«А теперь представьте: Адольф Гитлер смотрит «Белоснежку» и смеется...» Билл Плимптон о сумасшедших мультфильмах и тупых продюсерах
О легендарном американском аниматоре, не так давно побывавшем в Киеве, я вам уже рассказывала, поэтому обойдемся без длинных предисловий. Перед мастер-классом Билла Плимптона, состоявшемся в рамках Фестиваля актуальной анимации LINOLEUM, мне удалось пообщаться с мэтром и расспросить его о старых и новых проектах, борьбе со стереотипами, созданными компанией Disney, а также уникальной модели независимого производства мультфильмов.
- Все очень просто, – объясняет Билл. – Я всегда делаю фильмы самостоятельно. Сам рисую, сам нахожу финансирование, сам продюсирую проект. А затем отправляюсь на фестивали и именно там продаю свои фильмы.
- Но права на дистрибуцию своего первого полнометражного анимационного фильма вы передали компании October Films, и лишь потом решили заниматься всем самостоятельно. С чем связано это решение?
- Давайте проясним вопрос. Откуда у вас такая информация?
- Из ваших интервью.
- Премьера фильма The Tune, о котором вы спрашиваете, состоялась на фестивале Sundance, где его увидели October Films и решили заняться его дистрибуцией. На самом деле мне не нравится заниматься дистрибуцией своих фильмов. Это куча работы, которая мне не так уж и хорошо удается. Всегда лучше работать с дистрибутором. Продюсировать фильмы, создавать законченные произведения – вот, что мне действительно нравится.
- Какой процесс вам приносит больше удовольствия – разработка идеи, концепции или само производство?
- Что вы имеете в виду под словом «производство»?
- Ну, рисование…
- «Производство» также означает продюсирование – организацию процесса, подписание контрактов…
- И это тоже.
- От этого мало удовольствия. А вот рисование – настоящее развлечение. Мне приносит огромное удовольствие рисование сториборда, создание персонажей, фонов. Я это обожаю. А вот урегулирование организационных вопросов, подписание контрактов, выплаты – это скучно.
- Тем не менее, вы этим занимаетесь. Почему? Чтобы удешевить производство?
- Это нужно делать. Иногда я привлекаю к работе с контрактами специалистов, но в общем и целом, я несу ответственность за эту часть.
- С короткометражками проще, а как вы финансируете производство полнометражного мультфильма? Из каких источников?
- Первый раз, работая над фильмом The Tune, о котором вы упоминали, я финансировал проект самостоятельно. Бюджет составил $125 тыс. или около того. У меня были кое-какие деньги в банке – я их потратил, но этого оказалось недостаточно. Поэтому я продал два раздела фильма MTV и Turneby Animation, и смог закончить картину.
Я клепаю рекламу, берусь за различные заказы – этот заработок и составляет существенную часть финансирования моих проектов. Остальное – деньги от продаж предыдущих мультфильмов. Таким образом, прибыль от предыдущих проектов я инвестирую в новые.
- Вы продаете комиксы, чтобы собрать деньги на анимационные проекты. Это гениальная идея.
- Эти я тоже продаю (показывает открытку). Видите, на них указана цена? Так я зарабатываю деньги – продаю рисунки, постеры, DVD…
А это новая фишка. Я только недавно начал этим заниматься. Эти комиксы очень популярны. Я также распечатываю и продаю кадры из фильмов – $20 за штуку. И они тоже пользуются спросом. Это неплохие способы получить финансирование для проекта и оставаться независимым. Знаете, мне нравится Голливуд, нравится голливудский стиль жизни, но я не могу работать на той или иной студии – они выдвигают свои требования, а мне сложно играть по их правилам. Я предпочитаю оставаться независимым.
И не забывайте, что появились краудфандинговые платформы, как Kickstarter. Я уже использовал возможности, которые предлагает такой способ привлечения финансирования, и считаю, что за ними будущее. Особенно здесь, в Украине. Благодаря таким платформам отпадает необходимость иметь дело с тупыми бюрократами и руководителями производства, пытаясь продать им идеи – что-то рискованное, что-то на грани. Но такой материал нравится людям, и мне удается продать его своей аудитории.
- Я обратила внимание, что ваш предыдущий фильм «Идиоты и ангелы» значительно мрачнее, чем более ранние работы. Полнометражный проект Revengeance, над которым вы сейчас работаете, будет в том же духе?
- Он не мрачный, но в нем присутствует элемент балансирования на грани. События разворачиваются в Лос-Анджелесе, показывается изнанка городской жизни – байкеры, борцы, коррумпированные политики, проститутки и сутенеры... Персонажи изображены в стиле нуар – все они злые и продажные. Но в то же время это комедия.
- И этот прием работает.
- Точно! Вот, что мне нравится делать. Сценарий написал Джим Луйан. Мы встретились на фестивале Comic Con, разговорились, он дал мне диски со своими работами. Мне понравились его истории и персонажи – я предложил сделать фильм, и с июня мы приступили к работе.
- Джим Луйан… он выступает в жанре стендап?
- Нет. Он – интернет-комик. У него небольшой комедийный анимационный сериал в сети.
- Что именно он делает в проекте?
- Джим создал персонажей. Он неважный аниматор, но замечательный писатель и прекрасно озвучивает героев. Так что он пишет сценарий, разрабатывает внешний вид персонажей и озвучивает их, а я создаю движение и связываю все воедино.
- И продюсируете.
- И продюсирую, верно. И инвестирую. И трачу кучу времени на этот проект. У нас уйдет около года на его завершение, но я уверен, что он того стоит. Это будет очень интересный фильм.
«Меня часто спрашивают о жене. Она – не аниматор и не занимается созданием фильмов, как может показаться на первый взгляд. Правда, она помогает мне с раскраской, потому что она – колорист»
- Расскажите о «Шоу Дона и Билла» (Don and Bill Show).
- Вижу, вы серьезно подготовились. С Доном Херцфельдом мы познакомились лет 15 назад, он еще в колледже учился. По-моему в Санта-Барбаре. Он делал такие сумасшедшие мультики с персонажами, собранными из палок – очень смешные, у него прекрасное чувство юмора, как и у Джима Луйана. Мы начали общаться, потому что ему нравились мои проекты. Я уже не помню подробностей, но кто-то решил совместить наши работы: проект получил название «Шоу Дона и Билла». Его показали в Остине, штат Техас, и все билеты были распроданы. Дон показал свои фильмы, я – свои. Получилась хорошая комбинация, потому что у нас обоих своеобразная, немного странная анимация для взрослых, не для детей... Правда, сейчас мы с Доном особо не видимся – он живет в Остине.
- Если бы вам предложили повторить, вы бы согласились?
- Конечно! С удовольствием. В Америке он известен – как рок-звезда. Внешне похож на Джонни Деппа, и девчонки его обожают: толпами идут на его фильмы. У него есть свое шоу в интернете, и оно также пользуется огромной популярностью. Я же только начинаю открывать для себя возможности интернета. Недавно заключил сделку с iTunes на всю свою библиотеку – это почти 15 часов анимации. Начиная с октября, мои фильмы будут доступны в сети. Так что скоро я стану таким же популярным, как Дон (улыбается).
- Наряду с продюсированием собственных анимационных проектов вам приходится заниматься маркетингом. Анимация для взрослых – довольно специфический контент. Как с ним работать?
- В Америке все еще бытуют предрассудки по поводу анимации, которая рассчитана на взрослых. Это заслуга компании Disney... Мне нравится диснеевская анимация, я не хочу критиковать ее, потому что без нее меня бы здесь не было. Но они все время продвигали концепцию, что анимация – это контент для детей. Так компания зарабатывают деньги. А я хочу, чтобы американцы наконец открыли глаза и увидели, что анимация – это нечто большее, чем мультики для детей, что она предоставляет возможность рассказывать удивительные истории и делиться идеями.
читайте также
Например, один дистрибутор, с которым я обговаривал возможность распространения моего фильма, сказал: «Слушай, Билл, в твоем фильме голые люди». Я был шокирован – ну и что? Это же фильм! В игровых лентах актеры тоже иногда раздеваются. Дело в том, что этот человек не воспринимал анимацию, как продукт для взрослых. Это непонимание – как стена, в которую я постоянно врезаюсь в США. И это действительно плохо.
- В Европе все по-другому, а в Азии – тем более.
- Вы правы. Надеюсь, мой фильм разрушит установленные стереотипы, поможет людям снять шоры.
- Что еще способно разрушить эти стереотипы?
- Если бы я знал... Но борюсь с ними, как могу. Надеюсь, наши фильмы станут популярными в сети, и дистрибуторы поймут, что рынок анимации для взрослых существует.
- А как независимые аниматоры борются с проблемой пиратства?
- О, это сложно. К примеру, три года назад я был в Москве с фильмами «Измена» и «Идиоты и ангелы»: за мной ходила толпа людей, меня ждали в фойе отеля, чтобы получить автограф. Также я стал популярным в Китае, и все это – благодаря пиратам. С одной стороны, хорошо, что люди знают меня и любят мои работы. С другой стороны, мне необходимо продавать свои фильмы, чтобы зарабатывать. Поэтому бороться с нелегальным распространением работ приходится, и это сложно.
- У меня вопрос об Украине. Вам не страшно было сюда ехать?
- Нет, не страшно. Но некоторые друзья предупреждали: «Ты там будь осторожен». На самом деле, я хотел побывать в Украине, поскольку слышал много хорошего о Киеве, и был рад получить приглашение приехать сюда.
- А как насчет украинской или советской анимации? Вы с ней знакомы?
- Гарри Бардин – один из моих любимых аниматоров. Он делает по-настоящему великолепные фильмы. Константин Бронзит, Александр Петров и другие замечательные авторы. Надеюсь (и именно поэтому я здесь), мы можем поспособствовать тому, чтобы в Украине больше людей увлеклись анимацией. Надеюсь, я смогу вдохновить студентов, молодых аниматоров на создание их собственных фильмов, на решение стать независимыми художниками и рассказывать свои истории. На мой взгляд, будущее анимации – за такими людьми. Они способны притягивать других, как магнит, и основывать собственные студии.
- Главный вопрос, который я хотела задать, как вам удается укладываться в $1 тыс. за минуту анимации?
- В общих чертах, я беру на себя работу, которую другие поручают третьим лицам – задачи продюсера, режиссера, сценариста, раскадровки, разработку внешнего вида персонажей, фоны, лейаут (прорисованная раскадровка, подготовленная к анимации, - МН), анимирование истории. В общем, работаю за восьмерых. Но мне нравится, я не жалуюсь. Я не хочу платить кому-то за то, что он развлекается, делая интересную работу.
- Такое ощущение, что вы все делаете самостоятельно.
- Я плачу людям, которые делают колоризацию; человеку, который занимается монтажом; человеку, который делает звук; и еще одному, который занимается музыкальным сопровождением. Таким образом, деньги идут на оплату работы четырех человек.
- Что бы вы посоветовали молодым аниматорам?
- Всегда записывать хорошие идеи. Я ношу с собой блокнот, в который заношу все, что приходит в голову. Сейчас у меня куча идей, по которым уже готовы сториборды, и можно запускать производство, просто времени не хватает.
Нужно смотреть много фильмов, в том числе из раннего периода развития анимации, знать и изучать историю анимации, таких личностей как Уинзор МакКэй. И, конечно, необходимо найти свой уникальный стиль, который поможет наилучшим образом рассказывать свои же истории.
- А как вы нашли свой стиль?
- Эволюционным способом – перепробовал множество различных техник, и через некоторое время нашел то, что подходит лучше всего. Откровенно говоря, моя техника выглядит особенной в мире анимации, потому что я использую карандаш. Другие же работают с компьютерной анимацией, или рисованной (как у Хаяо Миядзаки), или кукольной (как у студий Aardman и Laika). Мой стиль – уникальный с точки зрения создания фильмов. И сам процесс рисования приносит мне удовольствие.
- Молодым аниматорам стоит начинать с короткого метра или сразу браться за полный метр?
- Начинать, однозначно, нужно с короткометражек. По каким-то причинам короткометражным работам уделяют мало внимания – и в Голливуде, и на кинофестивалях. Тем не менее, именно в короткометражках можно рассказывать замечательные истории – уложить в четыре по-настоящему сильный сюжет и эмоции. Короткий фильм с мощной кульминацией и интересным финалом наверняка станет успешным.
- Я еще не видела фильма «Измена» (Cheatin'). О чем он?
- О двух влюбленных, которые без ума друг от друга. Они женятся, и отношения развиваются просто идеально, пока в них не вмешиваются посторонние. У супругов появляются подозрения, что каждый из них изменяет – доходит до того, что они пытаются убить друг друга. На создание этой истории меня вдохновили собственные отношения 15-летней давности. Я съехался с женщиной, которую считал любовью всей жизни, а через месяц мы готовы были задушить друг друга. Самое интересное, что мне хотелось одновременно и убить ее, и заниматься с ней сексом – такую страсть испытывал... Мне нравится вот это двойственное чувство одномоментной любви и ненависти, и такая идея для фильма мне показалась интересной.
- Мне кажется, во многих ваших фильмах присутствуют личные истории.
- Мне нравятся личные истории, не обязательно обо мне. Думаю, именно это хотят увидеть зрители – истории реальных людей. В то же время они поданы с большим преувеличением, оторваны от реальности и сюрреалистичны.
- Каким будет ваш следующий проект, после Revengeance?
- Я одновременно работаю над двумя проектами – Revengeance и мокьюментари об Адольфе Гитлере. Он же рисовал и очень любил мультфильмы – к примеру, был просто в восторге от «Белоснежки». Представьте: Адольф Гитлер смеется при просмотре этого мультфильма. Это очень сюрреалистично, и я решил показать, что он не собирался захватывать мир, а просто хотел делать мультики и создать в Европе такую же индустрию, как у Диснея – со своим Микки Маусом, парком «Нациленд» и т.п. Это на самом деле сумасшедший фильм. И провокационный – трое моих сотрудников отказались принимать участие в такой авантюре. Но я все же думаю, что у фильма будет своя аудитория. Он настолько странный и чокнутый, что людям будет интересно его посмотреть.
- Эти сотрудники уволились?
- Не совсем так. Технически, они отказались работать именно над этим проектом. На что я ответил: это все, что у меня сейчас в работе. Что же вы будете делать? Сидеть без дела? Мне пришлось их отпустить – это было взаимное решение. Они замечательные художники и уже нашли другую работу.
- Раньше вы делали политические комиксы.
- Да.
- Сейчас вы следите за политическими событиями?
- Нет. С этим покончено. Скажу честно, политическими комиксами я занимался в молодости, когда еще был призывного возраста: шла война во Вьетнаме, и я считал Никсона плохим президентом, рисуя о нем карикатуры. Нынешний президент США мне нравится. Ситуация в стране изменилась, а я продолжаю смешить людей по-своему. И считаю, что смешить людей – тоже своего рода общественная позиция. В мире угроз вируса Эбола, терроризма, сумасшествия надо смеяться, надо быть оптимистом и наслаждаться жизнью.
- Выходит, что именно вы высмеиваете, не имеет значения?
- Люди могут смеяться над чем угодно. Нужно больше смеха. Думаю, надо учредить Нобелевскую премию за смех – это неоценимое человеческое качество. Некоторые люди воспринимают жизнь слишком серьезно, и это приводит к страшным последствиям.
И поэтому я не хочу иметь ничего общего с политикой. Во Франции, к примеру, все пытались найти политическую подоплеку в моих фильмах. Но я не делаю политических заявлений, а просто стараюсь рассказать интересные, веселые истории.
Все слышали? Смех – неоценимое человеческое качество. То-то же.
Фото Кирилла Авраменко, facebook.com