Радиостанции Баграева, Курченко и Евтухова выступили против квотирования эфира
Крупнейшие радиохолдинги Украины – «Тавр медиа», Радиогруппа УМХ и Business Radio Group – выступили против квотирования музыкального радиоэфира, заручившись поддержкой Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания (должен следить за выполнением квот) и украинских музыкантов (Руслана, Джамала, Потап и Светлана Лобода).
На тематическом круглом столе, состоявшемся на прошлой неделе, радийщики назвали квотирование «хуторянской инициативой и очередным актом популизма, который заставляет артистов выбирать между украинской публикой и мировым музыкальными рынком, ведет к банкротству украинских радиостанций и фактически вводит цензуру, ограничивая право на свободу творчества». Причиной столь резкого заявления стал законопроект № 3822, написанный Олегом Ляшко, Игорем Артюшенко (БПП), Олегом Медуницей («Народный фронт») и Иваном Крулько («Батькивщина») по инициативе министра культуры Вячеслава Кириленко. Документ предусматривает 50% украинской музыки в радиоэфире (равномерно распределенные в течение суток), 75% композиций – то есть 37,5% – должны быть на украинском языке.
Квоты Кириленко не поддерживают крупнейшие игроки радиорынка – группа «Тавр медиа» Виктора Пинчука и Николая Баграева («Русское Радио-Украина», «Хіт FM», Kiss FM, «Радио Рокс», «Радио Мелодия», «Радио Relax»), «Радиогруппа УМХ» беглого Сергея Курченко (сетевые «Авторадио», «Ретро FM», «Наше радио», Europa Plus и «Радио Пятница», а также локальные «Джем FM», «Голос Столицы» и Lounge FM) и Business Radio Group Анатолия Евтухова («Шансон», «Бизнес» и «Любимое радио»). Вместо квот радиогруппы предлагают министру позаботиться о реальной поддержке украинской музыки: урегулировать систему коллективного управления авторскими и смежными правами, обеспечить надлежащую финансовую поддержку музыкальных учебных заведений, музыкальных фестивалей и сделать частичный возврат аренды главной концертной площадки «Дворец Украина».
Самым информативным оказалось выступление представителей «Тавр медиа». Председатель холдинга Игорь Чернышов предложил рассмотреть мировой опыт по квотированию музыкального продукта: к примеру, во Франции квота на франкофонную музыку составляет 40%, но по факту всего 20% музыки записано на французском языке; в Польше квота 33% исполняется за счет ночного эфира, а с 5 утра и до полуночи в эфире можно услышать только 20% композиций на польском языке; в Канаде действует квота 35% локального продукта, в языковая квота есть только в трех франкоязычных провинциях (Квебек, Онтарио и Альберта), причем франкоязычной считается иностранная музыка на французском языке. Там же снижены квоты для ретро, а инструментальные станции от квот освобождены (или для них действует квота 15%). Радиостанции для этнических меньшинств вообще не квотируются.
Первой в мире квоты ввела… Австралия, еще в 1942 году. Сейчас там действуют квоты на композиции локальных певцов (не на язык), дифференцированные для разных радиоформатов: 25% для современной поп- и рок-музыки; 20% - для классической рок- и поп-музыки; 15% - для ретро; 10% - для узкоформатных станций (классика, джаз, электронная музыка и т.д.).
Предложенное законопроектом квотирование губительно скажется на англоязычной украинской музыке: по словам Виталия Дроздова, группам «Онука», The Hardkiss, Stoned Jesus и др. попросту придется отказывать в ротации. Под квоту не попадут популярные в Украине белорусы BRUTTO, у которых появилась украиноязычная песня «Вечірнє сонце». А что делать с радиостанцией Kiss FM, 54% эфира которой составляют инструментальные треки? Музыкальная индустрия развивается, и каждый год появляется все больше украинских песен, но очень мало – на украинском языке. «В течение декабря-января украинские артисты принесли нам для ротации 52 песни, из них только 8 – на украинском языке», - признался он.
Также у Дроздова искреннее удивление вызвала недавняя пресс-конференция украинских музыкантов, (в частности, групп ВВ и KOZAK SYSTEM), жаловавшихся, что их не крутят по радио: «Я зашел в плейлист «Радио Рокс» и увидел две песни KOZAK SYSTEM. Также мы в конце прошлого года два месяца крутили их рекламный тур, причем бесплатно. В ротации у нас 14 песен ВВ. «Хіт FM» крутил «Щедрик» в новогодние праздники в «горячей» ротации. На Kiss FM проходил конкурс ремиксов на песни ВВ. В утренних шоу наших радиостанций проводились розыгрыши билетов на юбилейный концерт ВВ и крутилась реклама концерта. Когда мы встретились с Олегом Скрипкой, он признался, что был втянут в политические игры, и имел ввиду, что радиостанции должны стать ближе к артистам», - отметил менеджер.
По поводу квотирования Дроздов привел пример из родной Беларуси: там нормы менялись из года в год и привели к тому, что одну радиостанцию стало трудно отличить от другой, а слушатель попросту ушел в интернет. В 2004 году появилась квота 50% белорусской музыки в радиоэфире, в 2007 году – уже 75%, но когда увидели, что квоту сложно выполнять, норму ослабили до 8 эфирных часов (с 06:00 до 24:00) с квотами.
После введения квот в Беларуси недельный охват радиостанций уменьшился
Дроздов уверяет, что с каждым годом радиостанции увеличивают процент украинской музыки и уменьшают процент российской в коммерческое время (07:00-23:00).
На «Радио Рокс» сегодня – 15% украинской музыки против 1% российской музыки, но и этот процент уменьшился
На «Хiт ФМ», которая лидирует в рейтингах GfK, уже 6 лет нет русской музыки, а доля украинской выросла с 12% до 20%
На «Радио Шансон», которое также лидирует в рейтингах GfK, – 39% российской музыки и 61% украинской
С Kiss FM все сложно, поскольку в электронной музыке редко встречается вокал (соответственно, требуемые украиноязычные тексты). Тем не менее, в эфире – 7% украиноязычных композиций против 14% русскоязычных
С изменением музыкальной политики на «Русском радио» группа «Тавр» получила проблемы с российским собственником формата. Напомню, первые шесть лет (2004-2010) у радиостанции был плейлист из Москвы, но в 2010-м появилось 40% украинских песен против 60% российских. Сегодня 60% музыкального наполнения составляет украинская музыка и только 40% – российская.
Судя по всему, пока что законодатели не настроены прислушиваться к рынку (впрочем, как всегда), ну а как будет развиваться ситуация – понаблюдаем.
Фото - yvision.kz