]
Facebook LiveJournal Twitter

Нацсовет вынес каналу «Украина» предупреждение за трансляцию сериала «Не зарекайся». ОБНОВЛЕНО

15:57 28.04.2016 0

Новый акт драмы под названием «Народ против сериала «Не зарекайся» (и канала «Украина»)» сегодня развернулся на заседании Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. После четырехчасовой дискуссии регулятор абсолютным большинством голосов вынес каналу предупреждение по аналоговой лицензии. Кроме того, регулятор собирается запросить оценку сериала у СБУ.

Юридически Нацсовет сослался на нарушение сразу пяти законов, посчитав, что информация, показанная в сериале, может нанести вред телезрителям. Отдельным пунктом в тексте решения регулятор напомнил о социальной ответственности и недопустимости трансляции продуктов, которые унижают граждан, разжигают рознь и искажают реальные события в стране.   

Все четыре часа присутствующие обсуждали нюансы сюжета «Не зарекайся». На заседании присутствовали продюсер сериала, главный сценарист и директор Front Cinema Татьяна Гнедаш и гендиректор «Украины» Евгений Лященко. Общественность на заседании представляла вездесущая «Відсіч», а также воины АТО. О чем говорили – расскажу вам совсем скоро.

Нацсовет, Не зарекайся, канал Украина

Стараниями аппарата Нацсовета Татьяну Гнедаш посадили рядом с воином АТО

Надеюсь, вы догадываетесь, насколько горячей была дискуссия, и не пропустите мой рассказ о ней.

UPD

Как я сообщала вчера, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания вынес предупреждение каналу «Украина» из-за трансляции сериала «Не зарекайся». Почему члены регулятора приняли такое решение – сейчас попытаюсь объяснить, кратко изложив основные тезисы обсуждения, продлившегося четыре часа.

Суть претензий

Дискуссия строилась преимущественно вокруг 66 эпизода многосерийника производства компании Front Cinema, в которой киевлянка берет в заложницы переселенку из Донбасса, муж которой воюет на стороне сепаратистов. Женщина рассчитывает обменять заложницу на своего сына, попавшего в плен к боевикам. Также на заседании припомнили 5 серию «Не зарекайся», где героиня цитирует «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, экстраполируя дефиницию «гражданская война» на сегодняшние события в Украине.

Нацсовет получил жалобы пяти граждан и медиагруппы «Картель», которые утверждают, что сепаратисты в сериале изображены в положительном ключе, там не говорится о роли России в событиях на Донбассе, происходящее герои называют «гражданской войной», а бойцов украинской армии называют «украми», «кучкой фашистов» и «кровавой хунтой». Кроме того, в сериале практически нет украинского языка – все персонажи говорят по-русски, на экране часто появляются флаги самопровозглашенных республик и георгиевская лента, но практически нет украинского флага.

Позиция всех остальных

Перед обсуждением глава регулятора  зачитал заявление Независимого медиасовета (Наталья Лигачева и Ко), не нашедшего нарушений, но отметившего недопустимость использования слов «укры», «каратели» и подобных. Общественный совет при Нацсовете, рассматривавший вопрос накануне, также не нашел нарушений законодательства в «Не зарекайся».

Поддержал канал «Украина» и глава StarLightMedia Владимир Бородянский, указавший в письме, что сепаратизма в сериале не увидел. А замглавы SLM Анатолий Максимчук, присутствовавший на заседании, попросил Нацсовет не рубить с плеча, поскольку от этого решения зависит будущее картин об АТО на украинском телевидении. Сергей Созановский, заглянувший на заседание по другому вопросу, напомнил, что сейчас канал «Украина» снимает сериал о военном госпитале, где в частности рассказывается о том, как лечатся бойцы АТО. И обратился к международному опыту: к примеру, в фильме «В центре внимания» – множество спорных моментов, но картина получила «Оскар»  и другие награды. Поэтому Нацсовету не стоит переходить грань: любое кино должно вызывать эмоции – как негативные, так и позитивные, и это нормально.

Естественно, писали в Нацсовет и те, кто против сериала. Нардеп Владимир Парасюк в своем послании процитировал героиню-переселенку, которая говорит: «Мы хотим, чтобы Донбасс был свободным и чтобы киевские олигархи от нас отстали». И назвал недопустимым выход сериала об АТО «на канале донецкого олигарха». Более радикальным было письмо Ирины Довгань из Донецка, пострадавшей за украинский флаг (ее, приковав к столбу, избили донецкие сепаратисты): она рассказала, как была в плену, как ее пытали российские военные (в частности люди кавказкой внешности), и объяснила, что сериал искажает реальность.

Экс-член Экспертной комиссии Госкино Алексей Куринный процитировал неоднозначные реплики героев сериала (к примеру, в третьей серии медсестра из самопровозглашенной ДНР говорит, что скальпелем готова сражаться с «хунтой»), описал их действия (украинский прокурор принимает противоправные решения в отношении жителей Донбасса) и сделал вывод: зрители из Крыма и временно оккупированных территорий могут посчитать украинцев карателями. Также эксперт уточнил: из всех волонтерских организаций, работающих на Донбассе, в сериале упоминается только Фонд Рината Ахметова, что, по его мнению, неправильно.

Перед заседанием Нацсовет получил результаты трех экспертиз: две были сделаны по заказу канала «Украина», еще одну, которую Юрий Артеменко назвал независимой, написала профессор Института социальной и политической психологии Любовь Найденова. Последнюю члены регулятора и приняли во внимание (остальные, мол, сделаны непрофильными организациями). Проанализировав серии на предмет воздействия на телезрителя, Найденова подчеркнула, что некоторые сцены вызывают у зрителя тревожное состояние или негативные эмоции, некоторые – формируют неправильное представление о реальности, а некоторые дословно описаны как «зрада». Каким-то образом вывод эксперта оказался на канале «Украина» еще до заседания Нацсовета (по словам юриста Евгения Буцана, его предоставили сотрудники регулятора во время проверки), поэтому сюрпризом для представителей вещателя не стал. Канал удивило отсутствие подписи эксперта, печати и бланка Института, а также наличие четкого технического задания: делая выводы, эксперт последовательно отвечает на поставленные кем-то вопросы. Юрий Артеменко ответил, что регулятор экспертизу не заказывал – Найденова, мол, сама себе задавала эти вопросы, а подпись эксперта отсутствует, поскольку письмо получено по электронной почте. И вообще, все это не стоит обсуждения, поскольку важнее выяснить, как письмо попало на «Украину», и наказать виновных.      

Позиция канала «Украина»

Гендиректор канала Евгений Лященко начал с того, что сценарий писался 1,5 года назад, и что никто не собирался никого обижать сериалом – авторы хотели всего лишь соблюсти баланс мнений. Критики продукт не смотрели, но осуждают. А сериал – рейтинговый, идет в эфире с января, и в среднем его смотрит 3 млн людей ежедневно, что подтверждает интерес зрителей, которым было бы правильно тоже дать слово. Татьяна Гнедаш заверила, что сериал – о любви, а история с киевлянкой, взявшей в плен переселенку, разрешилась через 4 серии, но поскольку их никто не смотрел, у критиков сложилось ложное мнение. Как именно завершился эпизод, Татьяна не рассказала, но подчеркнула, что ее позиция – проукраинская. Главный юрист вещателя Евгений Буцан напомнил о юридической составляющей: канал не нарушил ни одной нормы законодательства, и у Нацсовета нет юридических возможностей вынести «Украине» предупреждение (прокатка сериала действительна, что подтвердила Экспертная комиссия Госкино).

В заключительной же речи Лященко согласился с утверждением, что канал ходит по «минному полю», показывая сериал о войне, когда война не закончилась. И постарался объяснить далеким от индустрии обвинителям, что канал на трансляции «Не зарекайся» не зарабатывает, поскольку в нынешних условиях может заработать только на покупном контенте. Экспертов, выводы которых канал предоставил Нацсовету, «Украина» не проплачивала, но они отметили, что сериал не нарушает законодательство. И регулятор должен был обратить на это внимание.      

Позиция украинских бойцов

На заседание были приглашены украинские бойцы, воевавшие на Донбассе. По понятным причинам их выступления были очень эмоциональными: авторы сериала «плюнули в лицо всем защитникам Украины», поскольку не были ни в одной горячей точке Донбасса, не видели домов, разрушенных российским оружием, не знают, что такое война, не понимают, что по той стороне баррикад – не сепаратисты, а регулярные войска РФ. Воины порекомендовали создателям многосерийника поехать на передовую, чтобы увидеть все своими глазами. А также поинтересовались, кто консультировал сценаристов. Татьяна Гнедаш ответила, что это был работник Минобороны, имя которого указано в титрах.

Не обошлось и без обвинений. Бойцы возмутились тем, что Лященко пришел с вооруженной охраной (как оказалась, охрана была без оружия). Гнедаш сказала бойцам, что их используют (кто именно – не указала). Бойцы ответили, что Татьяну использует владелец вещателя.  

В перерыве участники АТО поинтересовались у Сергея Созановского, готов ли он снять проукраинский фильм о событиях на Донбассе. Сергей Леонидович согласился, попросив прислать «яркую историю». На вопрос, готов ли он снять фильм «о чудачестве попов российской православной церкви», был получен точно такой же ответ. А на вопрос, почему он «не выучил украинский язык», Созановский ответил, что сам – из Львова,после чего вопросы у бойцов закончились.

Позиция Нацсовета

В начале обсуждения Юрий Артеменко напомнил, как 18 апреля Экспертная комиссия Госкино не нашла нарушений в сериале «Не зарекайся», тем самым оставив его прокатное удостоверение в силе, после чего была распущена главой ведомства Филиппом Ильенко. И как бы намекнул, что все вопросы – к Госкино, которое может запретить многосерийник.

После выступления всех присутствующих и обсуждения результатов «независимой» экспертизы Юрий Артеменко предложил высказаться каждому из членов регулятора. Сергей Костинский зачитал заготовленную речь, в которой поинтересовался, почему местом действия фильма о любви был выбран воюющий Донбасс; отметил, что некоторые сцены сериала искажают реальные события, провоцируют раскол общества и разжигают вражду (некоторые сцены); сделал вывод, что сериал создает опасный прецедент для тех, кто занят в производстве телеконтента. Ульяна Фещук призналась, что после просмотра нескольких серий не прониклась сочувствием к жителям Донбасса, «а скорее наоборот», поскольку в сериале использован язык ненависти. Катерина Котенко назвала сериал не стоящим обсуждения и призвала глав телеканалов думать о последствиях и выпускать в эфир телепродукты, которые объединяют жителей страны, а не разделяют. Олег Черныш высказал мнение, что история о матери украинского воина, которая берет в плен переселенку, равнозначна истории о распятом мальчике. Ольга Герасимьюк напомнила, что всем, кто берется за такие темы, нужно побывать на месте событий и пообщаться с их участниками, чтобы понять, что происходит на самом деле. А представители вещателя не понимают, что происходит, и строят защиту не на том, обращая внимание на экспертизу без подписи и уверяя, что в сериале «показаны мнения всех сторон». Александр Ильяшенко согласился с коллегами, добавив, что зритель не разделяет кино и реальность, принимая все за чистую монету. Юрий Артеменко пошел дальше, предложив отправить всех телеменеджеров в зону АТО – тогда, мол, они перестанут выдавать в эфир глупости. Глава регулятора сообщил о подозрениях, что именно такой сериал вышел на канале Рината Ахметова не случайно, а затем спросил, почему сериал о событиях в Украине снят исключительно на русском (нужно было соблюсти языковый баланс) и почему Фонд Рината Ахметова выступает в картине главным волонтером.

Фото - bbs.wenxuecity.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...