Потап: «Никогда не видел Вакарчука в туалете. Подозреваю, он туда и не ходит»
Вы ведь, надеюсь, не забыли об обещанном вам интервью с Потапом? Признаюсь, по окончании презентации его гастробара, разговора с тренером «Голоса страны» мне пришлось ждать аж два часа: Алексея просто раздирали на части журналисты. Но ожидание себя оправдало: собеседником Потап оказался невероятно интересным и откровенным.
Правда, уж очень откровенные моменты своих ответов он в результате согласования интервью таки вырезал: от греха, видимо, подальше. Ну, тоже понять можно: человеку еще работать надо. Впрочем, как по мне, интересного все равно осталось много.
– Начнем, опять же, с ресторана. Получается, шоу-бизнес – шоу-бизнесом, а без «маленького свечного заводика» артисту все же никуда?
– Ну, MOZGI Bar&shop, все-таки, аболютно шоу-бизнесовое место. Я бы сказал, шоу-бизнес во плоти. У интертеймента должна быть своя материальная форма. Вот у нас форма такая: бар, ресторан, магазин, студия звукозаписи, VIP-место для встречи представителей арта. Мы делали это место для себя – особенно комнату, в которой сейчас разговариваем. В офисе не всегда творческая атмосфера, а здесь – всегда. Так что для меня это – заведение, которое приносит удовольствие. Ну и деньги, конечно.
– Плавно перейдем к «Голосу страны». Не будем скрывать, что вы как тренер стали для этого проекта событием. Вас долго вообще уговаривали на эту авантюру?
– Да, особенно на участие в новом [шестом] сезоне. Но все же от моего прихода в проект все только выиграли.
Просто я – эдакое кривое зеркало: кого из тренеров ни посади – из любого начнет выплескиваться то, чего он в жизни не показывал. Такая у меня миссия в жизни: я – магнит для эмоций. Вот и заискрили сразу же участники, тренеры, ожила передача... И я для этого приложил массу усилий. Наверное, одной из главных моих миссий было расшевелить жюри. Хотя, конечно же, проект – это совместная работа: каждый внес свою лепту в его успех.
– Так как же вас уговаривали?
– Ну, как уговаривают звезд в моем положении? С помощью только одного аргумента. Вы же понимаете, какого: возможности встречи со Святославом Вакарчуком, близостью сидения с Тиной Кароль и возможностью прикоснуться к своим собственным ученикам, которые уже переплюнули мастера...
– Ок, а в первый раз как это было? Кто вам звонил – Виктория Лезина?
– Во-первых, отмечу, что у проекта прекрасная команда. И Вика несет просто невероятную ношу: ей приходится лавировать между абсолютно аутентичными членами жюри, при этом выстраивать драматургию, контролировать все процессы. И она, конечно, отвечает за приход в шоу артистов.
– К дополнительным рычагам в вашем случае прибегать не пришлось?
– В моем случае всегда приходится прибегать к самому большому количеству всего: я же художник широкого мазка. И если вам хочется со мной иметь дело, то... Знаете, я очень люблю обычных простых людей. Утро начинаю с того, что обхожу всех бомжей на Бессарабке, продавщиц мяса, собираю фольклор – я простой в общении человек. Но когда речь заходит о профессиональной деятельности, тут и я люблю удивлять людей, и... меня надо уметь удивить.
– Вы же начали ваше победное шествие в «Голосе» с участия в «Голос. Дети». Насколько это разный опыт?
– Это все равно, что сравнивать поход на работу и в церковь. Работа – это взрослый «Голос». Это тяжелый шахтерский труд: ты выкапываешь таланты, отбиваешь их у коллег, очищаешь от пыли-грязи, делаешь из них золотые слитки…. А дети настолько открыты, не заморочены, по сравнению со взрослыми, не обременены славой и каким–то опытом, депрессиями и проч. Маленькие люди, которые дарят только любовь, радость и свет. Они всегда подпитывают энергией. На детском «Голосе» происходит какое-то омовение.
– Как вспоминается ваше первое слепое прослушивание?
– Все было очень волнительно. Атмосфера «Голоса» в целом очень необычна: этот красный цвет, опытные улыбающиеся коллеги, которые говорят: «Не переживай, мы тебе поможем!».
– И помогали?
– Я быстро во всем разобрался. Главное – в своем кресле я навел свои порядки. Я не претендую на все шоу – оно превратится в программу Потапа, и это будет скучно, я сам этого не хочу. В общем, первое «слепое прослушивание» – это очень волнительно. Потом ты немножко успокаиваешься, видишь, как тебя подкалывают твои коллеги, вспоминаешь, что ты же на самом деле артист высокого ранга, профессиональный ведущий, и в два предложения способен со всеми разобраться. С другой стороны, они – вокалисты, выйдут и споют что угодно. А мне надо как-то выкручиваться. Вот это сложно. Я же не вокалист. Хотя шикарно в этом разбираюсь, всю жизнь музыке посвятил. Я слышу лажу, знаю все манеры исполнения, работаю с артистами, которые популярны – что может быть лучшим показателем?
– Мне показалось, что в первые свои слепые прослушивания вы как-то огульно жали кнопку… Не жалели потом?
– Да вообще я не жалею. У меня была девочка, которая, по моему мнению, победила в пятом сезоне «Голоса» – Таня Решетняк. Она завоевала огромную аудиторию – значит, я делал правильные ходы. Плюс, я был не на третьем месте, а на втором. А проиграть Тине Кароль, но при этом обогнать Вакарчука – это же прекрасно.
– Но сейчас вы жмете кнопку более осознанно?
– Да, конечно. Полученный опыт повлиял на принятие решений в этом сезоне. Я по-другому отношусь ко всему проекту в принципе. Я же спортивный человек в прошлом, у меня азарт возникает на каждом шагу. Но в этом «Голосе» все делаю очень спокойно, не так сильно переживаю за происходящее. Моя задача – подарить стране хорошие эмоции, а людям, которые попали ко мне в команду – практику. Я теперь не соревнуюсь за победу. Во-первых, я понимаю, что не она главная в этом проекте…
– Это как?
– Ну как – вот так! Со мной рядом, давайте будем объективными, сидят мастодонты. Святослав Вакарчук – икона нашей рок-музыки и «украинскости». Тина – берегиня украинской песни. Ваня Дорн – какая-то залетевшая к нам шаровая молния, которая может и подарить свет, и ударить... Мне остается только наслаждаться процессом. Соревноваться с такими большими мастерами и амбициозными тренерами мне даже неинтересно. Поэтому я сразу себе дал установку: если не выиграю, расстраиваться не буду.
– Но, тем не менее, идут-то все массово к вам...
– Это не очень хорошо. Более того: мне не нравится, что ко мне идут все сильные артисты - они же быстрее вылетят. Лучше бы силы распределились более равномерно. Но я не виноват, что я здесь – другое пятно. Почему участники выбирают меня? Объясню. Я – не конкурент-вокалист. Я хорошо провел прошлый сезон, показал замечательные номера. Я работаю от исполнителя, никогда не накладываю на него то, что для него не естественно, не ломаю его и подбираю песни индивидуально каждому. Ну и потом, я профессионал в этом деле. И люди хотят получить практику от действующего продюсера. Ну и потом, я добрый человек. Бессребреник. Всякие звездные болезни мне смешны: я давно прошел этот этап и теперь на все это в позе наблюдателя смотрю со стороны. Материальное меня не волнует. Я – за песню, творчество, слезы в зале – вот это меня интересует.
– А может, часть тех, кто выбирает вас, надеются стать частью вашей команды после проекта?
– Может быть.
– А есть у них такой шанс?
– Есть. Я ищу нового артиста.
– Наблюдая за результатами коллег, вы не думали иногда: «Вот тут можно было по-другому»?
– Думал, конечно. Но они же не всегда со мной советуются. Вот, наконец, появился Ваня, который со мной разговаривает на эти темы. А раньше… Честно говоря, я думал, там такая дружная компания, семья, решения принимаются сообща! Оказалось, нет: у каждого свои приемчики. Я очень общительный человек, я ко всем хожу… Ну, вот хоть Ваня появился: мы с ним сидим, смеемся, играем в плейстейшн. Ваня – клевый!
– Скажите как продюсер: в чем причина успеха Потапа в «Голосе»?
– В том, что он – человек. Я дружу с операторами, техниками, уборщицами. А некоторые даже не знают их имен. А мне это интересно: я люблю людей, разговариваю с публикой, бывает, целые стендапы с ним провожу. Я люблю обычных людей. И точно такие же обычные люди сидят в креслах. Вот и все.
– Ну, не то, чтобы обычные… Вот, говорят, к Святославу Вакарчуку на проекте особенное отношение. Вам и вашим соседям по красным креслам то не обидно?
– Ну, Слава – легенда. Почему мне должно быть обидно? Мне приятно находиться с ним на одном квадратном метре – даже через мембрану Тины Кароль. От него идет свое энергетическое поле. Слава – потрясающе интересный человек, опытный гроссмейстер, замечательный оратор, и теоретик, и практик. Соревноваться с ним – особо удовольствие.
– И все же: есть к нему особое отношение со стороны продюсерской группы?
– Пиетет перед ним? Конечно. Слава, повторю, легенда. Он все делает, как легенда. Я даже ни разу не видел, чтобы он ходил в туалет! Подозреваю, он туда и не ходит.
– Теперь очень серьезный вопрос. Вот некоторые участники проекта по секрету сказали мне, что со своими членами команды занимается только Тина. Дорн, мол, на репетициях бывает пролетом, а Потапа и вовсе не видно…
– А вы, ссылаясь на участников, укажете их имена и фамилии?
– Нет, конечно. Но это люди не из вашей команды.
– Люди из других команд могут судить о моей команде как угодно. Если бы вы задали этот вопрос участникам моей команды, вы бы услышали: «Да, этот человек очень занятой, но он каждому уделяет внимание, с каждым работает. Он не бросает, встречает на своей студии, разговаривает, узнает о личной жизни, прививает музыкальный вкус, открывает стили и направления...». Да, я очень занятой человек. Да, меня не хватает в полном объеме на весь «Голос», как бы я того хотел. Но так никогда не будет, чтобы я чему-то уделял внимание на миллион процентов. И, все-таки, продюсирование должно быть на каком-то определенном уровне. Я своих ребят очень люблю, и, если очень занят, мы связываемся по скайпу. В конце концов, я их учу главному: практика!
– Как много времени у вас уходит на работу со своей командой?
– Очень много. Это трудоемкая работа. Их же 14 поначалу, и каким-то образом каждому нужно придумать песню. Обычно у них есть свой репертуар, который мы разбираем, раскладываем по полочкам. Бывает, человек ограничен в вокальных возможностях, и ты начинаешь для него искать какие-то обходные пути. Потом, песня должна быть визуализируема. Я хочу чему-то научить. Как я занимался детьми после окончания второго сезона «Голос. Дети»: поехал с ними в тур по Украине. Я как продюсер не заработал на этом ни копейки, но вложил в одно из поколений опыт. Мы еле вышли в ноль: повесили экраны, потратились на тур, свет, звук, логистику – ездила ведь целая большая компания детей. Но знаю, что сделал очень важное дело: через поколение появятся артисты, которые в свое время покатались с Потапом. Точно так же я работаю со взрослыми. Взрослых надо ломать, учить, расширять возможности.
– Поддерживаете связь с бывшими подопечными?
– Мы общаемся и с Таней Решетняк, и с Мартой Малышняк, и с другими ребятами у меня теплые отношения. Не могу сказать, что мы без конца встречаемся – у меня же много других проектов. В частности, «Лига смеха», где у меня тоже есть подопечные.
– А в «Х-Фактор» вас случайно не звали?
– Дело в том, что, появись я в «Х-Факторе», он стал бы шоу Потапа. Там мне сложно было бы посоревноваться с кем-то. Я ведь действующий яркий персонаж. Боюсь, я бы там всех свернул под себя, замагнитил и сделал кольцами Сатурна. Поэтому меня туда вряд ли позовут.
– А вы его смотрите вообще?
– Нет.
– Не интересно?
– Ну, как-то пару раз посмотрел... Мне очень нравится Сергей Соседов – он очень музыкально подкован, и теоретик, и практик. Наверное, один из лучших музыкальных критиков. Кто там еще. Кондратюк? Некогда музыкальный продюсер, умнейшая, светлейшая голова. Андрей Хлывнюк? Не знаю, почему он пошел туда. Ну, в принципе, у Андрюши всегда были продюсерские амбиции. И хорошо, что он попал в такой большой телепроект, где почувствует, каково это вообще – продюсировать.
– Ну а шоу в целом как вам?
– Все программы канала СТБ сделаны на очень высоком уровне. Во-первых, там целевая аудитория – народ. И няня Андрюши смотрит СТБ, так что я тоже вынужден смотреть все шоу канала и знаю, что все они очень качественные. Просто «Голос» – это серьезный проект, проект серьезных музыкантов, вокалистов. Тут все по-настоящему, от него очень серьезно устаешь. А «Х-Фактор» – некая игра, картинка. Сравнивать эти два проекта невозможно.
– А что у вас записано в контракте с Плюсами: вы можете появляться в шоу других каналов?
– Да. Ни у кого нет на меня эксклюзивных прав, «1+1» не купил меня ни как ведущего, ни как лицо. И вряд ли я отдамся какому-то каналу полностью – это ущемляет мою свободу. Но я считаю, что если канал подписал с тобой контракт хотя бы на сезон, то уж будь любезен… Это просто личная этика.
– А вот «Новый канал» сейчас решил «Фабрику звезд» возрождать. И им же явно нужен будет продюсер…
– Если они догадаются пригласить на эту роль Алексея Потапенко, я с радостью соглашусь.
– Ваши подопечные ведь тоже участвовали в проектах Плюсов – в частности, Надя Дорофеева с Настей - в «Маленьких Гигантах». Это не было неким бартером с вашей стороны: «Я иду в «Голос», а вы за это возьмите в другие проекты моих девочек»?
– Мы сейчас не проталкиваем своих артистов: они уже на таком ходу, что сами притягивают к себе предложения.
Все-таки, каждый мой артист получает гонорары и за выступления, и за телепроявления. В этом мое достоинство как продюсера: все зарабатывают бабки. Все, кто рядом со мной, успешны. Правда, им приходится пахать с утра до вечера... И Надя, и Настя - не исключения. Настя вот сейчас стала ведущей «Рассмеши комика. Дети».
– Мне ли этого не знать! Кстати, легко вы ее туда отпустили?
– Абсолютно. Во-первых, Настя сейчас в сумасшедшей физической форме. Потом, она запустила свой видеоблог и благодаря этому очень развилась как человек, который может что-то говорить в кадре. Если раньше за ней наблюдались огрехи в ораторском мастерстве, и она была не такой худой, как ей бы хотелось, то теперь она и выглядит шикарно, и говорит шикарно. Настало время проявлять себя в телевизоре. И я с радостью отпустил ее, потому что а). это популяризация б). деньги в). она же реализуется.
Но это ее заслуга, в первую очередь: «Квартал» ко мне обратился, а не я к нему.
– Теперь о «Лиге смеха». Считаете, КВН в 2016 году актуален? И как вам вообще уровень юмора в «Лиге»?
– Вы не представляете, какой огромный пласт людей, которые могли остаться без работы и разъехаться по городам и весям, спасла «Лига смеха»! Да мы весь юмористический потенциал страны спасли «Лигой»! Огромный поклон Науму Баруле, Андрею Чивурину, Вове Зеленскому – они дали шанс огромному количеству молодежи. Да, может, не у всех высокий уровень, но мы сделали очень важное дело: помогли целому пласту не бросить творчество. Да министерства культуры, образования, молодежи и спорта должны целовать сцену «Лиги»! Если бы мы сейчас потеряли это, остался бы один «Квартал» – а это уже «ховайся в жито».
– Тоже считаете, что «Квартала» нынче многовато?
– Многовато? Это естественно. Просто других маловато. Вова очень много работает, и кроме него эту работу вряд ли кто осилит. Я считаю, «Квартала» должно быть еще больше. Но рядом с «Кварталом» появилось «Дизель-шоу», «Квартал» же родил «Лигу смеха». «Квартал» снимает фильмы, выпускает столько контента – а кто еще? Без них бы вообще ничего не было. Вот я – конкурент «Квартала». И друг. Они для меня – пример построения бизнеса. Не будет конкуренции – ничего не будет. В первую очередь, качества.
– Что вообще смотрите по телевизору?
– М1, СТБ, «Новый канал», ICTV… Скажем так: мне нравится холдинг SLM. «Голос» я, кстати, не смотрю: я там уже все видел во время съемок. До меня только отголоски доносятся. Кстати, «Голос» очень поднял мою популярность в народе, за что я ему очень признателен. У меня появились какие-то такие поклонники, которых никогда не было. Например, позвонил какой-то мужчина, сказал, что оставит мне завещание, потому что больше некому.
– Вот, кстати, насчет М1 и вообще музыкальных каналов, да и радио… Как относитесь к введению квот на украиноязычную продукцию?
– Как бизнесмен и работник шоу-бизнеса я - за поддержку украиноязычного производителя. Но я бы хотел, чтобы эти квоты вводились постепенно, пошагово, не рубя с плеча. Мы не сможем сейчас заменить весь существующий русскоязычный контент качественным украиноязычным. Это нужно делать постепенно. Иначе слушатель, услышав не самый высококачественный материал просто переориентируется на западного артиста, и мы очень долго будем его возвращать. Плюс работу украиноязычных артистов в Украине нужно субсидировать: делать льготы и скидки на аренду концертных залов и т.д. – конкретными действиями помогать. Сделать так, чтобы я со своим продюсерским центром захотел не распространять свою музыку за пределы Украины. А сейчас, если бы я сейчас работал только на Украину, я бы не развился. Сделайте так, чтобы я захотел делать этот продукт! Я его и так делаю потихоньку. И мы любим Украину конкретно: платя налоги, а не крича, размахивая флагом и трезубцем. Дайте гандикап телевизионщикам, радийщикам, музыкантам подготовиться к этому. А вообще, я за свободу все равно. А как же Hardkiss, Онука, которые поют на английском? Их тогда вообще надо выключить? Так мы просто убьем индустрию. Поверьте мне как экономисту, человеку с двумя высшими образованиями.
– За отбором на «Евровидение» вы следили?
– Да. Ну, думаю, что Джамала – достойная певица: аутентичная, самобытная, интересная. Мне очень понравился Сансей, понравились Hardkiss. Да и вообще уровень этого мероприятия. Не последние люди сидели в жюри, очень правильно их подобрали: если их слова до сих пор обсуждают – значит, канал все сделал правильно.
– Что думаете о скандале с Сансеем?
– Сейчас такая ситуация, что в скандал может угодить любой. Даже я со своей безобидной шуткой про украинских артистов в России был перекручен много раз и предан народному суду. Ну, такие времена… Песня Сансея мне очень понравилась. Считаю, музыкант такого уровня – человек без границ и вне политики.
Разве не надоело еще всем играться в это все? Надо же держаться за людей, которые что-то делают в этой стране, радоваться их успехам – например, тому, что они заведения открывают.
– Вы же не отказались от выступлений в России. Тем не менее, вам, в отличие от некоторых коллег, удается избегать народного порицания…
– Не удается. «Ганьбят» меня всегда. Ярких и успешных людей всегда будут гнобить – завистников хватает. Но пусть сначала занесут в казну государства столько денег, сколько заношу я, пусть создадут столько рабочих мест, сколько создаю я… Я не лезу в политику, я помогаю своей стране экономически. Я поднимаю шоу-бизнес как могу, в своей области. А критиковать все равно будут: я – слишком яркий персонаж. Меня легче «ганьбити», чем понять и принять…
Я уже представляю, как некоторым высказываниям Потапа обрадуются любители зрады. Но он, думаю, это в полной мере осознает. И, подозреваю, не боится. И правильно делает. Остальное, как говорится, додумайте сами.
Фото Кирилла Авраменко