Алексей Гончаренко: «Наша страна движется в сторону Европы. Мы уже не будем как русский Иванушка лежать на печи и ждать у моря погоды»
Каждый пишущий об украинских медиа журналист знает, что для профессионального разговора с руководителем Friends Production Алексеем Гончаренко не нужно искать особого повода: его компания постоянно производит яркие, обсуждаемые зрителями проекты, а сам Алексей всегда готов поделиться своим видением происходящего на рынке, обсудить развитие отечественного телевидения, поделиться опытом. Тем не менее, у нашей с Алексеем встречи особый повод был - в эти выходные Friends Production отпраздновал свое 10-летие. Мы поговорили о разных этапах в жизни компании, ее отношениях с каналами, влиянии глубинных процессов в стране на телевидение и, конечно, о проектах продакшена - и тех, что уже стали историей, и совсем новых. А начали с шоу «Удивительные люди», которое идет в эфире канала «Украина» прямо сейчас:
- Пока что результаты нас очень радуют, и, главное, они обнадеживают нашего заказчика (улыбается). Потому что одна из задач этого проекта была в том, чтобы дополнить сетку общенационального канала большим праймовым шоу выходного дня. В последние годы «Украина» лидирует по рейтингам, но значительная часть этого успеха - за счет сериалов. Очень почетно, что это сериалы собственного производства, что в сериалах канал нашел свою нишу и продакшен-компании, которые умеют производить именно для его аудитории. У «Украины» есть прекрасное социальное ток-шоу «Говорит Украина», которое много раз получало «Телетриумфы», есть успешные утренние шоу, но больших праймовых проектов выходного дня не было. Чем уникален этот сегмент - он дает каналу событийность. Большие программы - как «Голос», «Танцы», «Х-фактор» или «Україна має талант», которые делали и делают конкуренты, - зритель обсуждает. И такую программу хотелось каналу «Украина». Самое сложное в этом - найти формат, потому что на рынке форматов сейчас огромный кризис.
Уже не помню точно, когда именно, но на рынке был момент, которым удачно воспользовался канал СТБ, схвативший 6 или 7 крутейших форматов.
- Это было в 2008-2009 годах.
- Да, и в этот момент другие каналы замешкались. «Украина» еще не была готова к производству больших шоу, «Интер» потихоньку начинал свое «карколомне падiння», «Новый» разбирался с рейтинговым скандалом, который еще многие помнят, Плюсы перестраивались после смены румынских акционеров и прихода на канал Александра Ткаченко - тоже было некое межвременье. И вот СТБ тогда схватил отличные форматы, после чего настала длинная пауза. В эту паузу только «Голос» появился, который канал «1+1» сумел триумфально подхватить. Ну, и совсем недавно состоялось очень удачное возвращение «Танцев со звездами». При этом каждый год все каналы ходят по рынку в Каннах, ищут, но уверенности нет.
- Уверенности в том, что формат зайдет в Украине?
- Крутая покупка - это формат с историей успеха в разных странах. А все форматы, которые и мы, и другие делали в последние годы - новые, как горячие пирожки, которые только произвели и привезли на рынок. Например, недавно на канале СТС наши землячки Дарья Фиалко, Ксения Бугримова и Екатерина Андриенко снимали шоу «Успех» - первыми, как и Америка. Формат провалился и в России, и в Америке, потому что это кот в мешке. Или вот мы делали «Спiвай як зiрка» для канала «Украина» - тоже абсолютно новый формат, которой и в Украине не зашел, и в мире провалился. Но каналы вынуждены покупать эти суперновые форматы, потому что хороших старых нет.
Формат The Brain, по которому снимались «Удивительные люди», не новый, но, к сожалению, на него не было денег. Вы знаете, после Майдана рекламный рынок очень просел, и только сейчас потихоньку возвращается в докризисное состояние. Все это время Brain был на рынке, и СТБ очень хотел этот формат, запустил предпродакшен, но не перешел в продакшен, потому что в тот момент производить стало дорого. Абсолютно вопрос цены. И вот формат остался ничейным, канал «Украина» долго вокруг него ходил, и спасибо им большое, что выбрали именно нас, памятуя наши давние успехи в создании больших студийных шоу (улыбается).
- Многие не верили, что на «Украине» зайдет студийное игровое шоу, тем не менее, все получилось. Давайте проанализируем, почему.
- Хочу вам сказать, что работалось с каналом «Украина» отлично: у них слаженная команда, они знают свою аудиторию и четко понимают, чего хотят. А для продакшен-компании это самое главное. Наверное, как и в любом деле: когда начальник знает, чего хочет, каким бы он ни был, под него можно подстроиться. Канал очень осознанно выбрал формат, без каких-либо противоречий, вроде «давайте возьмем этот формат, но сделаем его моложе на 10 лет». А оно не лепится! Потому что нельзя делать, условно говоря, «Барышню-крестьянку» с женщинами из «Меняю жену», нельзя «адаптировать» формат под нужды канала. В этом весь фокус: одно дело, когда это девушка до 30 лет с открытыми перспективами, у которой еще все впереди, и другое - после 30-ти, когда она, возможно, уже замужем, с другим мировоззрением и жизненным опытом. Поэтому молодежный формат не сделаешь для старшей аудитории, как говорят, из карася не лепят порося. И очень важно, что «Украина» подобрала формат под свою аудиторию. Кроме того, у нас с каналом было полное единство в выборе ведущего и экспертов. Даже наоборот - они нас подзадоривали искать лучших, не занижать себе планку. Например, у Маши Ефросининой поначалу были сомнения.
- В самом формате или в своей роли?
- В роли. Какой она будет в проекте, откроется ли по-новому, интересно ли ей. Маше нужно было что-то перестроить в себе, чтобы согласиться. И знаете, с первого раза у нас не вышло. Но канал меня вдохновил на вторую попытку, и я еще раз обратился к ней: мы снова встретились, у нас был длительный разговор, и я очень рад, что смог ее убедить. Мне кажется, что Маша в этом шоу - и многие зрители об этом говорят - очень настоящая, очень искренняя, она радуется за участников, переживает. Это очень важно. Каким бы ни был ведущий, он все равно находится в рамках: как модератор происходящего, он часто должен быть беспристрастным, не демонстрировать свое отношение. А как эксперт, как знаменитость, которую пригласили, ты можешь быть абсолютно субъективен и показать все, что в тебе есть: и интеллект, и темперамент, и юмор. А так как в Маше есть много всего, она очень украсила это шоу. С Олей Поляковой было вообще без вариантов: нам нужна была такая женщина - готовая все попробовать, во все вникнуть, и сделать это экспериментально, эмоционально, с большой самоиронией. В чем проблема с вечерними шоу, которые были у Гариповой на СТБ, и у Фреймут на «Новом». Как по мне, вопрос не в творческих группах и не в ведущих - обе девочки талантливы и, безусловно, могли бы быть ведущими подобных шоу. Главная проблема - это гости. В первую очередь, там нужен юмор и самоирония - посмеяться над собой, поприкалываться, открыть зрителю что-то новое. Это не рассказ о своих новостях (в интернете эти новости уже сообщили сто раз), а какие-то ржаки, неординарные реакции, остроумные ответы. Но гости должны быть к этому готовы.
Так вот, я к чему. Самый крутой рейтинг программы «ОЛЯ» был с Поляковой, потому что она поставила эту студию вверх дном, шутила сама над собой, и все стало именно тем жанром, которым должно было быть. Можно построить студию, как в Лос-Анджелесе, нарядиться как в Лос-Анджелесе, но голливудских звезд у нас, к сожалению, нет. Наши звезды, не в обиду им будь сказано, провинциальны. Но это не их вина - это их беда. Если бы их было много, они бы были взаимозаменяемы, то вели бы себя совершенно иначе. А поскольку их мало - они чувствуют себя незаменимыми. Это не спроси, то не скажи, тысяча пиар-агентов вокруг, и получается, что шоу с их участием бессмысленны, потому что нагнетание пафоса и рассказы о том, какие они великие, зрителю не интересны... Многие говорят: «Эта Полякова уже везде». Ну а что делать телевизионщикам, если таких звезд мало? Поэтому Олю и рвут на части, и пытаются клонировать на всех каналах.
- Мне кажется, в «Удивительных людях» она на своем месте.
- И мне кажется. Да, Оля поет легкомысленные песни, но у нее есть своя позиция, такая женская, житейская мудрость. И в следующих программах она будет не только шутить, но и высказывать серьезные мысли, мнение по разным поводам.
Алексей Суханов - это понятно: любимое лицо канала «Украина», он умеет слушать, сопереживать, вникать в героя. Но тут, мне кажется, у него тоже есть возможность выйти из рамок ведущего социально-драматического шоу, позволить себе немного больше, быть более персонифицированным. Ну, и ученый Виктор Комаренко - наша гордость. Это был огромный кастинг, потому что непросто найти ученого, умеющего на прекрасном украинском языке доступными, простыми словами рассказывать о сложных для зрителя вещах. Кроме того, Виктор - очень импозантный мужчина, и обаятельный, и сразу стал на короткой ноге со звездами. И, конечно, ведущий Александр Скичко. Прекрасно, что случилось «Евровидение» в Украине (и еще раз спасибо Джамале), которое стало важным толчком в карьере и Александра, и еще одного нашего «воспитанника» Владимира Остапчука, делавшего с нами первые телевизионные шаги в программах «Мистер Трололо» и «Богиня шопинга» на ТЕТ. После конкурса они сразу попали в другую лигу, хотя их умения и таланты всегда были при них. Тот же Саша ведь еще и поет, и танцует, и играет на саксофоне, и пародист, и с прекрасным чувством юмора - воистину человек-оркестр. Как актеру важно найти свою роль, так и ведущему - найти свое шоу. «Удивительные люди» для Александра - тот проект, где можно демонстрировать большой спектр своих возможностей.
Ну, и самое главное - участники шоу, ради которых проект на самом деле смотрят. Кастинг был сложный, потому что такие участники достаточно интровертны. Сейчас, с наличием интернета искать участников в принципе стало легче. Здесь же вопрос в том, чтобы найти не просто талантливых, но и эмоциональных - чтобы к каждому участнику «подключились», за него переживали. Это было важно и непросто, потому что основная масса таких людей все-таки находятся в собственной ракушке.
Следующий важный момент - постановки. В этом фишка формата - нет единой декорации и единого сценического решения, оно придумывается под каждый номер. Мы пригласили молодого режиссера Германа Ненова - очень талантливого и перспективного, одна из его последних работ - сольное шоу Оли Поляковой «Королева ночи» во Дворце спорта. Мы плодотворно сотрудничали, режиссер к нам прислушивался, потому что большого телевизионного шоу у него не было, а в нем есть своя специфика. Во всяком случае, и мы, и канал этим сотрудничеством довольны. Сейчас ведем активную подготовку к финалу, который состоится 27 апреля: там в прямом эфире за победителей уже будет голосовать вся Украина.
- Все эти технические моменты, сложные декорации вы разрабатывали сами или с помощью технических подрядчиков?
- У нас были технические подрядчики StarLight Scenery, и мы тоже довольны сотрудничеством - очень крутые ребята. Все разрабатывалось и придумывалось абсолютно индивидуально - форматчики никаких чертежей не давали, мы только смотрели видео. Многие номера, конечно, повторили, но в этом и заключается покупка формата. Например, очень красивый номер с подвесным мостом - это форматный номер.
Некоторые идеи номеров мы немного дорабатывали - Герман по-другому их стилизовал. Например, не просто полуобнаженные молодые люди, а буддистские монахи. Такое сценическое решение было додумано.
А вообще, было произведено невероятное количество всего - костюмов, реквизита. И, как всегда, в очень короткие сроки (улыбается).
- Адаптируя The Brain, вы добавили голосование судей. Каким образом это приближает формат к украинскому зрителю?
- Это был чисто драматургический момент, скажем так, раздражитель. Зритель смотрит шоу и как-то оценивает участника. Затем оценки, зачастую разные, выставляют эксперты, и с кем-то зритель соглашается, а с кем-то - категорически нет. Мы так себе думаем, что это крючок, мотивация досмотреть до конца программы, когда будут голосовать все зрители студии - другими словами, вовлечь аудиторию в спор. Когда вас задели - вам интересно, чем все закончится. Только ради этого.
- По словам Анатолия Сябро, некоторые дорогостоящие нюансы производства вам пришлось оптимизировать.
- Вы знаете, это наше обычное состояние. Всегда есть моменты, когда мы говорим: «Ниже такой-то планки не получится», но если затраты можно оптимизировать, то, конечно, стараемся. В нашем регионе, в нашей стране все производственники с этим сталкиваются.
- А бывали ли у вас проекты, возможно, еще в докризисные годы, когда о такой оптимизации думать не приходилось?
- Честно? Были (смеется). Во-первых, мюзиклы, которые делались в хорошие времена, за деньги алкогольных спонсоров. Или когда акционер канала лично заинтересован в каком-то проекте: например, мы когда-то делали на «Интере» концерт к 9 мая, и нас просили не жалеть денег, чтобы все было красиво... Были золотые времена, но они давно прошли, и мы перестроились. Я вообще думаю, что наша компания выжила благодаря умению быть как гармошка - мы то разворачиваем меха, то сворачиваем. То беремся за очень дорогие шоу, то «Богиню шопинга» - суперэкономпакет - делаем. Ну, сейчас уже не такой суперэконом, а когда мы только начинали ее делать, еще с Ириной Костюк, как раз в разгар кризиса, все производилось за очень небольшие деньги. Но благодаря этому мы выжили.
Конечно, экономить надо всегда. Если канал установил финансовые ограничения, их нужно придерживаться, находить специалистов, которые могут и умеют работать в рамках. Опять же, почему я хвалю Германа. Есть много хороших режиссеров-постановщиков, но я думаю, что их тяжело было бы уломать экономить (улыбается). И маститые режиссеры, избалованные бюджетами, могли бы нам отказать. Как опытный продакшен мы учитываем, что можно оказаться заложником режиссера, который будет требовать доставать деньги любыми способами. А для нас важно, чтобы это был не момент чьей-то самореализации, а все работали на общий результат и в итоге на канал. Поэтому тут задача умело найти компромисс между стоимостью производства и качеством.
- Кстати, о компромиссах. Как вы думаете, недостаток финансирования повлиял на цифры «Подиума»?
- Совершенно нет. Финансирование было достаточным.
- Мы с Мартиной Макеевой говорили о том, что хотелось бы большего ресурса.
- Если вы посмотрите американский Project Runway, то увидите, что там все тоже очень скромно сделано. Теоретически нам могли бы дать еще денег, но не думаю, что это подняло бы рейтинги даже на один пункт.
- А почему тогда такие цифры?
- Мы с коллегами еще не обсуждали, мнения канала не знаем, но я думаю, что это все-таки нишевая история. Да и в Америке проект выходит на интернет-канале. Цифры «Подиума» - это ровно то количество аудитории, которое интересуется темой проекта. Для сравнения возьмем «Топ-модель по-украински». Что такое топ-модель в понимании нашей молодежи?
- Умение красиво ходить.
- Да. И в проекте такие участники, что теперь, по-моему, человек с любым типом внешности может сказать: знаете, это мой особый, новый тип красоты. Накрасились, оделись, быстро научились ходить по подиуму, и в общем-то ты уже модель. Поэтому аудитория «Нового канала» легко может идентифицировать себя с «Моделями». Модель для них - это, условно, наряды, женихи, машины и все атрибуты красивой жизни. А что такое дизайнер? Это что-то суперуникальное. Ты должен не только уметь шить, но и иметь невероятную фантазию, быть трудолюбивым, да еще и модным, потому что это отдельный талант, который вообще трудно воспитать в себе. Теперь давайте задумаемся, у какого количества аудитории есть все это?
- С другой стороны, я смотрю проект с большим интересом, хотя не умею шить, и мир моды мне не близок.
- Мы очень благодарны «Новому», Алексею Гладушевскому, Владимиру Локотко, который тогда был руководителем канала, за возможность сделать этот формат. Нам было очень интересно. Мартина Макеева, шеф-редактор Алина Беспалова, Алена Кучернюк - вся группа проекта работала с огромным удовольствием. Мы полюбили наших героев, полюбили прекрасных экспертов, все было сделано в любви. Ну, да - любовь не оказалась взаимной с многомиллионной аудиторией «Нового канала», так бывает, и это очень обидно. Может, я со я временем пойму, какие ошибки мы допустили в продакшене, но сейчас мне кажется, без ложной скромности, что мы сделали все, что могли. Кстати, в России на канале «Пятница» формат тоже не зашел. Безусловно, есть часть аудитории, и достаточно приличные просмотры в YouTube, то есть люди, которым это интересно, есть. Просто их недостаточно. А бюджет в этом формате играет очень малую роль.
- Просто я видела отзывы о том, что картинка не очень, что все выглядит дешево…
- В таком формате картинка не влияет на решение зрителя смотреть или не смотреть. Это же реалити, талант-шоу. Тут самое главное - герои: ты подключаешься и наблюдаешь за ними. Подиум в «Подиуме» есть, свет есть, костюмы есть, ткани есть… Что можно было бы добавить? Повесить люстры? Добавить осветительных приборов - это бы ничего не дало зрителям.
- Получается, это просчет канала, который не оценил, что нужно аудитории?
- Ну как просчет… Это был эксперимент, который, к сожалению, не нашел отклика. Это же классно - экспериментировать, пробовать что-то новое. К сожалению, наша аудитория не готова. Вы знаете, мы давно разрабатывали для ICTV прекрасное шоу Трампа The Apprentice, благодаря которому США теперь имеют президента (улыбается). На самом деле он был просто бизнесменом, и прославился именно благодаря шоу. Трамп - реалити-герой, практически как наши пацанки, звезда реалити-шоу. Очень крутое шоу, оно шло во всем мире - это же интересно, когда большой бизнесмен ищет людей себе в команду.
- Вы не смогли сделать формат для ICTV, потому что никто из украинских бизнесменов не захотел?
- Нет, дело не в этом. Нашлись бизнесмены, с которыми мы даже провели переговоры - не те, которые в топ-5, но парочка из них были в твердой двадцатке. Есть очень хорошие, приличные, прозрачные бизнесмены.
- Так в чем проблема?
- В том, что у нас пока, к сожалению, не бизнес-страна. Не хотят наши люди смотреть о бизнесе. Это сложно, непонятно, нужно включать голову и так далее. По сути «Подиум» для зрителей «Нового канала» - это тоже бизнес-программа. Участник должен кучу всего уметь, не есть, не спать, бороться, расталкивать всех локтями, это все очень, очень сложно. Но я надеюсь, и очень верю, что тенденция меняется, и наша страна движется в другом направлении - в сторону Европы, и мы уже не будем как русский Иванушка лежать на печи и ждать у моря погоды.
Но все-таки, это у нас в крови есть - желание быстрого и легкого успеха, поэтому форматы о работе, бизнесе пока не вызывают у зрителей отклика. Вот «Аферисты в сетях», как надурить, какие-то разборки, вывести на чистую воду, «Ревизор» - это понятно. Но как себя применить в бизнесе - такого зрители не хотят. Хотя это странно, должно же быть наоборот: люди смотрят, учатся, делают выводы, как разные психотипы ведут себя в разных ситуациях. Для меня это очень интересные психологические эксперименты.
- Видимо, люди вообще не видят себя в бизнесе.
- Да. Потому что, судя по цифрам, они даже не включались, эта тема им не нужна. Я так думаю. Почему, условно, «МастерШеф» имеет большой успех. Потому что шоу - о характерах, персонажах, а не о том, как стать профессиональным поваром. Коллеги выбрали правильный вектор, и в этом, думаю, заключается рецепт долголетия и успешности проекта.
- А что сейчас происходит с «Пацанками»?
- С «Пацанками» взят перерыв «Новым каналом». Но у всех нас есть надежда еще вернуться к этому вопросу.
- Вы знаете, по какой причине взят перерыв?
- Официальная причина - проект был дороговат.
- Но ведь и цифры были хорошие.
- Да, мы провели анализ и поняли, что в итоге, со всем количеством повторов, результат достаточно приличный. Но - дорого, и руководство канала приняло такое решение. С другой стороны, тоже неплохо: программа ушла не в стадии разложения, а на взлете - пусть зритель соскучится! Так что в этом вопросе мы пока ставим три точки. А для «Пятницы» продолжаем производство, будем делать четвертый сезон.
- Что-то еще для них делаете?
- В производстве проект «Любовь на выживание» - по формату, который «Пятница» покупает у «Нового канала». Сергей Евдокимов, будучи генеральным продюсером «Нового», запускал эту программу, а теперь адаптирует ее для российского рынка.
- Вместе с «Пацанками» вы делали сериалити «Новая жизнь». Для продакшена это был новый жанр, для рынка - почти новый.
- Да новый (улыбается).
- Ну, Плюсы же делали, ТЕТ, «Новый канал».
- Да, шоу «Богатые тоже плачут» на Плюсах было ближе всего [к жанру]. А у «Нового» получился все же сериал. Начиналось как сериалити, но в итоге превратилось в сериал.
- Вы сделали два сезона, прочувствовали этот жанр. Как думаете, нужен ли он на нашем рынке?
- Очень сложный жанр. На «Новом канале» сейчас выйдет новое сериалити «7Я Розы», и очень интересно, как зритель отреагирует. В чем сложность: сериалити строится на суперинтересном харизматичном персонаже. Но он же может уезжать, терять интерес, впадать в депрессию, уходить в загул и так далее. Или иначе: мы пишем сценарий, а все потом идет в совершенно другую сторону. И мы вынуждены останавливаться, зачастую полностью переписывать, и это, конечно, крайне нетехнологично. Наши «Пацанки» снимались по 5-6 месяцев! Было очень сложно: девочки, и это видно, дрессировке поддаются крайне тяжело (улыбается). Поэтому сказать, что мы пока сильно соскучились по этому жанру, будет преувеличением. Но точку не ставим. Я считаю, что что-то у нас, особенно в первом сезоне, получилось.
Главная проблема пацанок в том, что они глубинно немотивированные люди, у них этот сбой системный. Они ни к чему не стремятся, плывут по течению. В сериалити должно быть развитие, какая-то перспектива, движение вверх, а у нас - фальстарт, и фальстарт, опять сначала, и снова сначала. Знаний нет, прилежания и выносливости нет, желания с собой бороться нет. Хотя, конечно, очень жалко: зритель полюбил героинь, они харизматичные, остроумные, зачастую такое выдавали, что ни один сценарист не напишет.
- У меня сложилось впечатление, что зритель до конца так и не понял, с чем имеет дело. Много комментариев в духе «это сценарий или нет, их заставляют или они сами так поступают?»
- А тут же в этом и фокус, что до конца понять нельзя. Нельзя превратить это в сериал: они не актрисы, и играть не могут. Анонс, где девочки должны были сказать рекламную фразу слово в слово, мы полдня писали! Они по тексту говорить вообще не умеют - только своими словами. Это специфика работы. Но и реалити полное тоже не может быть, оно уйдет вообще вникуда.
- В запой.
- И это нельзя будет показывать ни в восемь вечера, ни в 12 ночи. Ни одна комиссия по морали такое не пропустит! Для этого и придумано сериалити - частично моделированная история. Поэтому зритель и путается, где шоу действительно моделируется, а где героини настоящие, барахтаются сами, и никто им не помогает… Знаете, под многими реалити-шоу уже пишут, что все постановочное. Зрители много чего посмотрели, а сценаристы склонны повторяться. Да, это издержки сериалити - есть в этом момент какого-то раздвоения сознания (разводит руками).
То есть зрители в общем-то правильно понимают, и надурить их полностью не удалось. Нам приходилось сценарно вмешиваться, потому что развития у девочек не было. По-хорошему надо было бы дать старт, и процесс пошел, закрутился, а мы только чуть-чуть подправляем. А так как мы все время вынуждены были что-то придумывать, эти хирургические швы зрителю видны. Факт.
- А у рестарта «Богини шопинга» была какая-то сверхзадача, кроме собственно производства проекта?
- Мне кажется, самое важное в проекте, который любил зритель, - вернуть то настроение. Поэтому сильно что-то менять нам не хотелось. И мы очень рады, что Дурнев с Дантесом по-прежнему с нами, и в хорошей форме. За эти годы подросли новые «богини», а вопрос дурновкусия актуален всегда. У нас новый эксперт, дебютант на телевидении - понятно, что не сразу все получается, но он, мне кажется, перспективный, с хорошим украинским языком, широкими знаниями в разных областях, интеллигентный - как раз получается необходимый диссонанс с комментаторами. Компания собралась симпатичная, цифры по молодой аудитории достаточно хорошие, просмотры в YouTube отличные, так что все удалось. И вообще, ТЕТ - наш давнишний любимый партнер, и скоро у нас в ним будет премьера.
- Нового проекта?
- Да, мы предложили каналу очень интересный формат. Ежедневная линейка.
- То есть собственную разработку?
- Да, мы сняли пилот, каналу очень понравилось. Сейчас запустили цикл и надеемся выйти в эфир осенью. Так что с ТЕТ у нас любовь и дружба. Ну, и «Барышня-крестьянка» наша по сей день идет, правда, в повторах. Пока мы новых программ не производили, но опять же, в переговорах, и, может, через какое-то время вернемся к проекту. Кроме того, поляки вроде бы хотят дальнейшего сотрудничества - в прошлом году мы делали обмен участниц с Польшей, сезон достойно прошел и у нас, и у них.
- Ну и Плюсы же продали этот формат в Польшу.
- Да, несколько раз Польша производила формат самостоятельно, а сейчас они опять хотят совместный сезон.
- А есть у вас в портфолио еще проекты, произведенные по собственным разработкам?
- Разработки были, но они не стали хитами. Из хитов - только «Барышня-крестьянка». В ready made это очень успешный проект, проданный в разные страны.
- Вы отметили хороший украинский эксперта «Богинь» Леонида Мартынчика как важное качество. Насколько необходимость производить проекты с большим количеством украиноязычных героев повлияла на вашу работу в целом?
- Повлияла - и при выборе экспертов в шоу «Удивительные люди», и в «Подиум». Катя Сильченко и Лиля Литковская русскоязычные, поэтому они меняются (приглашенные гости-эксперты могут говорить по-русски). А постоянные эксперты и ведущие, если вы заметили, говорят исключительно на украинском языке. Это было жесткое, стопроцентное требование канала. Сейчас мы пишем комедийный сериал для «Нового» тоже на украинском. Это наша новая реальность, и мы каждому говорим: учите украинский.
- Ольга Слонь тоже специально учила язык?
- Нет, у нее говорят в семье, и она знала украинский. Вот Маша Ефросинина, она же из Керчи, выучила - честь ей и хвала. Алексей Суханов вообще из России - и выучил! Ведущие сами понимают: если хотят и дальше работать в Украине, то, конечно, надо переходить на украинский.
- А на кастинге участников это требование как-то отражается?
- Это уже была бы дискриминация. Слава богу, на участников закон пока не распространяется - только на ведущих и постоянных экспертов. Я и сам занимаюсь украинским языком.
- А я заметила, что во втором сезоне «Пацанки. Новая жизнь» вы заговорили по-украински.
- Потому что по правилам я считаюсь уже ведущим.
- И как вам, тяжело далось?
- Нет, не тяжело. Я в институте учился по-украински, просто подзабыл язык, так как в Киеве в основном на русском разговаривают. Брак спiлкування. Но я с удовольствием впомнил, это был интересный челлендж. Хотя опять же, говорить в жизни и говорить в кадре - это разные вещи, и в этом было какое-то напряжение, безусловно. А в жизни у меня сейчас принцип: с украиноязычным собеседником говорить по-украински. У меня есть украиноязычные друзья, когда мы вместе ужинаем, то можем и два, и три часа проговорить виключно українською мовою. Если Суханов с Ефросининой выучили, то что говорить обо мне, учившем язык и в школе, и в институте! У меня в дипломе написано: актор українського театру та кiно. Для экзамена по сценической речи я сам переводил «Сапожки» Шукшина, потому что надо было на украинском. Как-то перевел, помидорами в меня не бросали (смеется).
Кстати, интересный момент. Мы начали потихоньку пробовать актеров в наш сериал, и у молодежи до 30 лет, учившейся в школе на украинском, нет ни малейших проблем - они вообще не замечают, на каком языке говорят. Я бы даже сказал, до плюс-минус 35-ти. А у тех, кто старше, четко виден порог. Так что зря говорят, мол, переводят на украинский насильно. Да, насильно, но это работает: у молодых ребят прекрасная речь, а берешь актеров 40+, и начинается: «Ой, у вас на украинском, ой, это так сложно»... Я думаю так: лучше мы, телевизионщики, сейчас пару-тройку лет поборемся, кто-то, к сожалению, отвалится из этого списка, но, как говорится, естественный отбор никто не отменял. Некоторые шеф-редакторы, оказалось, плохо владеют языком. У меня был разговор: девочки, это никому не надо. Ну как это? Вы - шеф-редакторы программы, а мы будем брать отдельно литературного редактора? Этого не будет. Ну представьте: вы работаете редактором в Англии, не зная английского языка. Нонсенс! Так и у нас. Понятно, что некоторые приехали из русскоговорящих регионов, но вы филологи - учите язык!
- Расскажите про сериальную разработку. Она одна или есть еще?
- Пока одна. У нас когда-то был неудачный сериальный опыт с «Новым каналом», после чего я получил психологическую травму (улыбается).
- Да, и мы сделали паузу, хотя до этого, еще работая с Владом Ряшиным на «Интере», сделали много хорошего: и мюзикл «За двумя зайцами», который повторяют по сей день, и прекрасную новогоднюю комедию «Кушать подано» с Марией Ароновой и Юлией Рутберг, и фильм «Папа напрокат», который СТБ до сих пор показывает, «Не торопи любовь» с Ириной Пеговой, который я до сих пор с удовольствием вспоминаю. Есть наработки в этой сфере, но я делал паузу. Как-то закрутило телевизионное производство, проектов, слава богу, было много, да и финансовая сторона легче: телевизионное производство мы делаем сразу за деньги заказчика, а сериальное производство - это зачастую консервирование финансов на длинный срок. Но, все-таки, решил попробовать вернуться. Каналам нужны украинские сериалы. Но мне хочется сделать что-то особое, потоки мелодрам и детективов - это не совсем мое, хочется работать в комедийном жанре. Так что готовим молодежную комедию, 16 серий. Больше рассказать пока не могу.
- Канал уже заказал?
- Сценарий. Система такая: сначала заказывают все серии полностью, и потом, если сценарий устраивает, заказывают производство сериала. И я вам хочу сказать, это достаточно мудро. Потому что первые серии того же «Ласточкиного гнезда» у нас были более-менее приличные, а потом, когда сценарий писали во время съемок, все, конечно, пошло наперекосяк. Сейчас мы вместе с каналом очень дотошно работаем над всеми поэпизодниками, синопсисами, характерами, никуда не спешим, не гоним результат. Это действительно редкая возможность на телевидении. Для меня, как и для канала, приоритет - это качество, хочется снять действительно хороший сериал. Поэтому мы потихоньку сами начали пробовать актеров, и перепробовали уже огромное количество: в этом жанре очень важно найти комедийные таланты, попасть в роль. Вообще хороших актеров мало, а комедийных - еще меньше, просто на вес золота. Мы их тщательно искали, и еще не остановились, но хочу сказать, что кое-кого и нашли. С нетерпением жду, когда закончим написание всех 16-ти серий, и дай бог, у канала будут желание и возможности подписать с нами контракт на производство.
- Сценарная группа ваша, из продакшена?
- Да. А редакторы, которые курируют, - это канал.
- Расскажите о команде Friends Production.
- Мы начинали с одного творческого объединения, а сейчас их 4 - больше, чем сейчас, не было, мы занимаем два офиса. Первое объединение возглавляет Юлианна Райцына - наш ветеран труда, работает с первого дня моего продюсерства и висит на всех досках почета (улыбается). Где-то 16 лет мы вместе, прошли и Крым, и рым, и медные трубы, взлеты и падения, и я очень рад, что мы до сих пор плодотворно работаем. Мартина Макеева - руководитель второго творческого объединения. Яна Федосенко возглавляет третье объединение. И четвертое, самое молодое - Елена Кричковская. Вот четыре девушки, творческие направляющие объединений, продюсеры. И есть Александр Боднар - партнер по бизнесу, вместе с которым мы создавали эту компанию. На нем - технологические, административные, финансовые вопросы. Я занимаюсь творческими, кадровыми, стратегическими, отношениями с каналами, а все остальное - наш тыл - это Александр.
Обратите внимание, с какой любовью Алексей говорит о работе: о проектах - как о своих детях, а о коллегах - как о семье
- Одна из сильных сторон вашего продакшена - кастинг. Вы специально культивировали это умение в команде, или дело в опыте и разноплановых проектах, которые доводилось производить?
- Наши кастинги удачны, так как мы понимаем их важность. Кастинг в реалити - это больше половины его успеха. Главный исполнитель, если говорить по-сериальному, по-киношному, главный герой здесь - это участники. И мы уже из опыта понимаем, что любое компромиссное решение на этом этапе не годится, особенно если речь идет о так называемом горизонтальном реалити, длинном. Например, «Пацанки» у нас бывали и по 15, и по 17 эпизодов, которые длятся по полтора-два часа. То есть героини должны быть настолько интересными и разнообразными, чтобы все это время продержать внимание зрителей. Сценаристы, редакторы могут придумать какие угодно ситуации и провокации, но если их не с кем будет делать, или это будут делать нехаризматичные участники, зритель сразу потеряет интерес. И, конечно же, все очень зависит от того, насколько продюсеры шоу являются хорошими психологами. На самом деле на кастинге иногда очень сложно предугадать героя. Участники себя накручивают, приходят, разыгрывают комедию, а потом оказывается, что это, в общем-то, и все, на что они способны. И в коллективе, когда их пускают в конкретное действие, они сразу сдуваются. Поэтому мы на кастинги всегда приглашаем психолога. Ну, не только мы - у всех такая практика сейчас. И вместе с ним разгадываем участника, глубинно его исследуем.
- А как у вас построен этот процесс?
- В каждом ТО - свой кастинг-менеджер, потому что каждый продюсер должен отвечать за свой кастинг. Конечно, было бы выгодно сделать один кастинг-отдел, как бывает на каналах, но мы не за это. Мы считаем, что каждая программа, каждое творческое объединение - это микроорганизм, в котором все должно быть автономно.
- Два года назад, описывая ситуацию на рынке, вы говорили, что мы находимся в состоянии отлива. Сегодня по количеству (или уровню) заказов чувствуете, что все начинает как-то выравниваться?
- Вы знаете, час от часу не легче (смеется). В какой-то день мне кажется, что да. В какой-то - ой, нет, опять что-то не очень. Тут все-таки индивидуально, определить среднюю температуру по больнице трудно. Я вижу, что продакшены не возникают как грибы после дождя, большинство - достаточно опытные, «престарелые» как мы. Есть несколько новых, но пока нельзя сказать, что их много. Соответственно, не могу сказать, что спрос сильно вырос. Из-за кризиса каналы очень осторожны, и многое делают сами. У StarLightMedia свой продакшен, у «Украины», у Плюсов. А мы уже отрываем крошки с барского стола (улыбается). Конечно, «Удивительные люди» - это не крошка, большой окорок нам упал, или «Подиум», или «Пацанки».
Спасибо каналам за то, что нам доверяют, но это все равно очень тонкая грань. Тут доверяют, а тут что-то провалилось - и все. Тут было много проектов, а тут ветер подул - и половины проектов уже нет. Бизнес сложный, очень сложно прогнозируемый. Но в целом я надеюсь, что каналы придут к пониманию: проекты нужно делать силами продакшенов, а не силами инхауса. Это мировой опыт. Таких больших инхаусов нет нигде, это коллективное хозяйство Советского союза. Посадить людей на ставки, таким образом их демотивировать… Я сам был инхаус. Начинал в «Мелорама продакшен» на «Интере», руководил три года, когда был бум производства. Вот уж точно, бум так бум. Программ было столько, что мы он них уворачивались как от пуль, каждую новую ждали с ужасом. Понятно, что сейчас на инхаус-продакшенах такого нет, все четко работает. Но все равно, система не та: стороннему продакшену канал может абсолютно спокойно диктовать условия, говорить: «Нет, нам это не нравится». Инхаус же канал не может сказать: «Вы сделали, извините, г…» - он вынужден поставить это в эфир, потому что это их деньги, их производство. Легко понять, почему эта схема нерабочая.
- Должна быть история как с тендером?
- Да, абсолютно. Я же общался с иностранными аудиторами, которых нанимали известно какие каналы. Они говорят: нет в мире опыта таких огромных инхаусов, потому что схема не работает. У нас люди пришли на контракт, сделали проект и ушли. А там людей надо трудоустроить, думать, что с ними делать, оплачивать простой и так далее. Все очень сложно. И этот корабль сразу становится огромным, неповоротливым. А мы мобильны, и в этом наша сила. Как и любого независимого продакшена. Поэтому я верю, что каналы все равно к этому придут, и что они начнут считать деньги жестче.
- По-моему, уже начали.
- Начали потихоньку, и мы это видим по StarLightMedia. Всем же понятно, что эта трансформация закручена акционерами неспроста. Все бьют себя в грудь, говоря, мы самые крутые, а на самом деле бюджеты раздуты. Так что рынок к этому придет - главное, чтобы мы, продакшены, додержались до дня победы (смеется). Впрочем, пока нам грех жаловаться: все четыре объединения в работе, и встречаем свое 10-летие мы в очень даже приличном состоянии и хорошем настроении.
- Трансформация в StarLightMedia на вас как-то повлияла? Люди, с которыми вы коммуницировали на каналах, изменились?
- Нет. И мне кажется, что она проведена очень грамотно. Вся система ясна, все хорошее сохранено. На СТБ сейчас Людмила Семчук, мы ее прекрасно знаем - она работала и на «Новом», и на СТБ. Для всех, кто работает на канале, она абсолютно понятный человек, который знает целевую аудиторию. Алексей Гладушевский давно то производил на «Новом», то был продюсером «Нового». На ICTV команда полностью сохранилась. Так что нам работать комфортно. Пока, во всяком случае.
- Сейчас вы работаете над сериалом. А не было желания попробовать полный метр?
- Сейчас - нет. Честно вам скажу: учитывая, что сейчас производится, и какая аудитория ходит в кинотеатры, нужно снимать очень примитивные истории. Мне это немного напоминает разгул корпоративного кино имени Александра Панкратова-Черного, который был в 90-х. Но это абсолютно нормально, и коллеги молодцы, что работают. Это болезнь роста, нужно пройти все этапы. У нас нет ни сценаристов, ни режиссеров, ни продюсеров, и на воздушном шаре нам этих людей никто не привезет. Они должны развиваться - от простого к сложному, поступательными телодвижениями. Мне же откровенно дешевый продукт делать не хочется, честно скажу. И даже если фильм соберет отличную кассу, я не буду этим гордиться. У меня, к большому сожалению, есть внутренние критерии: какие-то плохие программы мне делать не стыдно, а плохие фильмы - стыдно (смеется). Может, потому, что я актер по образованию, не знаю. Но вот стыдно.
Конечно, я не говорю обо всем нашем кино, не зачеркиваю все, что уже было сделано, просто мне пока в этом процессе участвовать не хочется. Но скажу честно: если бы сценарист и режиссер пришли ко мне с хорошим сценарием и видением, то, конечно, я пошел бы в Госкино, и с удовольствием это сделал. Но не было такого. Не хочу никого критиковать: ты сначала сделай сам и покажи, как надо. Поэтому я сейчас пытаюсь попробовать на сериале, и если что-то получится, и сформируется группа, может быть, дальше попробуем что-то сделать и в полном метре.
Знаете, когда я, смотря что-то, по-хорошему расстраиваюсь и чувствую, что во мне говорит зависть? Когда я вижу что-то очень хорошее. Потому что мне, конечно, тоже хочется создать такой продукт. Буду непатриотичен, но есть сейчас такие сериалы в России. Например, мне очень понравился сериал «Звоните ДиКаприо», хотя режиссера Жору Крыжовникова я знаю, и не могу сказать, что пьяный русский, разухабистый юмор фильма «Горько» - моя история. А этот сериал мне очень понравился. И еще несколько. Там и сценарий, и режиссура, и прекрасная игра актеров - такое, конечно, хочется, снимать для Украины, но для этого нужны новые люди. Новые сценаристы. Вот недавно смотрел сюжет про известного советского сценариста Виктора Мережко. Он сказал: «Три ингредиента хорошего фильма: сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Очень люблю актеров, уважаю режиссеров, но, честно говоря, согласен с Виктором. С другой стороны, слава богу, что у наших сценаристов сегодня много работы. Вы же знаете, что те же «Измены» - прекрасный русский сериал - написала сценаристка, работавшая в «Интернах». Она набила руку, причем в «братской могиле» с кучей других авторов, отточила свое перо настолько, что смогла сама написать крутейший многосерийный сериал, очень интересный. Конечно, он был отлично снят, и сыгран, но я сейчас говорю конкретно о сценарии. Наши сценаристы оттачивают мастерство на сериалах канала «Украина», СТБ. Кстати, очень рад успеху «Крепостной», потому что это тоже показатель. СТБ и FILM.UA вложили большие деньги - и посмотрите, какой результат, какой отклик, какие рейтинговые показатели. Это очень красиво, у нас давно не было такой костюмной драмы, при этом основная масса актеров - украинские: прекрасные, любимые, они там сверкают. Конечно, сердце радуется, что мы уже дожили до такого уровня.
- Вы сказали: «Я не буду гордиться». А можете назвать тройку проектов Friends Production, которыми вы гордитесь?
- Горжусь первым, с которого началась наша компания. Это была «Фабрика звезд 3» - вот тут фотография в желтой рамочке. Можно сказать, мой любимый проект.
В кабинете Алексея много фотографий
А стены офиса украшены постерами проектов, в разные годы произведенных компанией
Хотя перед этим у нас была очень интересная вторая «Фабрика» с Натальей Могилевской - безумная, нервная, эмоциональная. Начали мы с долей 7%, а закончили с долей 20%, и для «Нового канала» это были рекордные показатели. Даже сказали, что наши бюсты поставят в холле канала - все ждем, когда это случится (смеется). А «Фабрика-3» с самого начала была просто счастьем: шикарные рейтинги, интеллигентный Константин Меладзе, отличные участники. Вот работа - счастье. Ну, конечно, первые «Танцы со звездами», когда в финале проголосовал миллион зрителей, обвалив «Киевстар», как в новогоднюю ночь. А третий проект, наверное, первые «Пацанки». Потому что они тоже стали знаковыми для нас: и в Украине успех, и три шикарных сезона с рекордными цифрами на «Пятнице» (выше нет ни у одного шоу на канале), и «ТЭФИ». Причем интересно, что в России каждый следующий сезон собирает выше предыдущего, а в Украине самый крутой по рейтингам и просмотрам - первый. Говоря о третьем проекте, я бы даже сказал, что «Пацанки» в общем, как движение. И спасибо большое «Новому каналу», который пригласил нас делать этот рестарт.
- В субботу компания отпраздновала 10-летие. А когда на самом деле день рождения Friends Production?
- Трудно сказать точно. Свой первый контракт на проект мы подписали в мае - это была «Фабрика звезд-3». До этого жили на подножном корме, ходили на каналы, предлагали идеи, сняли офис, проводили мозговые штурмы, нащупывали пути. Я помогал делать «Все для тебе» на «1+1», потому что там как раз ушла команда. Из компании Star Media мы ушли в новый год, январь погуляли, и с февраля-марта начали уже как-то задумываться, что делать дальше (улыбается).
Я раздобыла для вас несколько фотографий с празднования юбилея
Продакшен пригласил всех,
с кем сотрудничал в разные годы
А перед вечеринкой - традиционноая фотосессия
- Мы все время говорим о проектах, так или иначе связанных с работой. А как зритель вы что смотрите?
- Ой, легко могу сказать. Я люблю биографические фильмы о звездах, об интересных людях, и такие же телепрограммы. Люблю программу «Однажды» на канале НТВ, и вообще документальные, мемуарные истории. И западные, и российские. Украинских, к сожалению, в этом жанре видел мало, но тоже есть неплохие.
- А знаете, какие самые популярные запросы о вас в Гугле? «Алексей Гончаренко почему лысый» и «Алексей Гончаренко жена». Расскажите немного о вашей супруге.
- Илона была одноклассницей нашей общей подруги, она нас познакомила, и вот так все закрутилось. Нашли общий язык, общность интересов, хотя мы из разных городов, разных жизненных сфер (она вообще не из мира медиа - работала директором магазина). Я был уже зрелый, она уже что-то видела в этой жизни - мы поняли, что пришло время. И знаете, за все эти 5,5 лет, я ни разу не пожалел. Мы живем в гармонии, взаимном уважении друг к другу, она очень хорошо влилась в компанию всех моих друзей. После встречи со мной Илона не работала (смеется), ее трудовая деятельность закончилась, а сейчас у нас двое детей, две девушки, одной из которых на днях два месяца исполнилось. Живем дружно, за городом, вот так.
А почему лысый, кстати, тоже могу рассказать, в этом нет секрета. Люди часто думают, что вследствие каких-то болезней, но на самом деле - от стресса. Как мне объяснил доктор, стресс бьет по разным органам: у кого-то - по сердцу, у кого-то - на желудке сказывается, у кого-то инсульт на почве стресса. А у вас, говорит, стресс ударил по волосяным фолликулам. Для женщины это было бы трагично, а для мужчины - ну что ж. Как говорится, вашему типу красоты это подходит. Слава богу, голова не квадратная (смеется). История с моим облысением произошла, когда я еще «Танцы» делал. Помню, комплексовал, а Володя Зеленский как-то снял с меня эту кепку: «Все, Леша, привыкай. Так будет». Ну, я привык и даже не помню, были ли у меня эти волосы, потому что прошло больше 10 лет. Так что - тьфу-тьфу-тьфу - тут тоже история не драматичная. Правда, не лечится это заболевание, я слежу за новостями. Но так как у нас технический прогресс, и все развивается, точку в этом вопросе тоже не ставим.
Готовясь к этому интервью, я обнаружила, что за столько лет работы, произведя 43 проекта, Friends Production так и не получил главную украинскую телевизионную награду. Что ж, у компании в этом году десятилетие, у «Телетриумфа» есть номинация «за вклад» - понимаете, о чем я? Надеюсь, наши телеакадемики подумают об этом. Время до церемонии награждения еще есть.
Фото - Андрей Полищук, Никита Кабанов, facebook.com