Как изменить привычку регионального ТВ с достоинством плыть по течению за деньги налогоплательщиков. Опыт Вячеслава Власова
Герои моих публикаций - в основном, медиаперсоны столичные. Что, согласитесь, логично - медиажизнь-то большей частью сконцентрирована в центре. Но не будем забывать, что есть она и в регионах, о которых я пишу не так часто. И там тоже есть свои герои.
Вот, к примеру, Вячеслав Власов – основатель и некогда главный редактор одной из первых негосударственных украинских телекомпаний, запорожской ТРК «Хортица». На которой, кстати, начинали Влад Ряшин, Валентин Коваль и другие нынче видные фигуры украинского телерынка.
В общем, персона в истории украинского ТВ значительная.
Так вот, сегодня у Вячеслава юбилей – 55 лет. С чем друзья и коллеги попросили его поздравить.
А отчего бы не поздравить? С удовольствием поздравляю! Только я, раз уже такое дело, со своей стороны попросила Вячеслава вспомнить самые значительные события его карьеры. Ну а что: юбилей, все-таки – время воспоминаний.
«1991 год: Украина только обрела независимость, - вспоминает Вячеслав. - Мы с другом, радиолюбителем Виктором Андриюком давно мечтали создать принципиально новый телеканал в Запорожье.
Стол, стул, телефонный аппарат, бытовой видеомагнитофон Акаi, лицензия на вещание в дециметровом диапазоне – и в одном из подвалов дома спального района Запорожья в ноябре 1991 года началась телекомпания «Хортиця». Основу ее вещания в самом начале составляла круглосуточная ретрансляция спутникового канала Superchannel (на турецком языке), куда мы в вечерний прайм-тайм вставляли передачи собственного производства.
Мэтры областного государственного ТВ встретили нас без энтузиазма. К тому же, в то время в Запорожье уже успешно развивался крупный инвестиционный проект кабельной сети КИТС, и нам частенько доставалось на орехи за наше «новое прочтение» телевизионных и журналистских стандартов.
Да и идеологические органы за нашим становлением бдительно наблюдали. Но мы не оставались в долгу: огрызались, открыто дискутировали в прессе. И вскоре к нам началось паломничество многочисленных представителей андеграунда, годами мечтавших прорваться к зрителю. Так рождался костяк коллектива компании, многие из которых впоследствии стали элитой украинского телесообщества».
Показателем роста популярности «Хортицi» стало празднование первой годовщины с момента выхода в эфир. Мы решили провести для телезрителей встречу «в прямом эфире» с авторами наших передач в лучшем ДК города – ДК завода «Днепроспецсталь».
К нашему ужасу, не только зал с балконами и проходами, но и фойе оказались плотно утрамбованы поклонниками. Хорошо помню дрожание коленок, нетвердо произнесенное мною «Добрый вечер, Запорожье!» и… аплодисменты наших зрителей. Уже только ради одного этого стоило продолжать начатый путь.
В начале 90-х на базе международной общественной организации Internews отрабатывалась модель создания всеукраинской телесети, объединяющей региональных негосударственных вещателей и способной завоевать свою долю на рекламном рынке в конкуренции с центральными телеканалами. Многие телекомпании-партнеры по всей Украине с удовольствием показывали наши авторские программы в своих городах, популярность авторов «Хортицi» росла. И наступил момент, когда несколько ведущих творческих групп приняли решение «выпорхнуть из гнезда». Впоследствии Влад Ряшин стал и долгое время успешно работал генеральным директором, а Ольга Менская – музыкальным продюсером телеканала «Интер», Валентин Коваль руководил и развивал телеканалы М1 и М2, Ольга Татарчук возглавила группу телеканалов «Энтер». Я же принял предложение от телекомпании РЕН-ТВ о переходе на работу в Москву.
События, связанные с запорожской телерадиокомпанией «Алекс», длились в моей жизни 10 лет. Канал стремительно стартовал в запорожском эфире, предварительно построив единственную в Украине собственную телевышку. И быстро стал фаворитом у запорожцев. Но сердце руководителя Александра Кузнецова не выдержало нагрузок, и коллектив «Алекса» остался один на один со своими проблемами. Долги по зарплате, иск к телерадиокомпании о нанесении морального вреда на сумму 10 млн грн, грозящий последующим банкротством… И мы вместе с коллегой Геннадием Рекаловым приняли «Алекс», чтобы перезапустить его.
Случалось всякое: из-за разногласий между акционерами пришлось экстренно запускать новый молодежный канал «Алекс-ТВ», а когда «Алекс» в итоге вернулся в родную гавань «Мотор Сичи», - стать руководителем сразу двух телеканалов одновременно.
За 10 лет «Алекс» получил «Телетриумф», совершил полный цифровой апгрейд производственного процесса, создал обучающий Медиацентр по подготовке персонала. А еще учредил ежегодный Рождественский турнир по футболу среди СМИ памяти А.Кузнецова.
Но наступило время уступить дорогу и дать возможность развивать «Алекс» следующему, более продвинутому поколению управленцев. А самому идти дальше.
Мы с моим другом Владимиром Кузенко стали у руля Запорожской областной государственной ТРК. И столкнулись с жестко регламентированными правилами госбюджета: тут любой шаг в сторону от тематического плана и госзаказа невозможен. Сперва сильно озадачились, но затем взялись за активные реформы. И если предыдущий менеджмент жаловался, что не за что даже приобрести программный продукт, то наша команда за три года полностью компьютеризировала производство, кардинально обновила оборудование. Впервые в своей практике я пытался изменить годами сложившуюся привычку с достоинством «плыть по течению» за деньги налогоплательщиков. Корни основных бед государственного ТВ – в инертности и нежелании перемен, психологии самосохранения. Люди, вцепившись мертвой хваткой в рабочее место, десятками лет изо дня в день нажимают одну и ту же кнопку времен СССР лишь потому, что к их мизерной ставке прибавляется солидная доплата за стаж работы и выслугу лет.
Пришлось методично ломать стереотипы, оптимизировать процессы, провожать на отдых заслуженных пенсионеров, сократить 10% персонала и при этом параллельно проводить точечное «впрыскивание» молодых и энергичных в проблемные места. В итоге привить положительный опыт государственному ТВ от коммерческого удалось лишь частично. А вот изменить укоренившуюся психологию бюджетного проедания и необоснованно завышенную самооценку так и не удалось. Невозможно реформировать регрессивную по сути систему – ее нужно просто заменить.
Поэтому сегодняшний процесс трансформации государственного телевидения в общественное – единственный правильный путь.
Символично, что именно в 2016 году в Украине завершается эра аналогового телевещания. И десятки телерадиокомпаний, не получивших цифровых лицензий, к сожалению, закончат свою эфирную жизнь. Но и это далеко не приговор: в эпоху стремительного развития нового телевидения наступает очередной этап новых возможностей для тех, кто не намерен сдаваться».
Сегодня Власов все так же верен телевидению:
«В рамках общественной организации «Запорожский вектор» мы производим и размещаем на местных телеканалах «МТМ» и «Запорiжжя» две программы: тележурнал с одноименным названием и программу «Символы Запорожья», раскрывающую новые грани исторического прошлого и настоящего Запорожского края».
Ну, как говорится, телевидение – это бацилла. Раз подцепил – будешь «болеть» всю жизнь. Так что желаю Вячеславу крепкого здоровья для этой «болезни». Самое интересное - впереди!
Фото - Дмитрий Смольенко, из архива Вячеслава Власова