Тим Кресценти: «Украинским форматчикам не хватает образования»
«Откровенно говоря, я ехал в Украину с более высокими ожиданиями, - признался мне Тим Кресценти уже после интервью. - Я специализируюсь на поиске необычных форматов. У меня репутация, знаете ли, чудака, который вечно вытащит из глубин телепространства самую дурацкую идею. Но именно они работают. Угадайте,почему?»
Вот оно, в целом, общее резюме нашей беседы с Тимом Кресценти, человеком, а багаже которого - 30 лет опыта в медиабизнесе, а в портфолио - 160 телепроектов, реализованых в 63 странах. Ответы Тима ставили меня в тупик чаще, чем его - мои вопросы. А все потому, что основатель и руководитель Small World IFT всегда точно знает, что говорит. И ему верят такие мейджоры, как Fox, Sony Pictures Television, ABC/Disney и NBC.
- Мир телевизионных форматов пребывает в поисках нового чудо-проекта, и никто не знает, где искать.
- Почему же, напротив. Все знают, где искать. Просто это как золотая лихорадка в Калифорнии: нужно просеять кучу мусора, найти там крохотный самородок, а потом еще и обработать его до того состояния, чтобы он был презентабелен. Тут важно два фактора - терпение, необходимое, чтобы обработать все локальные телерынки, и понимание, что такое деконструкция формата.
- Это вы сейчас про медиа-постмодерн говорите?
- Сугубо в прикладном смысле. Вот приезжаете вы, скажем, в Южную Корею, и отсматриваете там десятки форматов, читаете библии, знакомитесь с шоураннерами. Это все хорошо и важно, но не главное. Главное - разобрать проект до последнего кирпичика и рассмотреть каждый под микроскопом местной культуры. Тогда и понятно, какие именно кирпичи - часть локальной версии, а какие пригодны для адаптации на любом рынке мира. Вот те, кто могут докопаться до универсальной ценности шоу, способны открыть следующий большой хит.
- А почему, по вашему, за форматами теперь нужно ходить так далеко? Неужели исчерпались американские, британские и голландские таланты?
- Таланты есть везде - но, будем откровенны, вне перечисленных вами стран они значительно дешевле.
- И это единственная причина?
- Главная причина, почему я ищу таланты так далеко от США - то, что я сам чудаковатый. Я - фрик, который тридцать лет назад уехал с рюкзаком за спиной путешествовать автостопом по Японии. И это мое путешествие до сих пор продолжается.
- А как крупные студии реагируют на те необычные форматы, которые вы привозите из путешествий?
- С моим первым большим успехом - форматом Dragons' Den - было очень сложно. Никто из топов голливудских студий не видел в проекте того, что видел я, то есть его универсальной, понятной каждому зрителю развлекательной ценности. А все потому, что библия была составлена с неправильными акцентами. В итоге шоу с успехом прошло в Канаде и Британии, после чего Голливуд уже сам обратился ко мне.
Что делает Drangon's Den ценным для зрителя? Его relatability - способность каждого почувствовать себя на месте героя. Ведь почти каждый зритель хотя бы раз в жизни задумывался, что у него есть отличная идея, и дай ему только денег крупный инвестор, ох уж он бы разошелся! Тут такие же простые люди питчат именно этим загадочным инвесторам свои идеи. А все лишнее, что касается офисной культуры Японии и образа ведущего - наносное, лишнее, в библии этому не место.
- То есть сейчас студии все же более благосклонны?
- Сейчас я уже известен как тот странный мужик, который привозит из ниоткуда золотые форматы.
- Ваш последний большой формат - «Дедушки лучше цветов» из Южной Кореи. Можно считать, что будущее форматов вы видите в Азии?
- И да, и нет. Grandpas over Flowers - формат очень доступный. Несмотря на страну происхождения, известную своей социокультурной спецификой, в душе этого проекта - всем понятные и смешные семейные ценности. Даже если забыть об адаптации и смотреть южнокорейскую версию с субтитрами - близко, понятно и смешно. И трогательно. Это шоу, которое бьет сразу и по сердцу, и по чувству юмора. А это очень сложная и очень ценная формула.
- То есть именно над этим надо работать украинским форматчикам?
- Украинским форматчикам не хватает образования, если честно. И я не говорю о каких-то секретных лабораториях в подвалах Голливуда, где написаны тайные скрижали, по которым формат становится успешным. Это глупости. Таких скрижалей не существует. Я говорю о банальном знании рынка.
Вот в конкурсе SMALL WORLD. BIG IDEAS, к примеру, было несколько очень хороших предложений. Но основная масса по кальке списана с шоу, которое я уже видел - если не в Китае, то в Израиле или в Турции.
- Много плагиата?
- Не думаю, если честно. Скорее, это результат слабого exposure ваших форматчиков на международных рынках. Сейчас ведь рынок реалити-форматов на спаде, многие тренды себя исчерпывают. Почти все, что разрабатывается - это переосмысление уже сделанного ранее. Украинцам нужно больше смотреть, особенно реалити, которые производятся не в США или Британии. Поддерживать, так сказать, базовый культурный уровень.
И главный совет форматчикам - слушайте Джокера из фильма «Темный рыцарь» и не бойтесь быть странными. Именно странность и способность экспериментировать принесли успех Японии, Корее, Израилю.
- Боюсь, в Украине это пожелание стоит адресовать не столько форматчикам и продакшнам, сколько топам.
- Открою тайну: у вас такие же топы, как и везде. Ни одна большая шишка на студии не любит рисковать своими бонусами и дивидендами. Всем проще вложиться в уже проверенный, успешный проект, чем сделать шаг в пропасть без страховки. Это их работа и призвание. Так что задача протолкнуть эксперимент на экран - полностью на продюсере формата. Если он сам не верит в свои странности - значит, формат плохой.
- Вы говорите, что рынок реалити идет на спад. Почему?
- Это естественная цикличность телевидения. Лет двадцать тому назад люди начали уставать от драм, от scripted-проектов. Да и драмы становились все более однообразными. Тут возродилось реалити - в новом, свежем облике, интересное, цепляющее. За последние лет 15 реалити успело и подустать, и утомить зрителя. За это время полностью преобразились драмы - они стали острыми, безапелляционными, телесериалы сейчас лучше, чем кино. Сейчас, чем тащиться на свидание в кинотеатр, парочки предпочитают запоем смотреть Netflix. Реалити уходит, сериалы возвращаются.
- Именно поэтому ваша компания в этом году взяла в дистрибуцию свой первый scripted формат?
- И поэтому тоже. Но я не выбираю сериал просто потому, что это сериал. The Kitchen Musical - формат, который адаптируем в любой стране мира. Мрачные скандинавские триллеры, к примеру, хорошо заходят в Британии, иногда неплохо - в США, но не в Китае, не в Индии, не в арабских странах или Латинской Америке. А The Kitchen Musical может с одинаковым успехом идти и в Швеции, и в Ливане - потому что и там, и там любят готовить, кушать и любят свою родную, узнаваемую музыку.
- Но это вряд ли большое праймовое шоу выходного дня?
- А я, вообще-то, не большой поклонник дорогих праймовых шоу. Как вы думаете, что выгоднее - продать в производство 10 дорогих эпизодов или 120 подешевле?
- Дороговизна производства - тоже проблема украинских форматов, которые вы видели на конкурсе?
- Некоторых. Чем украинцы порадовали, так это разнообразием. Я видел и масштабные форматы а-ля «Голос», и оффпраймовые true crime сериалити. Тут моя рекомендация форматчикам - не забывать, что они молоды и неопытны. Даже если у вас талант к убеждению, как у гипнотизера, топ студии не даст вам денег на производство многомиллионного талант-шоу, если рядом на столе у него уже лежит проверенный десятком стран «Х-Фактор». Начинайте с чего-то поменьше, докажите себя.
- Я так поняла, вас не сильно впечатлили конкурсанты. Смог ли хоть один формат из предложенных вас удивить?
- Ох, я бубню так оттого, что 30 лет в бизнесе. На самом деле меня очень впечатлили некоторые проекты. И кроме победителя, Small World подпишет, я так думаю, еще два формата. Какие - не скажу, коммерческая тайна. Но первые, кто увидит это предложение, - телеканал NBC. Так что у этих проектов может быть очень большое будущее.
- Какой критерий объединяет те проекты, которые вы решили взять под крыло Small World?
- Да все те же, о которых мы с вами говорили. Душа.
Конечно же, это не универсальный рецепт успеха от Тима Кресценти. Но прямое руководство к действию для украинских форматчиков, мне кажется, он сформулировал. Близкое к ленинскому завету, оно призывает изучать рынок, не плагиатствовать, побольше чудить и - наверное, самое сложное - писать сценарии сериалов. Дерзайте, амбициозные медийщики, и на следующий год ваши сценарии могут очутиться на столе у топов телеканала NBC, а не пылиться в ящиках вашего.
Фото Кирилла Авраменко