отдыхать. Работа - работой, а отдых - по расписанию. К этому меня за долгие годы приучил муж.
- Оксана, вы открыли свой продакшен больше года назад. Можете выделить плюсы и минусы самостоятельного существования?
- Ой, хорошо все (улыбается). Что ни говори, это намного лучше, чем работать на большую компанию. Но для того, чтобы начать самостоятельный путь, конечно, нужен опыт. И, безусловно, опыт был - спасибо тем компаниям, где я работала, которые дали смелость начать самостоятельную жизнь. За прошлый год мы сделали три проекта, один из которых - «Шкаф» - успели отснять на два сезона. Работали с русским рынком, с украинским, безусловно, кризис и события в стране всех чуть-чуть подшатнули, но мне даже как-то интереснее стало. Я поняла, что в такой ситуации выживает сильнейший, более креативный. И, конечно, приятно, что заказов меньше не стало. Что-то мы немного отложили, но, тем не менее, все готовы дальше вести диалог. Сказать, что в какой-то период мы выживали, недоедали - нет, слава Богу, такого не было.
- С какими проблемами столкнулись за год работы?
- У меня же уникальный случай - я сама учредитель, директор, креативный продюсер… Всяческое партнерство я отсекла, но, тем не менее, финансовую и юридически-административную стороны этого бизнеса отдала теперешнему финансовому директору «ОК Медиа» Мише Ткаченко. Мы вместе работаем с самого начала, я доверилась ему, потому как честно себе призналась - это не моя парафия, и я не умею этого делать. От меня зависит реализация творческих планов, от него – все остальное. И, вроде, все хорошо у нас складывается.
- За это время вы сделали шоу «Закованные» для «Нового канала», «Все для мамы» для «Интера», два сезона «Шкафа» для «Нового» и «Пятницы!». Все, что планировали, успели?
- Кстати, «Шкаф» еще в Латвию продали на канал «3+» - это «Пятница!» дистрибьютировала. Я, правда, об этом узнала уже постфактум, но мы с «Пятницей!» условия дистрибуции в свое время обговорили, «Шкаф» зарегистрировали как собственный формат и продаем его на рынке как идею. Одна из составляющих, которая отличает нас от других начинающих продакшенов, - это то, что мы не только производим, но и дистрибьютируем идеи на международный рынок. Мы презентовали «Шкаф» в Стамбуле, показали форматным компаниям в Каннах. Кроме готового формата, мы презентовали paper formats - наши прописанные разработки - для реализации, и заинтересованность есть, в принципе. Сейчас, после Канн, Михаил (Ткаченко, - МН) ведет переговоры с несколькими европейскими компаниями. Насчет того, успели ли мы сделать все, что планировали - да, и даже больше. Я уже тысячу раз говорила, что у меня первый год был годом страха, но мы боялись и делали.
«Шкаф» презентовали в Стамбуле и в Каннах
- Уже не страшно?
- Нет. Год прошел, я выдохнула, посмотрела на то, что мы сделали, и поняла, что это действительно больше, чем мы собирались и предполагали. Во второй год заходим смелее - уже не нужно отстраивать процессы старта компании, есть техническая база, костяк персонала, который работает в штате, есть ребята из постпродакшена, занимаемся закупкой съемочной техники… В общем, мы потихонечку обрастаем и становится спокойнее. Я понимаю, что можно даже больше сделать, чем в прошлом году - на это есть и ресурс, и понимание того, что ты шагаешь на следующую ступеньку, а предыдущая у тебя уже надежно отстроена.
- Как изменилась команда «ОК Медиа»?
- Людей стало больше. Из тех, с кем мы стартовали, никто не ушел.
- Кажется, тогда у вас было около 30 человек.
- Да, а сейчас, если считать по новогоднему корпоративу, чуть больше - мы приглашали 50 человек. Постоянных около 30 осталось, с проектами эта цифра увеличивается.
- Откуда к вам приходят люди?
- Ребята плюсовские, новоканальские… Я даже не скажу, что это новые люди, - они работали у меня на фрилансе, а потом приходили на постоянно. То есть, сказать, что я кого-то глобально переманила за последнее время - нет. А! Юля Андрусенко, которая будет заниматься нашим новым реалити-проектом для Москвы, раньше работала шеф-редактором «Адреналина» в «Савик Шустер Студии». Пришла еще редактор с FILM.UA - тоже на новые проекты. А вообще хочу сказать, что сейчас как раз то время, когда не нужно заниматься глобальным переманиванием - везде затишье, спад производственных мощностей, поэтому люди сами готовы идти на диалог - собственно, тут отбираешь лучших из лучших. Как я говорю, «по психомоторным характеристикам» (смеется).
- Как получилось, что «Все для мамы» стали делать вы? Проект для «Интера» ведь изначально делал Юрий Кот, «07 продакшн»…
- Да, сначала это делал Юра Кот своими силами, это была его идея, потом проект подхватил «07 продакшн», а потом, видимо, канал захотел еще более качественного подхода к реализации реалити - и они очень вежливо позвонили и попросили.
- Ирина Ионова звонила?
- Да. Сказала: «Оксана, давай как-то быстренько организуйся». Я: «Так времени же нет», а она: «А ты быстренько, так - раз (щелкает пальцами), и в эфир через три недели». И вот мы в ускоренном темпе это все начали… Моих креативных девчонок очень зацепил проект. И, скажу откровенно, если бы они не влюбились в идею с первого взгляда - ничего бы не получилось. Я видела, прямо какое-то повышенное возбуждение вокруг идеи «Все для мамы». Девочки так волну поймали, руки-ноги трясутся у всех - естественно, мы проект сделали. Причем эта креативная команда была занята на другом проекте (заканчивала работу над «Шкафом») и тут же включилась в работу. За полтора месяца «пересечения» они просто не успевали отдышаться.
- А как вы вообще распределяете работу в команде?
- Сейчас у меня есть три основных рабочих группы, которые готовы параллельно вести три проекта со старта до финала. Дальше они могут пересекаться - можно делать одномоментно шесть проектов, внахлест. Одно заканчивается, кто-то уходит на монтаж, дальше в разработку идут следующие… И я сейчас в процессе формирования еще двух групп.
- Проекты, которыми вы занимались на протяжении года, разноплановые. Не собирались сосредоточиться на одном направлении? К примеру, у вас реалити хорошо получаются.
- Да, реалити – это мой крест. Я вроде как хотела выскочить из этого жанра, уйти в кино, в ситкомы, но, тем не менее, меня снова свернуло в реалити. Мейковер тоже неплохо у нас зашел, и документалистика - «Все для мамы»… Москвичи очень позитивно отзываются о нашем опыте в производстве реалити. Когда я только начинала знакомство с российским рынком, мне казалось, что меня там никто не знает, а все такие - да, Оксана Кучерова, это же «Меняю жену», «Королева бала», «Босячки». Я думаю: «О, приятно» (улыбается). И соответственно, высказывали желание производить что-то подобное. Я четко понимаю, что шлейф реалити-истории тянется за мной и, наверное, слава Богу - это хорошее подспорье. Это мы умеем делать качественно. Конечно, нового тоже хочется - сейчас, например, мы разрабатываем социальный студийный проект, праймовое ток-шоу для украинского канала.
- Когда работаешь на канале - есть с кем посоветоваться. У кого спрашиваете совета сейчас?
- На рынке ни с кем не советуюсь, и это, наверное, был первый страх, когда я уходила в самостоятельный бизнес - действительно, не на кого опереться. Думала: «Боже, сейчас натворю столько глупостей». Но нет. Вроде как обошлось. Когда есть предложение на производство проекта - безусловно, для меня важно мнение креативной группы, которая собирается его реализовывать. Если я в проект верю и вижу, как это работает, - я могу кого угодно заразить и это пойдет в жизнь. Если я в проекте сомневаюсь - и идея так себе, и по деньгам так себе - тут мне важно, воспримет ли его с энтузиазмом творческая группа. Если ребята готовы, им интересно - я, конечно же, за проект возьмусь. Как правило, это дает свои положительные результаты.
- Расскажите, как работается с российским рынком в контексте последних политических событий?
- С российским рынком складываются замечательные отношения. Я не буду говорить обо всем глобально, потому что политическая ситуация - она другая. Но если принимать во внимание мои контакты с Россией, то могу смело сказать, что это абсолютно деловые, хорошие, теплые отношения. Профессиональные качества и дружба с каналами, продакшенами, студиями в России такими и остались. В Каннах, конечно, это было лакмусовой бумажкой. Все говорили о том, как русские и украинцы будут общаться между собой. Да, политические темы обсуждали все, но вечером садились и разговаривали о реальных проектах на следующий сезон. В итоге, российские ребята абсолютно серьезно предлагали: «Оксана, если у вас там все плохо, война - забирай семью и приезжай в Москву. Мы предоставим тебе все условия, дом»… Это говорил руководитель одного продакшена, не буду называть имени, но я была очень тронута.
- В Каннах побаивались скандала?
- Конечно (смеется). Потому что все говорили: «Ой, сейчас кому-то набьем морду, сейчас как понаедут сюда оккупанты». Шутили, смеялись, но были какие-то серьезные моменты, когда хотелось и поспорить. Это была главная тема Канн. Мало того, ты приходишь общаться с форматчиками - компаниями, которые не связаны с Украиной или Россией напрямую, - а они тебе сразу: «Ну что там у вас в Украине? Россия отжигает?» В общем, каждая встреча начиналась с подобного разговора.
- А к россиянам в Каннах иностранные коллеги как относились?
- Естественно, все понимают, что Россия - очень большой рынок, там проходит большой поток денег. Как ни крути, ссориться никому не выгодно. Могли втихаря сказать «Shame on Russia», но дальше это никуда не выходило, глобальных санкций, вроде, никто не вводил.
- Что вы присмотрели в Каннах, а что - у вас?
- Конечно, мы присмотрели парочку форматов. Кстати, все украинцы когда приходили что-то смотреть, сразу предупреждали: «Low-budget, please», - и просили проекты попроще в производстве. В итоге форматчики сразу говорили: «Мы знаем, вам нужно просто и незатратно» (смеется). Безусловно, были представлены интересные идеи - те же «Голыши»… Этот проект сделали голландцы, он всем очень понравился. Называется «Адам ищет Еву», но мы прозвали его «голышами» - дейтинг на острове, где все абсолютно голые. Остров нудистов, топовая премьера сезона, обнаженная любовь! «Мы встречаем вас не по вашим одежкам, а по тому, что под ними» - где-то так. Голландцы - люди без комплексов, они пустили шоу у себя, героям чуть-чуть заблюрили низ, верх прикрыли волосами - и все хорошо, все друг друга любят. В Голландии проект неплохо пошел, но у нас все походили-посмотрели - а куда? Тут в стране такая история, а мы будем голых женить (улыбается). Мне понравилось два формата для возможной реализации и покупки, на один из них российские партнеры купили опцион, в Украину мы сейчас тоже думаем. Это дейтинг и такой «около бьюти формат». Он прост в производстве и может сейчас работать на украинском рынке.
- Можете еще какие-то украинские тенденции в Каннах выделить? Хотели недорого, просто, а жанры какие?
- Рынок Украины насыщен большими шоу - каналы подсадили своих зрителей на определенные талант-шоу, и под них уже формируют сетку мелкими проектами. Поэтому сказать, что украинские каналы приехали покупать нечто глобальное и стартовать с новинками на осень - нет. Все шли по накатанной схеме, отрабатывая следующие сезоны предыдущих шоу и докупая какие-то мелочи. По самому Каннскому рынку, презентации фреш-форматов могу сказать, что в этом году был бум гейм-шоу с какими-то сумасшедшими кровавыми развязками, взрывами и т.д. Мы смотрели, но понимали, что в Украине эта история особо не работает. По жанровым предпочтениям украинских коллег тоже ничего не скажу - тенденции там выделить сложно. Да и вообще в этом году украинский рынок был очень сдержанным в закупках, все приезжали минимальными делегациями. Большинство переподписывали договора на дальнейшее сотрудничество и подбирали форматы поменьше - в сетку до и после больших шоу.
- Поделитесь впечатлениями от стамбульского медиарынка. Насколько я знаю, вам там очень понравилось.
- Турция сама по себе очень молодая и бурно развивающаяся страна - в телевидении, в киноиндустрии однозначно. Мы поехали на медиарынок в Стамбул впервые и, собственно, сложилось однозначное мнение, что турки большие молодцы. 20 лет назад был бум латиноамериканских сериалов, а сейчас турки по праву берут пальму первенства в этой отрасли - со своим «Величественным веком» и еще десятком сериалов. Были очень грамотные мастер-классы - в частности, от продюсера «Величественного века». Я была в восторге: он ответил абсолютно честно на все вопросы, включая бюджет, продакт-плейсмент, количество съемочных дней и т.д. Мы как-то прямо в лоб спрашивали: «Сколько стоит в производстве одна серия «Величественного века»? - «300 тысяч!» - «Ой, а отбили сколько?» - «Да 25 раз больше!» Ну круто, правда (смеется). Турки очень открытые, по-азиатски трудолюбивые… Их рынок очень похож на наш из-за дешевой рабочей силы, недорогих локаций, и там тоже все готовы много и с переработками трудиться. Это вам не четкий западный рынок, где все получают сотни евро за смену, и перерабатывают только за очень большие деньги.
DISCOP ISTANBUL, конечно, не такой, как Каннский рынок, он не рассчитан на новые форматы и их закупку, потому что все держат свои свежие идеи до Канн. Зато в Турции очень хорошо искать партнерские отношения с азиатским рынком, Ближним Востоком. Я поняла, что это, скорее, парнтерство в копродакшене: мы общались с грузинами, азербайджанцами, казахами, которые готовы и наши программы покупать, и пакеты проектов, которые они у себя поставят (готовые переводные), и, в то же время, привлекать наших специалистов для реализации собственных талант-шоу, студийных шоу, какую-то часть пост-продашкна у нас делать… В общем, это полезные связи, чтобы наш опыт и наш телевизионный прорыв, который случился в последние пять лет, совокупить с тем, что сейчас будет происходить на Ближнем Востоке.
- И как, наладили отношения?
- Ну да, мы познакомились. Это активный переговорный процесс, скорее, потому что я не совсем была готова к этому рынку так, как я сейчас рассказываю. Я предполагала, это будет больше похоже на каннскую историю и была больше готова принимать информацию, чем отдавать. Сейчас я понимаю, что к следующему DISCOP ISTANBUL мы будем готовиться совсем по-другому.
- О каких-то конкретных договоренностях сейчас можете говорить?
- Нет, потому что мы предлагали свои форматы для реализации и сейчас ждем подписания и действия договора. Есть какие-то перспективные знакомства с продакшенами: если, к примеру, мы снимаем на территории Грузии или Казахстана, они нам предоставляют техническую базу, транспорт - чтобы мы на логистику не тратили средства… Это очень полезные связи, которые выстрелят не прямо завтра, но через полгода-год. Эта та история, которая объединяет континенты и дает возможность нормально существовать.
- На российском рынке вы сотрудничаете с каналом «Пятница!». Собираетесь ли работать с другими каналами?
- Да, мы продолжаем сотрудничество с «Пятницей!», на следующую осень делаем для них новый проект. Будем работать с каналом «Ю» - тоже на осень. О других каналах не буду говорить - там перспектива чуть подальше.
- Вы сотрудничаете с «Пятницей!», несмотря на случаи плагиата с их стороны, как в ситуации с проектом Нателлы Крапивиной. Сталкивались ли вы с чем-то подобным и что вообще об этом думаете?
- Безусловно, выводы делаем. Но мы сразу пошли по другому пути. «Орел и Решка» - замечательный формат, который знают по всему миру, несмотря на то, что он не был зарегистрирован. И только после такого вопиющего случая, когда пытались сделать полную кальку, ребята начали регистрацию формата. Безусловно, если бы он был зарегистрирован, уберечься от плагиата и конфликтов тоже невозможно, но защизать свои идеи нужно юридически. В принципе, это проявление какого-то нашего менталитета: «Мы придумали идею, обалдеть, давайте снимать, 15 сезонов отсняли, но нет ни прав, ни формата»… Западный рынок так не работает, все привыкли мыслить юридическими стандартами - это нормальная схема работы во всем мире. Мы пошли по такой же схеме - придумали «Шкаф», обсудили это с Николаем Картозией и сразу же зарегистрировали формат. Возможно, это ничего не даст, но это правильная схема, по которой мы можем работать. Я понимаю, что это дополнительные затраты, но иду на них - будем себе накапливать библиотеку. Не надо думать и жить только сегодняшним днем!
- В начале вашего свободного плавания некоторые каналы получили рекомендации не работать с вами. За год не было инцидентов с этим?
- Естественно, я до сих пор не работаю с группой «1+1», мораторий на меня не снят. Даже если руководители дочерних каналов «1+1 Медиа» хотят со мной работать, господин руководитель холдинга все равно говорит: «Не-не-не, мы с Кучеровой не работаем»…
- Как думаете, снимут когда-то этот мораторий?
- Ой, наверное, надо еще пару лет, чтобы попустило (смеется). Но зато я скажу, что со всеми, кто уходит с Плюсов, мы становимся лучшими друзьями…
- Вы сейчас смотрите «1+1»?
- Я пойду водички возьму (смеется). Так, чтобы прямо смотреть, - нет. Вот «Голос страны» мне очень нравится, как его сделал Боднарчук - эта проевропейская история с музыкой, классный подбор судей… Поэтому я даже не стесняюсь Олегу писать хвалебные оды. Ох, особенно этот последний эфир, когда были баттлы. Как эти два паренька пели песню Рианны Diamonds! Я даже скачала себе.
- Расскажите о «Закованных». Что вас привлекло в формате Chains of Love?
- Неожиданные обстоятельства в самом начале. Это банальная тема дейтинга в небанальных обстоятельствах. Когда ты прикован цепями друг к другу, тебе никуда не деться - либо от ненависти, либо от любви. Кстати, в библии формата написано: прежде чем начать производство, продакшн-группа должна сама сковаться цепями и походить так хотя бы день, чтобы почувствовать, что происходит. И мы приковались, правда день не выдержали. Пять человек в этом участвовали, приковались друг к другу на несколько часов… И поняли: когда ты ходишь долго рядом с одним человеком, который тебе вроде как просто сотрудник - ну, Сашка, звуковик - ты вдруг начинаешь по-другому на него смотреть. «М-м-м, Саша, о-о-о Санечка» (смеется). Причем, мы писали звук и понимали, что даже интонация, с которой люди обращаются друг к другу, меняется. Тесное соприкосновение меняет нас, все стараются друг другу нравится, угодить как-то. Хочешь, не хочешь, но начинаешь обращать внимание на того, кто рядом…
- Какие сложности возникали с адаптацией формата?
- Во-первых, было сложно найти спальню, в которую станет 4-метровая кровать. Цепи звенели, был брак по звуку, поэтому приходилось везде, где можно, стелить ковролин. Даже на мраморных полах - мы же снимали в исторической местности в Крыму, прямо в последние дни перед революционными событиями… Трудностей было много и потому, что съемки далеко за пределами столицы - это всегда масса проблем с локациями, людьми. Начиная от банального кейтеринга, которого, в принципе, не было. Мы жили в татарском поселении, в особняке с шикарным видом на море, там все красиво, но рядом даже магазина не было - до заправки ближайшей идти минут 15! А съемки длились полтора месяца. И группа 45 человек обитала постоянно. И кормить группу пришлось соседям. Рядом жила семья татар, мы поговорили с ними, объяснили, что нам нужна помощь, иначе не проживем. Они оставили свою основную работу и организовывали нам кейтеринг прямо на месте. Естественно, после их чебуреков, самсы, бесконечного плова и прочего мы в какой-то момент поняли, что уже просто не выживаем (смеется). Спрашивали: «А можете нам, пожалуйста, какую-то пасту сделать». Они: «Шо, какая паста? Мы такое не едим». В первые дни мы им даже писали рецепты того, что едим. И смех, и грех. В общем, от банальных бытовых вещей до логистики - все это затягивало съемки, они длились не по 12 часов, а по 20-24. Нон-стопом одна группа переходила в другую, а героям, соответственно, приходилось терпеть все.
- Как работали с героями?
- Герои должны быть готовыми к авантюре. У нас были молодые, энергичные ребята, сформированные в пятерки, но одна пятерка была подобрана из ребят повзрослее - и вот они, конечно, старались во всем себя сдерживать и контролировать. Поэтому программа получилась специфическая, более медленная по темпоритму.
- Почему ведущей взяли Татьяну Воржеву?
- Мы кастинговали ведущих, решили, что Воржева может быть свежим вариантом.
- «Новый канал» не навязывал свои лица?
- Кастинговали мы вместе с каналом, это было общее решение.
- Вы недовольны?
- Таня на трактах нам понравилась - новое лицо, все дела, но у нее нет опыта ведения реалити, соответственно, в каких-то моментах ей было очень сложно. Героям нельзя подыгрывать, нельзя разговаривать вне кадра, но, в то же время, нужно быть подружкой… В общем, для нее это был первый опыт в реалити-шоу, поэтому давайте посмотрим, что получится (улыбается).
- Вы делаете «Закованные» только для «Нового» или будете продавать?
- Будем продавать дальше. Мы в Каннах обсуждали это с российскими каналами, но о том, что не обсудили окончательно, пока не буду говорить.
- С какими проектами «Закованные» будут конкурировать, сейчас на нашем рынке есть похожие шоу?
- Нет, подобного нет. Я даже не могу ни с чем сравнить, и слава Богу.
- За год вы не пожалели, что создали свой продакшен?
- Ни капельки.
- Какие проекты будете готовить на следующий год?
- Два еженедельных реалити-проекта - для каналов «Пятница!» и «Ю», на осень. Продолжаем работать с телеканалом «Интер». И на «Новом» у нас выходят «Закованные».
Похоже, у «О.К.Медиа» снова все ОК, с чем и поздравляю его сотрудников. А продюсера - еще и с наступающим буквально завтра Днем рождения.
Фото Иванны Зубович