Рецепты голливудского успеха от агента Данилы Козловского и Киллиана Мерфи
На Одесском международном кинофестивале кого только не встретишь и чего только не узнаешь. Вот, например, Ричард Кук - судья Национального конкурса фестиваля в этом году и организатор целого ряда международных кино- и театральных фестивалей, по основной своей профессии - агент. Если быть точнее, менеджер талантов всея Ирландии.
Именно с легкой руки Кука ОМКФ приветствовал в этом году Джима Шеридана, а в прошлых - Эйдана Тернера и Киллиана Мерфи, его клиентов. Как оказалось, именно ему принадлежит секретное знание, как попасть в Голливуд, и чем там заняться не только ирландцу, но и украинцу.
- Не имеет никакого значения, где находится твое агентство. Мир стремительно уменьшается. Главное - быть хорошим агентом и очень, очень много работать. Если честно, я даже подумываю над тем, чтобы жить шесть месяцев в году в Одессе, и это не проблема с моей работой. Дело агента - найти лучший материал для людей, которых я представляю. То есть читать, читать и еще раз читать. Вы удивитесь, я могу это делать где угодно. Единственное, что может быть проблемой в плане управления компанией - отсутствие «планерок». Но и сейчас этот вопрос решается скайпом и хорошим менеджментом.
- Это работает, если у вас уже устаканившееся агентство с хорошей репутацией. Начинать работу с Голливудом не в Лос Анджелесе - это совсем другая работа.
- Тут вы правы, это непросто, когда начинаешь в ирландской провинции. Расскажу на примере. Я начал в 1989-м, других агентств-конкурентов было мало, а моя сестра хотела быть актрисой. Я решил, что могу и сам ее представлять. Но в итоге ей больше понравилась работа агента. Или вот другое - я нашел Киллиана Мерфи, когда ему было 16, и он хотел быть рок-звездой, и учился на юриста в Корке. У него была группа «Диско свиньи», и мы увидели его в клубе. Ирландия - страна маленькая, поэтому все таланты на ладони. В маленькой стране найти талант проще. Но это 80% пота и только 20% врожденного дара. Продать Киллиана Мерфи в Голливуд было не сложно - вы видели, какие у него голубые глаза?
- Вы много участвуете в фестивалях, и даже организовываете их. Это работа или хобби?
- Это хобби, но очень выгодное для работы. Вы знаете, что такое networking? Я не организовал свои фестивали для бизнеса, но огромная часть бизнеса - роли для актеров, фильмы для режиссеров - родились из этого самого networking, неформального общения с нужными людьми. Вот Одесский международный фестиваль, например. Я приехал сюда, потому что мне хотелось выучить русский. Я захожу в DVD-магазин - его, кстати, уже нет, - и спрашиваю, могут ли мне посоветовать фильм, чтобы учить русский. Продавец подумал, и посоветовал мне российский фильм. Я сейчас не вспомню сам фильм, это было лет 7 назад. Но там я увидел Данилу Козловского, и подумал - кто это? Какой интересный актер.
Я нашел его e-mail через своего учителя русского, и написал ему письмо - на русском, которого я тогда не знал. Мол, хочу представлять тебя в Голливуде. Мне кажется, он подумал, что это развод. Но ответил мне на письмо. И почти пять лет ничего не происходило. Но я все время имел его в виду. И вот в итоге случилась «Академия вампиров», потом - телешоу и контракты. Сейчас у меня очень много предложений к Даниле. Вот это же происходит со мной и на фестивалях.
- То есть фестивальное движение - это все же больше работа?
- Ну да, если вы выкручиваете мне руки, то это поиск талантов. Например в Килкенни, это крохотный городок, по украинским меркам, я организовал фестиваль комедии. Что хорошо в фестивалях в маленьких городах, там такие мероприятия не теряются - это самое большое событие года. Весь город начинает участвовать. Из-за этого на фестивале совсем особенная атмосфера, все расслаблены, всем все нравится, город носится с гостями, как с... как это у вас говорится, яйцами?
- Писанными яйцами, да.
- Всем комикам так понравился первый фестиваль, что на второй год к нам приехал - сам, без уговоров - Билл Мюррей. А за ним Зак Галифаниакис, Луис С.К., и так случилось, что у меня в агентстве сейчас 12 комиков, которых я представляю.
Или вот другой фестиваль - Килкономика. Мои комики, и другие приглашенные стендаперы, проводят конференцию по экономике. Это очень интересная динамика - из-за того, что стенд-ап говорит на человеческом языке, люди, которые приходят на фестиваль, могут что-то понять. Это как Давосский форум, только простой человек может понять, что происходит. И это нравится как комикам, так и серьезным экономистам.
- Кроме комиков и актеров, вы представляете много режиссеров.
- О, это отдельная профессия. Переговоры по поводу работы режиссера обычно происходят быстро, потому что продюсер уже знает, чаще всего, чего хочет, или режиссер сам нашел сценарий. Я участвую как юридический и экономический посредник. Плюс, раз заключив договор, ты свободен как минимум на 9 месяцев, чаще на год - именно столько режиссер занят одним проектом. С актерами все иначе, им нужен новый сценарий каждые 4-6 недель, а стенд-аперам вообще каждый день нужно искать новые проекты.
- И как вы со всем этим справляетесь?
- Разделяю и властвую. Над тремя этими направлениями работают совершенно разные люди. А с режиссерами и некоторыми актерами работаю только я сам. В бизнесе агента может быть две философии: либо нанять хороших сотрудников (у меня их 14, что дает тебе свободу интересоваться миром), либо работать эксклюзивно с каждым, и не видеть белого света.
Я интересуюсь миром. Как можно понять, особенно я интересуюсь восточной Европой - Россией и Украиной в частности. Вы можете этого не осознавать, но я чувствую себя Магелланом или Христофором Колумбом здесь. Это удивительно неоткрытый для западного человека кусок карты, огромное белое пятно. Когда я впервые приехал в Одессу, у меня было ощущение, что здесь, как на Галапагосах, эволюция шла автономно. Феноменальное количество украинцев, белорусов и русских погибло во Второй мировой войне. Но мои родственники, мои племянницы и двоюродные братья и сестры толком не знают, что СССР участвовал во Второй мировой войне. Иногда мне кажется, что железный занавес так никогда и не поднимали, по крайней мере в информационном смысле. Я чувствую теперь своим долгом поднять этот занавес, потому что для меня, если бы не вы, я бы сейчас говорил на немецком - а я очень не хочу говорить на немецком.
- Давайте поиграем в игру. Гипотетически, вы нашли на ОМКФ талантливого актера или режиссера. Как бы вы начали его представлять в Голливуде?
- Это проще, чем вам кажется. Ключ - учить язык. У вас сумасшедший менталитет, конечно, и мне его никогда не понять толком, но кажется, я начинаю. Но если вы работаете над английским, как Данила Козловский, или Юра Колокольников, которого я тоже представляю, или Женя Брик, или Люба Аксенова, - в них есть интерес.
Вы вот часто смеетесь над тем, как английские или американские актеры, которые ничего не понимают в менталитете или стране, пытаются говорить на плохом русском или с неправильным акцентом в фильмах - боевиках, про войну, неважно. Но вы же понимаете, что любому режиссеру хочется на самом деле получить украинского актера на роль украинца, пускай эпизодическую, и россиянина играть россиянина. Другое дело, что актер должен быть готов к бюджетам - лететь к съемке за свой счет, понимать, что ты играешь не главную роль. Но главное - язык. Даже если роль предусматривает акцент или только текст на русском, нужно понимать режиссера и его указания, нужно уметь влиться в коллектив.
- Но играть приходится проституток, гангстеров и сутенеров?
- Это следующий шаг. Но для того, чтобы в сценариях появился позитивный нарратив, нужно, чтобы было ради кого его писать. Ведь почему столько хороших ролей для актеров здесь, особенно россиян, в шпионских фильмах вроде трилогии про «Борна» были переписаны под немцев, чехов или даже арабов? Потому что для голливудского продюсера вся восточная Европа - белое пятно. Тут, в их представлении, нет людей, с которыми можно работать. Я ломаю этот стереотип, и Данила Козловский, в частности, очень мне в этом помогает. У него отличная рабочая этика, такая, как принято в Голливуде. Он не капризничает, он всегда приходит на съемку заранее, он всегда знает все свои тексты назубок, у него при этом всегда есть мнение о своем персонаже. Он принимает критику спокойно и работает над собой. Если таких актеров будет несколько десятков, роли для них появятся.
- Но только роли россиян или украинцев?
- В основном, но что в этом плохого? Разве в этом нет железной логики? К тому же, Юра Колокольников, еще один очень интересный мой актив, получил роль в «Игре престолов». Вы думаете, мало шведов или датчан или тех же чехов, которые могли бы воплотить такой же типаж? Просто индустрия понемногу созрела, и не воспринимает российского актера как что-то совсем экзотическое.
Если же вы хотите рассчитывать на главные роли, то тут, конечно, все иначе. Тут текст первоочереден. Будет интересный Голливуду сценарий, где главную роль должен сыграть украинец - тогда будет и украинец голливудской звездой. Тут я вам, как агент, а не сценарист, ничем помочь не могу.
Ну что, коллеги. Руки в ноги - и учите матчасть. То есть английский. А в перерывах между уроками пишите сценарии, вдруг пригодится.
Фото Кирилла Авраменко